Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, курсовая работа
Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социальной политики в сфере занятости населения…………………………………………………………………………..6
Понятия занятости населения……………………………………………..6
1.2. Понятия, причины и виды безработицы, ее социально- экономическая оценка и последствия……………………………………………………………10
1.3. Меры государства по содействию занятости населения………………17
Вывод по первой главе…………………………………………………….22
Глава 2. Практико ориентированная социальной работы в сфере занятости населения………………………………………………………………………....23
2.1. Активная позиция занятости: зарубежный и отечественный опыт.........................................................................................................................23
2.2. Проблемы безработицы в зарубежных странах и в России…………………………………………………………………………….32
Выводы по второй главе………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....41
Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.
Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.
Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).
Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.
Рациональная
занятость – предполагает оптимальное
распределение занятых по отраслям производства,
профессионально-
Эффективная занятость – теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени.
Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в хозяйственных незарегистрированных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.
Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная Трудовым кодексом РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовая нагрузка работника дает основание относить его к частично занятому.
Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и не престижных работ, для работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например, для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.
Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, такими, как:
- нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся: режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;
- нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
- нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд — выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;
- самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.
Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что по нашему мнению точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.
В статистике зарубежных
стран можно встретить понятие
1.2. Понятия, причины и виды безработицы, ее социально- экономическая оценка и последствия.
Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода – заработка, а с другой – отсутствием такой работы[14, с.45.].
По аналогии с понятием «занятость» безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.
В определениях понятия «безработный», так же, как и в определениях понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Госкомстат России) и российским законодательством.
Помимо этого в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена одна из перечисленных пенсий:
а) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно;
б) пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата организации при отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста;
в) пенсия по старости и за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по одной и той же профессии (специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Но первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный.
Поэтому в статистических
сведениях об уровне безработицы
можно встретить несколько
а) число безработных,
б) в том числе зарегистрированных в органах службы занятости,
в) из них – признанных безработными.
Помимо этого: г) ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается (об этом речь пойдет ниже).
Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе и работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться достаточно произвольно.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.
Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, то к понятию подходящая работа относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге).
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан:
Соответственно, неподходящей работой признается работа:
Информация о работе Занятость населения и проблемы безработицы