Значение Чикагской школы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретических воззрений отдельных представителей Чикагской школы.
Основные задачи курсовой работы:
• Выделить периоды развития
• Проанализировать основные теоретические воззрения
• Проанализировать вклад Чикагской школы в мировую социологию

Содержание

Введение 3
1. Периодизация деятельности чикагской школы. 4
2. Классический этап деятельности. Исследования Р. Парка и Э. Берджесса 6
3. Третий период деятельности чикагской школы 9
4. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы 12
5. Значение Чикагской школы 14
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Социология.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Социология»

На тему: «Значение Чикагской школы социологии»

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 171013

факультета бизнеса и сервиса

Лихачёва О.М.

Проверила:

к.с.н., доцент Шавырина И.В.

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                3             

1. Периодизация деятельности чикагской школы.                                               4

2. Классический этап деятельности. Исследования Р. Парка и Э. Берджесса   6                                                                                             

3. Третий период деятельности чикагской школы                                               9

4. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы                     12

5. Значение Чикагской школы                                                                             14

Заключение                                                                                          16

Список литературы                                                                           17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.

Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане - на идеи реформизма, а в гносеологическом - на эмпиризм. В связи с этим целью программы является разрешение социальных проблем путём эффективности реформ. Главной задачей научной школы заключалась в том, чтобы создать специализированную программу по предотвращению социальных проблем. А также основной задачей социологических исследований Чикагской школы являлось обеспечение населения безопасных условий для жизни. Предметом исследования представлений Чикагской школы являлись методологические подходы, которые отличались стремлением соединить методы обследования: город, этническое сообщество, тип личности. Эти проблемы обозначающие представления Чикагской школы до сих пор не потеряли свою значимость[6].

Актуальность данной темы заключается в том, что и в современных условиях существуют социальные проблемы такие как: интеграция, стабильность, социальная и культурная адаптация. Социальная ситуация требует установления адекватного социального контроля и согласия. Данная курсовая работа представляет собой анализ деятельности Чикагской школы социологии и изучения её вклада в мировую социологию.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Чикагская школа социологии и теоретические воззрения отдельных её представителей.

Предмет исследования - изучить вклад ученых Чикагской школы в мировое социологическое знание.

Целью данной работы является анализ теоретических воззрений отдельных представителей Чикагской школы.

Основные задачи курсовой работы:

· Выделить периоды развития

· Проанализировать основные теоретические воззрения

· Проанализировать вклад Чикагской школы в мировую социологию

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обозначена актуальность выбранной темы в первой главе проводится периодизация периодов деятельности, рассматривается первый и второй период, во второй главе рассматривается третий период деятельности и производится анализ значения школы. заключение содержит выводы и подтверждение актуальности данной темы[1].

 

 

 

 

1. Периодизация деятельности чикагской школы.

 

Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.

Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.

Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США[2].

Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой -- различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х -- начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886--1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университете начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президентом Американского социологического общества, с 1937 по 1939 гг. руководил Исследовательским советом социальных наук. Также в этом периоде можно выделить Луиса Вирта,который стал основным ученым после ухода Р. Парка и Э. Берджесса[3].

Именно первое поколение Чикагской школы -- Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.

Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 -- 1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863 -- 1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882 -- 1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше)[5].

Таблица 1.1

 

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:

 

Концепция социальной ситуации

объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях;

установки индивида и социальной группы;

 

формулирование существа ситуации действующим индивидом.




 

В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Будучи представителем психологического направления в социологии, Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильности своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивидуальную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом[6].

 

 

 

2. Классический этап  деятельности. Исследования Р. Парка  и Э. Берджесса  

 

Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой - различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

Роберт Эзра Парк (1864-1944) считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы.

Основные работы Парка (монографии, статьи, предисловия к диссертациям), написанные в Чикаго, группируются вокруг двух тем - расовые отношения и 'городская среда. Они служили Парку для изучения предмета социологии-коллектив ного поведения. Поэтому целесообразно так и подразделять его основные работы:

1) о предмете социологии, социология  как наука:

2) расовые отношения, межкультурное  взаимодействие;

3) социология города.

Общий методологический принцип (подход к изучению всех выделенных тем, социологическая парадигма) Парка. который наметился уже в ранних статьях и развивался дo всех последующих работах, сформировался как социально-экологический подход (метод) в социологии и будет рассмотрен ниже как основной итог его теоретических изысканий[4].

Отношение же социологии к так называемым «техническим» (прикладным) социальным наукам - политике, образованию, социальной политике, экономике (бизнесу) - заключается в приложении этими науками к практике тех принципов, развернутая теоретическая разработка которых - дело социологии и психологии. Таким образом, социология занимается описанием и объяснением культурного процесса (ее интересуют установление, освоение и модификация нравов, обычаев, смыслов, значений и т. п.) и изменениями человеческой природы под воздействием этого процесса. Перспективы развития еще незрелой науки - социологии - Парк видел в ее продвижении к статусу экспериментальной науки. Однако экспериментальной не в позитивистском смысле, но в смысле исследовательского интереса к социальному факту, гипотезе, идее, не с целью измерить, зафиксировать, найти применение, но понять природу, направление развития, сущность явления, его будущность[5].

Основная идея исследовательской программы, (и монографии Парка - Берджесса - Маккензи) - организация эффективного социального контроля над разнообразными процессами, происходящими в городе, который в то же время был бы столь же «естественным», как и традиционные виды социального контроля (семья, клан, племя, соседская община и т.п.). Чикаго. как и любой другой город, был, по мнению Парка, средоточием социальных процессов и проблем, свойственных современным цивилизованным обществам. При этом Парк постоянно подчеркивал «естественность» (объективность, эволюционность) происхождения и развития городского сообщества, определяя «город как социальный организм».

Культурный процесс как осуществление социального контроля, межкультурное взаимодействие, интенсифицирующееся в городской среде, и его модификации стали особенно актуальный и напряженными на фоне мощной волны иммигрантов, нахлынувшей в Америку в период первой мировой войны. Американское общество столкнулось с фактом обособленности существования многочисленных национальных сообществ (в Чикаго это были немцы. итальянцы, евреи, поляки, литовцы и др.), обострившим проблем их «американизации», принятия ими новых культурных норм и образцов поведения[1].

Таким образом. Парк делал вывод, что обособленность и национализм иммигрантских организаций и их прессы - не повод для тревоги, ибо она способствует естественной адаптации иммигрантов к новой для них американской среде: сначала адаптация целой группы, затем - отдельного ее представителя. Процесс групповой адаптации представляется Парку как, борьба за существование различных языков и культур.

Вернувшись из Азии в 1933 г., Парк оставил факультет в Чикагском университете. Между 1934 и 1944г. он преподавал в университетах Чикаго, Мичигана, в Гарвардской воскресной школе, в молодежном центре Чикаго, не связывая себя постоянным курсом лекций ни с одним из университетов. В 1936г. он переехал из Чикаго в Нэшвилл, где и жил до последнего дня своей жизни - 7 февраля 1944 г

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп.

Эрнест Берджесс (1886--1966) -- ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины[3].

Берджессу принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, органически дополнившей социально-экологический подход Парка. В 1925 г. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект», где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго. Цель работы заключалась в описании процессов городского роста в понятиях «расширение», «последовательность» и «концентрация» и в определении этого роста как «метаболической» дисфункции в городском организме, источником которой является пространственная (затем и социальная) мобильность, поддающаяся измерению[2].

Информация о работе Значение Чикагской школы социологии