Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме дошкольника.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..
Организация самостоятельной деятельности детей и планирование
воспитательной работы по руководству игрой ……………………………………………
Методика проведения подвижных игр …………………………………………………….
Развитие детского творчества и игрового замысла ……………………………………….
Игры………………………………………………………………………………………….
4.1 Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………………………
4.2 Дидактические игры……………………………………………………………………
4.3 Театральные игры………………………………………………………………………
Музыкально-дидактические игры………………………………………………………
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ………………………….
Заключение …………………………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

 

Каждую игру на местности надо подготовить  заранее, для чего в первые дни пребывания в оздорови ниці  детей необходимо их ознакомить с окраинами, запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п.. С этой целью следует провести несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель ( тренер ) должен провести подробное разыскание местности, наметить исходные пункты групп (команд ), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать с всеми игроками правила и условия игры, то есть способы передвижения, маскировка, ориентирование по карте, способы разыскания, пользование компасом. Тренер или несколько тренеров должны подготовить судий – посредников, которые бы доброе знало ход игры, ее задача, умели всегда оценить и найти правильный выход из любого положения. Желатель, чтобы судь – посредники самые не принимали участие в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определили победу той или другой команды. Судь – посредники должны иметь нарукавную повязку или другой знак, который выделял бы их среди игроков. Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться за заранее определенными сигналами. После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей ( группы или команды ), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи. и судий – посредников, которые успешно справилось с своими  обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

 

 

3 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА

 

Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной  деятельности детей, если для этого  созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

 

Н.К. Крупская в речи на третьей  конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что  уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства»[1]. Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

 

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших  детских садов доказывают, что  начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, восможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребе нка»[2].

 

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность  к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»[3].

 

Глубокий и сложный процесс  преобразования и усвоения жизненных  впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и  в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

 

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстаящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленноне воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

 

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

 

Обучение играет огромную роль в  «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»1. При правильном обучении творчество  детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой о бласти, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка»2.

 

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в  развитии способности к замыслу  и его реализации , в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

 

Интересные мысли о способности  детей к творчеству высказывают  деятели искусства. К.С. Станиславский  советовал актерам учиться у  детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания»3.

 

Творческое воображение ребенка  особенно ярко проявляется  и развивается  в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

 

Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

 

В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

 

Испытывает ли ребенок эти чувсва или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

 

И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка4.

 

Игровое творчество проявляется  и  в поисках средств для изображения  задуманного. Дети реализуют свой замысел  с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

 

Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюду естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

 

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит  от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

 

4 ИГРЫ

 

 

.В средней группе игры детей  становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас  знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

 

Полноценного развития игра детей  лостигает лишь, когда воспитатель  систематически и целенаправленно  формирует эту деятельность, отрабатывая  все ее основные компоненты. Так , при  сюжетно-ролевой игре он выделяет для  ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогае им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

 

4.1 СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 

            В первом полугодии учебного  года воспитатель интенсивно  формирует у детей  игровые  умения и главным образом ролевое  поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

 

            В младших группах у детей  уже сформированы основные игровые  умения, позволяющие им развертывать  в процессе игры ряд взаимосвязанных  условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

 

            Перед  педагогом стоит задача  – стимулировать творческую активность  детей в игре. Этому способствует  развертывание игры с включением  в нее различных ролей: из  разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

 

            Включение в общий сюжет таких  ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как4 это является показателем свободного владения игровыми спосабами деятельности и творческой активности ребенка.

 

            Создание обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегосясюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

 

4.2 ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ  ИГРЫ

 

 

  Театрализованные  игры в отличие от сюжетно-ролевыхъ  предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе  у детей формируется умение  с помощью изобразительных средств (интонации, мимики,жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

4.3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

            В средней  группе воспитатель  организует и проводит дидактические  игры как на занятиях, так и  вне их, упражнения детей в  узнавании, различении и определении  формы, величины, цвета, пространства, звуков. М помощью дидактических  игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются позновательные способности.

 

                          

 

4.4 МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

            Музыкаль-дидактические игры  осваиваются   детьми постепенно. Ознакомление  с новой игрой происходит в  основном во време музакальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игрыб ставит перед  ними определенную дидактическую  задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

 

5  РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К  ШКОЛЕ

 

Подготовить ребенка к школе  – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

 

Успешность подготовки детей к  школе во многом определяется тем, насколько  педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

 

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками и  со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества,как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Информация о работе Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников