Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые центры и предпочтения молодежи 16
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28

Вложенные файлы: 1 файл

Досуг молодежи.docx

— 223.49 Кб (Скачать файл)

 

Занятия

Представители молодежи в 1997 г.

Представители молодежи в 2007 г.

Просмотр телевидения

55

66

Прослушивание музыки

36

62

Чтение газет и журналов

18

28

Общение с друзьями, знакомыми

62

65

Чтение книг

46

39

Домашние дела

39

46

Просто отдых

36

40

Посещение дискотек, клубов

19

33

Посещение кинотеатров

14

28

Занятия на компьютере

12

31

Посещение кафе, баров

17

32

Занятия спортом, фитнесом

14

29

Хобби, увлечение

9

12


 

Если рассмотреть развитие форм молодежного досуга в динамике, то можно выявить, что с течением 10 лет интересы и пристрастия  молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такая  форма заполнения свободного времени, как чтение, хоть и заметно сократилась, но все же сохранила свою значимость и сегодня.

За последние годы наблюдаются  некоторые позитивные изменения: российская молодежь полностью овладела компьютерной грамотностью и готова применять  свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях.

Согласно результатам  опроса ФОМ, чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах (53% ответивших в возрасте от 16 до 26 лет). В парках и кинотеатрах бывают 45 – 46% респондентов этого возраста, 34% посещают бани и сауны, а 33% - дискотеки. В спортивные клубы, секции и в бассейн ходят 29% респондентов, на стадионы – 22%, а бильярдные и боулинговые клубы – 23%. В ночные клубы ходит каждый четвёртый, примерно каждый пятый – в библиотеку, клуб и дом культуры (приложение 2)9.

Что касается различий у  возрастных групп 16 – 17 и 24 – 26 лет, то наблюдается следующая закономерность: занимаются спортом, а также посещают дискотеки и стадионы преимущественно 16 – 17-летние (спортклубы – 39% против 21% 24 – 26-летних, стадион – 29% против 19%, дискотеки – 44% против 21%, клубы и дома культуры – 29% против 19%). Также самые молодые почти вчетверо чаще посещают библиотеки (37% против 10%) и приблизительно вшестеро – разнообразные курсы, кружки и клубы по интересам, ипподромы. На катке и роллердроме можно встретить 18% 16 – 17-летних и 12% 24-26-летних, в музее, на выставке соотношение составляет 18% против 15% соответственно, в концертном зале – 14% против 10%.

При этом 24 – 26-летние чаще бывают в кафе и ресторанах (53% против 42% у ребят помладше), в банях и саунах (40% против 31%), а также в казино (до 18 лет туда попросту не пускают). Приблизительно одинакова вероятность встретить 16 – 17-летних и 24 – 26-летних в парках, кинотеатрах, залах для бильярда и боулинга, ночных клубах, театрах, интернет-кафе, залах игровых автоматов и в пейнтбольных клубах.

Сравнивая показатели досуговых  предпочтений несовершеннолетней и  совершеннолетней молодёжи, получается, что ребята помоложе больше уделяют  времени активному и творческому  отдыху – спорт, музыка, танцы, художественное творчество, а также делают больше ставку на общение – вживую или  онлайн. А ребята постарше выбирают более спокойные и статичные  формы досуга – чтение, кино, охота-рыбалка, кулинария, кроссворды. При этом в  силу больших возможностей (в 24 – 26 лет многие работают) они чаще посещают «дорогие» места проведения досуга – кафе, рестораны, сауны, ночные клубы, залы для бильярда и боулинга, а также залы игровых автоматов и казино. 16 – 17-летние, как это следует из их увлечений, больше времени проводят в спортивных клубах, на стадионах, в домах культуры, кружках и клубах по интересам, а также на дискотеках и в библиотеках.

 

Глава 3. Проблемы досуга молодежи

 

Достаточно серьезные опасения вызывает у специалистов ряд широко распространившихся тенденций молодежного  досуга. Прежде всего настоящей бедой, проникающей в молодежную среду  через залы игровых автоматов, стала  игровая зависимость – патологическое влечение к азартным играм. Объектом зависимости является механическое или электронное устройство.

В последнее время большой популярностью  среди молодежи пользуются компьютерные игры. Простое увлечение, казалось бы на первый взгляд, безобидной игрой, приводит к возникновению компьютерной игромании. Во многих играх пропагандируется насилие  и агрессия, что небезопасно влияет на формирование детской психики. В  связи с этим в некоторых странах  уже делаются конкретные шаги и запрещают  продажу игр, в которых проявляются  насилие и убийства. Если рассматривать  нашу страну, то здесь никаких мер не предпринимается.

Следующая опасная тенденция связана с особенностями рок-музыки – темпоритм, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, умело используются для вовлечения молодежи в употребление психоактивных (чаще всего наркотических) веществ. Места выступдений «наркоориентированных» групп – ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотиков.

Современное общество с явно выраженной имущественной дифференциацией  в сфере молодежного досуга также  демонстрирует разнообразие экзотических развлечений для одних и недоступность  даже скромной доли – для других.

Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения  играет молодежная субкультура.

Можно условно выделить три вероятностных  последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию молодежи10:

- позитивная тенденция (освоение  социальных ролей в группе  сверстников, социальное и культурное  самоопределение);

- социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);

- индивидуально-негативная тенденция ( самооправдание инфантилизма и «бегство» от социальной реальности).

В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых  людей и девушек – выстраивание образа Я. Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, неприятия образа собственного тела. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.

Эмоциональная привлекательность «неформального» стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство), способствует размыванию жизненных перспектив. Кроме того, у представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками как вследствие повышенной агрессии, некомпетентности в общении, так и вызванные провоцирующим имиджем.

Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» сказал: «И государство, и общество, безусловно, должны интересоваться тем, что читают молодые люди, какие фильмы предпочитают, на что они тратят время, о чем думают. Необходимо посмотреть на жизнь новых поколений в самом широком контексте: какие у них взгляды на происходящее, на прошлое и будущее, на свою страну. На собственную жизнь. Все это обязательно должны мониторить представители разного рода государственных структур – и экономисты, и политики, и спецслужбы, и социологи, и все другие. Этим надо постоянно и очень серьезно заниматься. Иначе, как же можно представлять себе современное общество, особенно ту его часть, которая относится к молодым. Чем они, эти люди, живут? О чем мечтают, что ненавидят, по поводу чего страдают?.. А как иначе?...»11

Государственная молодежная политика в сфере организации  и обеспечения досуга предполагает на государственном и региональном уровнях формирование идеологии  молодежного досуга. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе –  пропаганде позитивных форм молодежного  досуга, здорового образа жизни, занятий  физической культурой и спортом.

 

Заключение

 

Удовлетворение культурных потребностей в период досуга –  это не только условия физической и психической рекреации, но и  условия развития духовной и соматической культуры молодежи. За прошедшие 10 – 12 лет наблюдается рост досуговой  активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно  опережающая (использование компьютера, занятия спортом, посещение кинотеатров  и ночных клубов).

В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать  общение (встречи) с друзьями, прогулки на природе. Велика доля молодежи, проводящей досуг за компьютером, что является новой формой в структуре ее досуга. Большую часть свободного времени российская молодежь расходует пассивно, в основном на просмотр телепередач, прослушивание музыки. Присущ современной молодежи и пассивный отдых (ничегонеделание»).

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с  социальным окружением.

Также можно сделать вывод  о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно  трансформировали структуру досуга современной молодежи.

В целях формирования положительной  тенденции молодежного досуга необходимо на государственном и региональном уровнях проводить молодежную политику в сфере организации и обеспечения досуга, где особая роль должна быть отведена пропаганде позитивных форм молодежного досуга, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100 Социально-культурная деятельность. – М.: Моск. гос. ин-т культуры и искусств, 2003. – 123 с.
  2. Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 328 с.
  3. Брынцева Г., Зарипова А. Бунт длинноволосых: Надо ли государству и обществу контролировать досуг молодежи? // Российская газета. – 2011. – № 173.
  4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / Под ред. проф. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с.
  5. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика культурологии: электронное научное издание. 2011. Вып. 1. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/new-number/item/650-culture-leisure-as-a-condition-of-adequate-development-of-personality.html (дата обращения: 02.05.2012).
  6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
  7. Дашковская О.Д. Организация досуговой леятельности: текст лекций. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 75 с.
  8. Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика: цифры в интернете. – Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4145 (дата обращения:02.05.2012).
  9. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис… канд. соц. наук. – Ставрополь, 2003. – 22 с.
  10. 9.Кудревич А.В. Тема досуга молодежи в российской социологии // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер.7,Филос. – 2011. – №3(15). – С.154 – 157.
  11. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. II. – Вып. 1(2). – 322 с.
  12. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. – М.: Российская академия наук, Институт социологии. – 2007. – 143 с.
  13. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. – 320c.

 

Приложение 1

 

Увлечения и любимые  занятия в зависимости от возраста молодых людей12

 

 

Приложение 2

 

Места проведения досуга молодёжи в зависимости от возраста13

 

1 Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С. 195.

2 Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – С.17 – 18.

3 Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика культурологии: электронное научное издание. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/new-number/item/650-culture-leisure-as-a-condition-of-adequate-development-of-personality.html (дата обращения: 02.05.2012).

4 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.155.

5 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.156.

6 Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика: цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4145 (дата обращения 02.05.2012).

7 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.152 – 154.

8 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – С.192.

9 Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика: цифры в интернете. – Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4145 (дата обращения 02.05.2012).

10 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.157.

11 Брынцева Г., Зарипова А. Бунт длинноволосых: Надо ли государству и обществу контролировать досуг молодежи? // Российская газета. – 2011. – № 173.

12 Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика: цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4145 (дата обращения 02.05.2012).

13 Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика: цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4145 (дата обращения 02.05.2012).




Информация о работе Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи