Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, курсовая работа
Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социальной политики в сфере занятости населения…………………………………………………………………………..6
Понятия занятости населения……………………………………………..6
1.2. Понятия, причины и виды безработицы, ее социально- экономическая оценка и последствия……………………………………………………………10
1.3. Меры государства по содействию занятости населения………………17
Вывод по первой главе…………………………………………………….22
Глава 2. Практико ориентированная социальной работы в сфере занятости населения………………………………………………………………………....23
2.1. Активная позиция занятости: зарубежный и отечественный опыт.........................................................................................................................23
2.2. Проблемы безработицы в зарубежных странах и в России…………………………………………………………………………….32
Выводы по второй главе………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....41
Паспорт профессии представляет собой документ, в котором содержится описание профессии, производственно-техническая характеристика трудового процесса, социально-экономическое значение профессии, санитарно-гигиеническая и медицинская характеристика работы, противопоказания и условия труда, психофизиологическая характеристика предполагаемого исполнителя (сумма психофизиологических качеств человека, которые предъявляет профессия к работнику, необходимых для успешного труда), квалификационная характеристика профессии (требуемый уровень общих и специальных знаний, умений и навыков).
Профессиональная консультация – это специализированная помощь человеку в выборе для него сферы деятельности, профессии, должности на основе анализа его индивидуальных свойств, интересов, способностей и территориально-отраслевых потребностей в кадрах, помощь в определении направления и вариантов профессиональной подготовки, в подборе мест обучения и работы.
Профориентация проводится органами народного образования, территориальными органами службы занятости населения, там же проводится работа по психологической поддержке граждан, оказавшихся в растерянности в связи с отсутствием работы. Психологическая поддержка направлена на развитие у безработных граждан навыков адаптации к условиям безработицы, повышению их самооценки и уверенности в успехе, усилению мотивации к поиску работы или самозанятости.
Важным направлением активной государственной политики занятости и социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, является профессиональная подготовка населения. Проведение разнообразных учебных мероприятий улучшает профессиональные качества работников, усиливает конкурентоспособность неработающего населения путем обучения новым профессиям, повышения квалификации, переподготовки, исходя из ситуации на рынке труда.
Общественные работы – это работы, которые обусловлены общественной потребностью в их проведении, не требующие, как правило, профессиональной предварительной подготовки людей и способствующие временному обеспечению занятости и заработками населения. Такие работы представляют собой форму дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов службы занятости населения.
Право на участие
в общественных работах имеют
граждане, зарегистрированные в органах
службы занятости в целях поиска
подходящей работы, безработные граждане.
Преимущественное право на участие
в таких работах имеют
Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан определяются «Положением об организации общественных работ», которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. (с изменениями от 12 ноября 1999 г.).
В «Положении» достаточно подробно определены направления подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ, которые могут выполняться как общественные, это:
- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
- проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- другие доступные виды трудовой деятельности.
К общественным работам не может быть отнесена деятельность по срочной ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Обязанности по
направлению граждан в
Услуги по направлению на общественные работы органы службы занятости оказывают гражданам бесплатно.
Со всеми, кто желает участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Гражданин может досрочно расторгнуть такой договор при устройстве на постоянную или временную работу. Время участия в общественных работах засчитывается в трудовой стаж.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, проводится на общих основаниях, установленных российским законодательством, за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Финансирование общественных
Вывод по первой главе
Таким образом Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а -работодателям - в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; а также выплачивается стипендия за период учебы;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работником и другим категориям населения;
- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
- выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Глава 2. Практика ориентированная социальной работы в сфере занятости населения.
2.3. Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт.
Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики.
В этих условиях применяется богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.
Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его уумственным и физическим способностям.
Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.
Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.
Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место.
Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму.
Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.
Информация о работе Занятость населения и проблемы безработицы