Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа
Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Вопрос об укреплении нынешнего Российского государства самым тесным образом связан с пониманием оснований его целостности. Речь идёт о таком понимании этой проблемы, которая обосновывает юрисдикцию государственной деятельности в пределах данной территории и одновременно - роль данного государства в качестве субъекта международного права.
На территории современной Российской Федерации проживает более 140 наций народов и народностей.
Однако разгорающиеся
и тлеющие очаги
В ряде вышедших в последнее время западных монографий достаточно подробно описан процесс реанимации исламских и этнических (прежде всего тюркских) ориентаций советских окраин. В связи с событиями в Чечне и в Дагестане возможность исламской угрозы существует и в России. Здесь имеются религиозные противоречия на Северном Кавказе (суннитский и суфийский ислам), и эти исламизированные районы и республики Северного Кавказа обладают наибольшим потенциалом конфликтности, связанным с этноплеменными историческими разделами, завоеваниями, обидами и претензиями. Максимальная концентрация таких претензий наблюдается в Дагестане, который был очень легко дестабилизирован со стороны Чечни. У руководства чеченских сепаратистов существовал план «Большой Чечни», включающей значительную часть Дагестана с выходом к Каспию. Среди методов радикальный исламизм использует и террористические акты. Многие события последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного терроризма, из-за которой в настоящее время происходит интернационализация и даже глобализация терроризма.
Религия, выступающая важным фактором сохранения и даже усиления межэтнической подозрительности в северокавказском регионе России, влияет на развитие отношений между православными и приверженцами ислама. Взаимная подозрительность многих приверженцев обеих конфессий обусловлена как историей противоборств, так и многими политическими событиями. Об исламе большинство русского населения знает мало и, к сожалению, неадекватность информации на эту тему усиливается. Афганская, а затем чеченские войны, а также постоянно появляющиеся в прессе сообщения о радикальных исламских организациях ваххабитов, поддерживающих чеченских террористов, сформировали у многих русских отношение к исламистам как к о опасному экстремистскому течению. В то же время, в глазах исповедовавших ислам православие выглядит не привлекательно, прежде всего, тем, что это доминирующая религия, поддерживаемая федеральной властью, и уже только этим ущемляющая интересы других религий.
Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, приток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д. Антитеррористические действия России на территории Чечни проводятся методами выдавливания чеченских боевиков. Используются и силы оппозиционные нынешней власти в Чечне.
Чеченский кризис, повторно переросший в вооруженные действия, окончательно решить можно только политическими методами, найдя решение трудным проблемам: установление статуса Чечни, окончательной ликвидации террористических бандформирований, организации власти на территории Чечни.
Мировая практика показывает, что контроль военными какой-либо территории не гарантирует наведение порядка, так как территория лояльная днем и ночью контролируется боевиками. Необходимо провести демилитаризацию, организовать власть на местах, вернуть беженцев, наладить всю социальную и экономическую жизнь. Все это можно сделать только путем переговоров с представителями власти, местного населения, всех политических и конфессиональных организаций. Наряду с оперативными методами (организация временного порядка решения социальных вопросов) необходимо решать вопросы долговременного планирования действий по изменению объективных обстоятельств приведших к конфликту.
Весной 2010 года Президент России Дмитрий Медведев принял решение о создании нового федерального округа - Южного, в состав которого вошли регионы Северного Кавказа. Данное решение было принято с целью концентрации усилий по борьбе с основными внутренними проблемами местных субъектов Российской Федерации, прежде всего, такими как терроризм, коррупция, преступность, наркобизнес и теневая экономика.
Западные страны (США, Европейский Союз) имеют расхождение с Россией по вопросу урегулирования чеченского кризиса. В свое время они настаивали на переговорах федерального центра с Асланом Масхадовым. Именно эта фигура устраивала Запад и совершенно не устраивала Россию. Российское руководство предпочло опереться на другие возможности, в том числе и на взаимодействие с оппозицией (бывшие депутаты, бывший мэр Грозного, муфтий Чечни и другие).
В разное время появлялись мнения в Европейском Союзе о необходимости введения экономических санкций против России, Международный валютный фонд даже отказывался выделить России очередной транш займа в 1999 году. Тогдашний президент США Билл Клинтон выразил сожаление, что Россия - эта великая страна, увязла в Чечне, однако ни о каких санкциях против Москвы не упомянул. Збигнев Бжезинский бывший помощник президента США по национальной безопасности требовал не только морального осуждения Москвы, но и санкций - прессинга по всему международному полю. Победа в чеченской резне, как он выразился, приведет к нестабильности не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье и в Средней Азии, в результате чего международное сообщество потеряет доступ к этим регионам и к нефтяным месторождениям в России.
Другие представители политической элиты, близкие к администрации считают, что именно нерешенность чеченской ситуации может привести к развалу Российской Федерации. А просчитать трагические последствия такого развала просто невозможно, так как по их выражениям многие чеченцы, говорящие, что они хотят независимости, не очень-то приятные люди, они заняты интенсивным наркобизнесом и являются исламскими фундаменталистами наихудшей разновидности. Кроме того, угроза, а тем более санкции не повлияют на Россию, но могут отрицательно повлиять на американо-российские отношения, на проблемы ядерной безопасности, на будущее демократии в России.
Ситуация на российском Северном
Кавказе тесно связана с
Свой отпечаток на ситуацию в этом регионе накладывает:
многовековая история, связанная
с многонациональным и
изменения государственного
деления и территориально-
геноцид армян в начале века со стороны Турции;
запутанные межгосударственные
и внутригосударственные
современность с ее обострением борьбы за власть ресурсы, финансы, рынки сбыта и пути транспортировки нефти и газа, окрашенная этническими спорами и конфликтами.
Ситуация на Кавказе взрывоопасная как на Южном Кавказе (Закавказье), так и на Северном Кавказе (территория России), осложняется следующим.
Раньше считалось, что Кавказ - это треугольник с вершинами в Москве, Тегеране (Иран) и Анкаре (Турция), только при сохранении мирного существования интересов этих стран - тяжеловесов может быть достигнута стабильность на Кавказе, где точек нестабильности более чем достаточно. То на сегодняшний день стабильность на Кавказе зависит и от политики новых государствах Закавказья, образованных после распада СССР - Армении, Азербайджана и Грузии. Межнациональные конфликты, борьба за передел территории выливаются в вооруженное противостояние сторон в Закавказье.
Последствием этого стало возникновение непризнанных (самопровозглашенных) государств: Абхазии и Юго-Осетинской республики в Грузии, Нагорно-Карабахской Республики в Азербайджане.
Результат возникшего карабахского
конфликта - отсутствие урегулированных
армяно-азербайджанских и
На международной арене
существуют государства, имеющие проблемы,
аналогичные проблемам
Исторически нестабильные регионы Северный Кавказ (Россия), Закавказье, Южный Иран и Восточная Турция на протяжении веков являлись ареной соперничества. Сегодня к трем тяжеловесам (Турции, Ирану, России) присоединились США. Налицо попытки усиления в этом регионе влияния Запада (США и западноевропейских стран). Помимо преследования военно-стратегических целей эти страны стремятся к контролю над экономическим и политическим развитием Кавказа. Попытки усиления американского влияния на Кавказе затрагивают интересы безопасности, как России, так и Ирана.
Вашингтон стремится нарушить на Кавказе баланс сил, обеспечить себе более активную роль по сравнению с ролью России и Ирана. В противовес этому активизировались международные контакты Ирана и России. С одной стороны происходит усиление армяно-российского военного сотрудничества, с другой стороны Грузии и Азербайджана прилагают активные усилия по вступлению в НАТО. Может возникнуть противостояние на Кавказе двух военно-оборонительных систем: ОДКБ и НАТО, куда стремятся Азербайджан и Грузия. К тому же в последние два года происходит нагнетание напряжения в Нагорном Карабахе, участились пограничные конфликты армянских и азербайджанских войск. Несмотря на то, что официально обе страны стремятся к примирению, у них нет для этого конкретной программы действий.
Военные действия в Чечне, российско-грузинский конфликт 2008 года в Южной Осетии и общее напряжение на Кавказе сыграли роль своеобразной лакмусовой бумаги, проявившей отношения между Россией и государствами НАТО. Напряженность отношений стала объективной реальностью. У России, по сути, на Кавказе остается один стратегический партнер - Армения.
Сегодня можно говорить о сокращение экономического, политического, военного и культурного присутствия России в государствах Закавказья, отдаляющихся от нее за исключением Армении. Интересы России в этом регионе обеспечивались триадой - военные базы, охрана внешних границ, миротворчество. Сегодня российское присутствие сокращается по всем трем направлениям - идет сокращение военного присутствия России в регионе согласно международным договорам и сокращение пограничных войск из-за экономических трудностей. В области военно-политического сотрудничества с Россией крепнут связи только с Арменией.
В долгосрочной перспективе
на первое место по опасности для
всего демократического развития России
может выйти другая проблема - нарастание
русского национализма как идеи политического
доминирования этнического
Важным фактором роста
радикального русского национализма является
развитие в России массовых настроений,
оценивающих весь период правления
Ельцина как потерянное и пропащее
десятилетие, как времена национального
позора. В качестве крайне негативных
явлений рассматривается утрата
Россией статуса сверхдержавы и
рост политической самостоятельности
регионов, особенно национальных республик,
что вызывает ощущение уязвленного
достоинства именно в русской
среде. Именно в ней все рассматриваемые
явления чаще рассматриваются, не как
следствие некоего
Существенное воздействие на рост национализма оказывает увеличение влияния представителей армии и сил безопасности в политической жизни страны и возвращение в органы управления носителей идей русского национализма (шовинизма) - той части советской номенклатуры, которая перестала стесняться своих националистических воззрений и открыто их провозглашает.
Если русский национализм, как идея политического доминирования этнического большинства, утвердится в качестве государственной идеологии России, то это будет губительно для обеспечения целостности России, поскольку неизбежно будет расти национализм других народов, а, следовательно, и рост этнического сепаратизма.
Россия стоит в настоящее
время на перепутье. Ей свойственны
черты возвращения к
Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации