Занятость населения и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Содержание

Введение 3
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура 4
Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда 14
Тема 3. История развития сферы занятости населения в России 22
Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения 30
Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения 35
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения 39
Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской
Федерации 42
Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения 47
Список источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

_Шевчук А.Ю._Занятость населения и ее регулирование - Лекции.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)
  • повышение пособий по безработице для компенсации утраченного трудового дохода;
  • снижение размера пособий для стимулирования самостоятельной активности и скорейшего трудоустройства безработных;
  • увеличение государственных расходов на товары и услуги для стимулирования расширения организаций и создания новых рабочих мест;
  • стимулирование организаций путем предоставления налоговых льгот и гарантий при создании дополнительных рабочих мест.

Указанные меры наряду с  положительным результатом, могут  повлечь негативные эффекты. Так, высокие  пособия уменьшают интерес безработных к активной трудовой деятельности и провоцируют институциональную безработицу. Низкие размеры пособий по безработице, не обеспечивающие прожиточного минимума, направляют безработного на поиск не подходящего рабочего места, а любого, обеспечивающего ему выживание. Тем самым снижается эффективность распределения занятого населения. Государственные расходы на продукцию фирм увеличивают расходы государственного бюджета и, если целью такой политики является только стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть риск неэффективного перераспределения государственных финансов. Кроме того, нет гарантий расширения сферы занятости, так как фирмы могут выполнить государственный заказ за счет интенсификации труда имеющихся работников. При стимулировании создания новых рабочих мест возникает вероятность концентрации избыточных трудовых ресурсов на предприятиях, что влечет рост скрытой безработицы и снижает производительность труда.

В конце 70-х начале 80-х  гг., когда безработица стала сочетаться с инфляцией, большое влияние получили рекомендации монетаристов, чьих идей сегодня придерживаются многие представители российской правящей элиты. Монетаристский подход сводит к минимуму вмешательство государства в регулирование экономики и занятости населения, ограничиваясь только мерами кредитно-денежной политики.

Согласно монетаристскому  подходу, сфера занятости населения вторична по отношению к денежно-кредитной системе государства, процессы на рынке труда тесно взаимосвязаны с инфляционными процессами, а уровень безработицы обратно пропорционален уровню инфляции. Монетаристы вводят понятие естественного уровня безработицы, который обеспечивает нормальное функционирование рыночной системы и эффективное перераспределение трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Если безработица превышает естественный уровень (существует вынужденная безработица), то необходимо вмешательство государства. Регулирование уровня и продолжительности безработицы возможно методами, нейтральными по отношению к инфляции: организация бирж труда, совершенствование информации о вакансиях, целевые программы как регионального, так и общенационального масштаба.

Монетаристская теория основывается на идее, что сокращение государственного вмешательства в  экономику и поддержание свободы рынка позволят улучшить состояние занятости населения. Для этого предлагаются такие противоречивые меры, как сокращение выплат пособий по безработице, ограничение полномочий профсоюзов и одновременное сокращение налогов и государственных расходов.

Cледуя рекомендациям монетаристов, важно помнить последствия использования либеральных теорий в российской практике при проведении рыночных преобразований. Отказ правительства от государственного регулирования экономики и занятости населения в 1991 привел к разграблению национального богатства, обнищанию основной массы населения и росту безработицы. При этом американские ученые продолжали рассматривать российские реформы через призму либеральных течений. Так, американские экономисты А. Ослунд и Д. Сакс в качестве рекомендации по сдерживанию безработицы в пореформенной России говорят о необходимости сдерживания роста заработной платы62.

Наиболее распространенная тенденция в регулировании сфера занятости разных стран – это становление гибкого рынка труда. Он способствует рассредоточению производства на мелких и средних предприятиях, занятию индивидуально-трудовой деятельностью, вовлечению в трудовой процесс новых групп населения, в том числе и в застойных районах. Гибкие формы занятости существовали и раньше, но были характерны только для специфических контингентов трудящихся. Гибкость стала одним из критериев современной экономики, повышения ее эффективности. Ее невозможно обеспечить без приоритетного инвестирования в человека, в повышение его общего и профессионального образования63. В то же время гибкость в выборе форм занятости и оплаты труда должна сочетаться с жестким соблюдением существующего законодательства. Так, современный американский исследователь П. Самуэльсон отмечает, что необходимо жесткое закрепление ответственности правительства за обеспечение занятости и определение конкретных действий64.

 

Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения

 

Институциональная среда, включающая неформальные и формальные институты —  совокупность экономических, юридических, политических правил, которые регулируют отношения в сфере занятости населения. Регулирование занятости населения осуществляется посредством следующих институтов:

  • институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение, практика заключения и содержание формальных и неформальных трудовых контрактов, трудовое законодательство, отражающее модификацию этих норм);
  • институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации, отбора (формальные государственные и негосударственные структуры трудового посредничества, средства массовой информации, корпоративные и неформальные связи, контакты, каналы информации, рекомендации, репутация);
  • институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);
  • институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);
  • институты, определяющие мобильность и трансакционные барьеры на рынке труда (дискриминация, установки на территориальную мобильность, законодательные ограничения на мобильность, нормы престижности и статуса рабочих мест и т.д.);
  • институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);
  • институты государственного регулирования занятости населения, компенсирующие провалы рыночного механизма (службы занятости, системы страхования по безработице, контроля за условиями труда и т.д.)65.

Указанные институты можно обобщить в следующие группы:

  • государство, создающее нормы трудового права, ограничения в виде минимальной оплаты труда, квот на рабочие места, гарантии в виде социального страхования, защиты прав работников и работодателей;
  • семьи (домохозяйства) в которых происходит воспроизводство человеческих ресурсов, первичное формирование их трудового потенциала;
  • институт контрактных отношений в виде коллективных или индивидуальных юридически зафиксированных взаимных обязательств работников и работодателей;
  • рыночные институты как множество избирательных обменов, пропорции между которыми регулируются посредством механизма цен, информации, конкурентной среды.

В большинстве развитых стран современного мира государственное  регулирование занятости населения является обязательным условием функционирования развитого рынка труда. Трудовое законодательство обычно регулирует отношения найма и увольнения, но оно не должно (насколько это возможно с точки зрения интересов общества в целом) лишать предпринимателя свободы выбора нужного ему работника, свободы конкуренции за него66.

Важным компонентом регулирования сферы занятости является ее инфраструктура — совокупность правовых норм, экономических инструментов, организационных мер, организаций, обеспечивающих условия для эффективного функционирования рынка труда, для достижения баланса интересов работодателей и работников.

Более полное представление  об инфраструктуре занятости населения отражено на рисунке 2.

Рис. 2. Инфраструктура сферы занятости населения

Приведенное выше определение  инфраструктуры сферы занятости населения позволяет выделить в данной системе два разнородных блока: среды и организации.

К средам инфраструктуры сферы занятости населения относятся:

  • нормативно-правовое обеспечение: это международные нормы трудового права, национальное трудовое законодательство, региональные и местные правовые документы, касающиеся трудовой сферы;
  • финансы, опосредующие отношения между субъектами рынка труда: государственные социальные фонды, страховые фонды, связанные с трудовой сферой, фонды оплаты труда на предприятиях;
  • информация о состоянии рынка труда, включающая банки данные об имеющихся вакансиях на предприятия<

Информация о работе Занятость населения и ее регулирование