Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме дошкольника.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..
Организация самостоятельной деятельности детей и планирование
воспитательной работы по руководству игрой ……………………………………………
Методика проведения подвижных игр …………………………………………………….
Развитие детского творчества и игрового замысла ……………………………………….
Игры………………………………………………………………………………………….
4.1 Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………………………
4.2 Дидактические игры……………………………………………………………………
4.3 Театральные игры………………………………………………………………………
Музыкально-дидактические игры………………………………………………………
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ………………………….
Заключение …………………………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 

Кто из нас лечит?

 

Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.

 

Игровое задание. Вылечить больного.

 

Правила игры. Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.

 

Материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских  работников в аптеке, поликлинике, больнице, на "скорой помощи". Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения  больных и ухода за ними.

 

Игра. На столах одних детей - аптека, других - поликлиника, третьих - больница, четвертых - "скорая помощь".

 

Короткой сценкой "Доктор Айболит  лечит больных" вызовите интерес  детей к игре. Оказывается, на прием  к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского "Доктор Айболит".

 

Вариант. Воспользуйтесь фрагментами  из стихотворения А. Кардашевой "Наш  доктор", в которой рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, а все ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как  их лечить.

Список литературы

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой:  Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

 

2. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. - М., 1968.

 

3. Воспитание детей в игре: Пособие  для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.

 

4. Выготский Л.С. Игра и ее  роль в психологическом развитии  ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

 

5. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.

 

6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.

 

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

 

8. Яновская  М.Г. Творческая игра в воспитании  младшего школьника: Метод. пособие  для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,1974.

 

9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1973.

 

10. Артемова  Л. В. Окружающий мир в дидактических  играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mini-soft.net.ru/

 

 

НИЖНЕКАМСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

 

Контрольная работа по психологии

 

Составитель Харламова Н.

 

Набережные Челны

 

Вариант № 8

 

Тема:

 

Общение детей в процессе сюжетно - ролевой игры

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА

 

Значение игры для развития ребенка

 

Социальная природа ролевой  игры дошкольника

 

Экспериментальные ситуации, описанные  Д.Б.Элькониным

 

Сюжет и содержание игры

 

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

 

Главное противоречие детской игры

 

Ролевая игра как школа произвольного  поведения

 

Игра с правилом как средство овладения своим поведением

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Как научить ребенка играть в  сюжетно-ролевые игры?

 

Источники сюжетно-ролевой игры

 

Развитие игры

 

Влияние игры на развитие ребенка

 

Мотивы в игре

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в  это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

 

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые

Л.С. Выготским, представил в своей  книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

 

Понятие «игра» в русском языке  многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

 

Сюжетно-ролевая игра — ведущая  деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений  работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.

 

Во-первых, по уровню развития игровых  действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

 

Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической  жизни дошкольника.

 

В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими исследованиями, к  каким относится данное издание.

 

В-четвертых, игра не кончается в  дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

 

Д.Б. Эльконин проводит в работе мысль  о внутреннем родстве всех видов  игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой  игры ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно- ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ

 

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда  рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды  младенчества и раннего детства  ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

 

Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

 

Игра берет  свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего  детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

 

На границе  раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

 

Образно-ролевая  игра является источником сюжетно-ролевой  игры, которая ярко проявляется с  середины дошкольного периода. Игровое  действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием  подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами- заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.

 

Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

 

Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление  ее отдельных компонентов.

 

В каждой игре имеются свои игровые  средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших  и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

 

Игра у детей начинается с  договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые  права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

 

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в

3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

 

Игровой сюжет, так же как и игровая  роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

 

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют  свое поведение, раскрывая образ  выбранной ими роли. Ссоры детей  старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

 

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

Игровые отношения - это отношения  по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее  дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

 

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и  ориентироваться в причинах тех  или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

 

В игре дети учатся общению друг с  другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения  ребенка. Механизм управления своим  поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Информация о работе Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников