Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – описать специфику технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- определить сущность агрессивного поведения детей;
- проанализировать опыт работы социальных служб с детьми агрессивного поведения;
- разработать и описать технологию адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей..5
1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8
Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения………………………………………………….………….14
2.1.Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с детьми агрессивного поведения………...………...…………………...14
2.2.Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...…......….19
Заключение……………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивные дети и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

Представляется возможным реализовать  данный проект на базе существующих социальных служб, на примере Саратова такой  службой может стать Центр  социальной помощи семье и детям.

Технология предполагает групповой  характер работы, что в том числе  будет способствовать активному  научению позитивному взаимодействию с окружающими.

Целью данной работы служит восстановление психического единства личности с помощью нормализации ее межличностных отношений.

Задачи состоят в следующем:

-  эмоциональное отреагирование конфликтных ситуаций в группе и дезактуализация угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, сказке;

- снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой терапии – обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации17.

Таким образом, основная цель групповой терапии детей с агрессивным поведением состоит в снижении уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Для достижения этой цели в процессе коррекции работы с детьми агрессивного поведения решаются следующие задачи:

    1. Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
    2. Научить ребенка способности понимать переживания, состояния, и интересы других людей.
    3. Научить ребенка грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
    4. Сформировать умение конструктивно разрешать межличностные конфликты и т.д.

Выполнение этих задач помогает детям и подросткам снизить уровень  агрессивности до приемлемого уровня и таким путем добиться более  адекватной социализации.

Процесс групповой терапии складывается из следующих четырех взаимно перекрывающихся этапов18:

  1. Объединение детей в группу.

Основная цель этапа – снятие напряженности, скованности и затруднений  в общении, что связано с пребыванием  среди незнакомых детей, часто в  незнакомом помещении. Основные группы упражнений – на синхронизацию, взаимодействие, доверие, а так же развитие реакции.

  1. Рассказы, которые сочиняют участники группы.

Дети дома сочиняют небольшие рассказы на 10-15 минут, затем рассказывают в  группе по очереди. Сначала темы рассказов  не лимитируются, а потом эти рассказы пишутся на значимые для них темы. Данный этап выполняет две функции:

      • актуализации, формулирования своих проблем, а значит и отреагирования негативных эмоций;
      • организации детей и контроля их двигательной и эмоциональной активности, которая была «разбужена» предыдущим этапом.
  1. Игра.

Вначале проводится на темы, предлагаемые детьми. Они сами придумывают сценарии игр, могут использовать в качестве таковых рассказы, сочиненные ими  на предыдущем этапе. Можно на этом этапе ввести элементы арт-терапии. Основное значение игр состоит в  отреагировании страхов и агрессивности, улучшении процесса принятия и проигрывания ролей, преодолении психологических барьеров общения.

  1. Обсуждение.

Является заключительным этапом. Оно  направлено на закрепление результатов  занятий, дальнейшее расширение самосознания и возможностей детей. На этом этапе  обсуждаются значимые для ребят  темы, такие как отношения с  родителями, учителями, окружающими, ответственность, чувство дружбы, зависимость и  т.д.

Ожидаемым эффектом от реализации проекта  является более успешное функционирование детей в социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Повышенная агрессивность детей  является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для  общества в целом.

Исследования в этой области  показали, что все дети с агрессивным поведением проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Ребёнок с агрессивным поведением становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.

На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности  в дошкольном возрасте, когда эта  черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно  предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.

В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – описана специфика технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработан и описан проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей агрессивного поведения.

Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:

1. В последние годы научный  интерес в работах российских  и зарубежных учёных к проблемам  детской агрессивности существенно  возрос. Так как увеличивается  число детей, склонных к агрессивным  действиям в дошкольном возрасте  и как следствие, отклоняющееся  поведение и нарастающая волна  детской преступности в подростковом  возрасте.

2. Выделяют различные причины  и мотивы агрессивного поведения  у детей. Агрессивное поведение  ребёнка взаимообусловлено влиянием  биологических, психологических,  социальных факторов. В основе  детской агрессивности лежит  мотивационная направленность: спонтанная  демонстрация себя или достижение  своих практических целей, в  крайних проявлениях это подавление  и унижение другого. Несмотря  на эти очевидные различия, всех  детей с агрессивным поведением объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка — это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка19.

3.   В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

Подводя общий итог можно сказать  следующее, что для повышения  эффективности технологий по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведениемнеобходима системная комплексная работа. Адаптация и реабилитация агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2004.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2000.
  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.
  6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 2001.
  7. Вильянс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.,1990.
  8. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М., 1979.
  9. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –  СПб., 1996.
  10. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб., 2004.
  11. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2001.
  12. Крылов А. А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.,2009.
  13. Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии. – 2007. -  №6.
  14. Назаретяп А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. - М., 1995
  15. Паренс Г. «Агрессия наших детей», М., 2007.
  16. Профет М. Л., Профет Э.К. Познай себя. - М., 2001.
  17. Психология агрессивного поведения. – М., 1998.
  18. Психология словарь. / А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский. - М.,1990.
  19. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
  20. Психология человеческой агрессивности. – Минск Москва.,2001.
  21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.
  22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. -  1996. -  №5.– с.18-21
  23. Рычкова И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 2008.
  24. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», М., 1996.
  25. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1990.
  26. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск., 2006.

 

 

 

 

 

 

1 Психологический словарь. – М.: Педагогика, 2003

2 Басов Н.Ф. Лексикон социальной работы. – Вологда.: Русь, 2001.

3 Там же.

4 Психологический словарь. – М.: Педагогика, 2003

5 Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2004

6 Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983

7 Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2004

8 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999

9 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 1996. №5

10 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999

11 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999

12 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000

13 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996

14 Рычкова И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 2008.

15 Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2004.

16 Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 2001.

17 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск., 2006.

18 Крылов А. А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.,2009.

19 Паренс Г. «Агрессия наших детей», М., 2007.

 


Информация о работе Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб по их адаптации и реабилитации