Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы : коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, привели к значительному увеличению лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Исследование данной проблемы в сегодняшних условиях – необходимая часть, как в социологической, так и в психологической отраслях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Виды проституции:

а) Мужская

б) Женская

в) Детская

6) Самоубийство – намеренное лишение себя жизни.

Виды суицида (классификация номер 1):

а) Завершенный суицид.

б) Суицидальные попытки.

в) Намерения.

Виды суицида (классификация номер 2):

а) Индивидуальный.

б) Массовый.

7) Правонарушение – юридические факторы, которые противоречат нормам права и нарушают установленный в стране порядок.

Виды правонарушений:

а) Преступление – общественно  опасное деяние, предусмотренное  уголовным законом, виновно совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Например, убийство, изнасилование, воровство.4

б) Проступок – противоправное и виновное деяние, не представляющее собой большой общественной опасности  и регулирующаяся нормами различных отраслей права.5 Например, вызывающая манера поведения, сквернословие, пьянство, бродяжничество.

Формы девиантного поведения:

1) Отклонение в сфере морали – нарушение моральной нормы с точки зрения достоинства, чести, долга, ответственности. Моральная норма – модель поступков человека, его определенных идеальных черт. В различных исторических условиях понятие моральной нормы разное. В ходе всего исторического развития выработаны следующие нравственные принципы: любовь к Родине, Отечеству, своему народу; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; добросовестный труд; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; взаимопонимание в семье; честность и правдивость; нравственная чистота, простота и скромность.

2) Социальный паразитизм – антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов, уклонение от общественно полезного труда, жизнь за чужие средства, тунеядство.

Виды социального паразитизма:

а) Попрошайничество.

б) Использование государственной  собственности.

в) Проституция.

г) Азартные игры.

3) Бюрократизм – аномалии в деятельности управленческого аппарата, выражающаяся в различных злоупотреблениях, допускаемых должностными лицами.

Виды бюрократизма:

а) Канцелярщина.

б) Волокита.

в) Пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

г) Неудовлетворительная организация дела.

д) Приверженность старым методам  управления.

Различая формы и виды отклоняющегося поведения, надо иметь в виду, что  не бывает чистых типов, практически  все девианты имеют сразу несколько  разновидностей. Например, проституция  и преступность почти всегда сочетаются с алкоголизмом и наркоманией.

Все вышесказанное дает примерное  представление о девиантном поведении, что в дальнейшем поможет раскрыть его причины и изучить социальные условия возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Подходы к изучению  девиантного поведения.

В конце XIX начале XX в. были распространены различные биологические и психологические трактовки причин девиации. Каждый ученый и группа исследователей имели на этот счет свое собственное оригинальное мнение.

Итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) – тюремный врач-психиатр, профессор Павийского и Туринского университетов. Ему принадлежит теория «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию под названием «Преступный человек». Он пришел к выводу, что преступник – это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни. Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается врожденными особенностями, свидетельствующими об отставании в развитии и преступных наклонностях. Ученый разработал систему физических признаков и психических черт этого типа, которые характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д. Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности. Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это – одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке. Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности. В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление – это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени. Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике.

Американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898-1977) – профессор Гарвардского и Чикагского университетов, начальник Лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Создал теорию, согласно которой телосложение человека может многое сказать о его личности. Выделил следующие типы телосложений:

 1) Эндоморф характеризуется шарообразными формами, насколько это вообще возможно для человека. У такого индивидуума круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги, с большим количеством жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. При длительном голодании он становится, по выражении Шелдона, просто изголодавшимся эндоморфом, но не приближается по баллам ни к эктоморфу, ни к мезоморфу. Этой конституции большой степени сопутствует избыточное жироотложение. Таким свойственна общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

2) Мезоморф - это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, профильные размеры невелики. Таким свойственна склонность к беспокойству, активность и пониженная чувствительность. Как раз мезоморфы и склонны к девиациям.

3) Эктоморф - это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, сдвинутый назад подбородок, высокий лоб, узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура неразвита. Явному эктоморфу совершенно не грозит ожирение. Таким свойственна склонность к самоанализу, повышенная чувствительность и нервозность.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки, руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Основное направление его научных исследований — социальная девиация. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает, что отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Профессор Иванов же более конкретизировал эту причину. Он понимал под главной причиной возникновения отклоняющегося поведения изменение норм. Одни нормы исчезают, а другие еще не успевают появиться или колеблются, следовательно у людей нет понятия о том, как правильно вести себя в обществе. Отсюда и происходит девиантное поведение.

Миллер считал, что виной всему  является различная система ценностей  тех или иных слоев общества. Например, у банды преступников главными ценностями  жизни являются такие вещи, как  готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям, везение. Другие же люди, не относящиеся к данной субкультуре, ценят в своей жизни совсем другие, немного выше описанные качества. Именно поэтому банда преступников выступает для них в роли девиантов. Культура низших слоев, по Миллеру, придает огромное значение ряду таких «первостепенных» принципов, как нарушение общественного спокойствия (приветствуются стычки с полицейскими, школьным начальством, социальными работниками и т.д.); доказательство своей «крутизны» (наличие физической силы и умение побеждать в драке); наглость (способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поиск острых ощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинство важнейших событий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судьба); автономия (желание освободиться от внешнего контроля и принуждения). Хотя все эти принципы не являются внутренне или обязательно преступными, следование им создает ситуации, в которых высока вероятность использования моделей поведения, носящих противозаконный характер. Так, желание выглядеть «крутым» влечет за собой словесные оскорбления других и физическое насилие над ними, а стремление к острым ощущениям может привести индивида, например, к угону автомобиля.

Американский социолог Говард Беккер (1899 - 1960) - известен своим вкладом в изучение профессиональной социализации, исследование девиантных субкультур и карьер, анализом молодежной культуры и высшего образования. Он отверг многие психологические, социологические и биологические объяснения девиаций, так как считал, что они основаны на медицинской точке зрения. Причина Беккера все таки более политическая. Он утверждал, что есть некоторые влиятельные группы общества, такие как законодатели, судьи, врачи, известные политики, которые сами создают девиацию, то есть наклеивают ярлыки, ставят клеймо на членов менее влиятельных групп. Например, в России считается, что теракты создают кавказцы, кто бы на самом деле этот теракт не совершил. Таким образом, по теории Беккера получается, что степень девиантности поступка зависит от того, как его оценивают другие люди.

Российский ученый-юрист Яков Гилинский – криминолог, доктор юридических наук, профессор, считал, что девиантное поведение возникает в связи с социальным неравенством в обществе. Разные социальные группы по-разному удовлетворяют свои потребности и имеют разные возможности.

Социологи, называющие себя «радикальными  криминологами» утверждают, что отклоняющееся  поведение обусловлено конфликтом между разными слоями и группами общества. Например, сотрудники полиции винят во всем представителей низших слоев, от которых трудно встретить сопротивление, в то время как представители власти могут откупиться или воспользоваться связями.

Культурологи считают, что девиантное поведение возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Разные группы отличаются нормами и интересами. Например для уличных банд или заключенных полиция ассоциируется с карательной или продажной организацией, а у нормальных людей со службой по охране порядка и защите частной собственности.

Лемерт ввел понятия первичной и вторичной девиации. Первичная девиация – это когда человек отклоняется от норм, но при этом его жизнь не меняется кардинально, он еще не считает себя девиантом, а окружающие смотрят на его поступки сквозь пальцы. А вторичная – это когда общество уже признало человека девиантом, поставило на него клеймо, начинает общаться с ним как с девиантом, а он в свою очередь привыкает к этой роли и естественно в его жизни происходят характерные изменения. Прерываются многие социальные связи, падает престиж, падает статус. Такой человек может быть отстранен от работы, отчислен из учебного заведения, другие девианты принимают его к себе в группу, прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. Все это создает дополнительные возможности для повторения девиантных поступков.

Линтон (1893-1953) - американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии второй четверти 20 в. Его основная работа "Изучение человека" (1936) была попыткой достичь синтеза антропологии, психологии и социологии в рамках единой дисциплины, изучающей человеческое поведение во всей его полноте. Он ввел понятия нормативной и модальной личности. Нормативная личность – это идеал человека для данной культуры, человек, который больше всего этой культуре соответствует. Модальная же, наоборот, более распространенный тип отклоняющейся личности. И чем более нестабильным становится общество, тем больше становится модальных личностей, а нормативные хорошо держатся в стабильном обществе, так как являются его основой и получают достаточное вознаграждение за свое идеальное поведение.

Информация о работе Девиантное поведение