Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:53, реферат
Целью данной работы является анализ теоретических воззрений отдельных представителей Чикагской школы.
Основные задачи курсовой работы:
• Выделить периоды развития
• Проанализировать основные теоретические воззрения
• Проанализировать вклад Чикагской школы в мировую социологию
Введение 3
1. Периодизация деятельности чикагской школы. 4
2. Классический этап деятельности. Исследования Р. Парка и Э. Берджесса 6
3. Третий период деятельности чикагской школы 9
4. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы 12
5. Значение Чикагской школы 14
Заключение 16
Список литературы 17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Реферат
по дисциплине: «Социология»
На тему: «Значение Чикагской школы социологии»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы 171013
факультета бизнеса и сервиса
Лихачёва О.М.
Проверила:
к.с.н., доцент Шавырина И.В.
БЕЛГОРОД 2012
Содержание
Введение
1. Периодизация деятельности чикагской
школы.
2. Классический этап деятельности. Исследования
Р. Парка и Э. Берджесса 6
3. Третий период деятельности чикагской
школы
4. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы 12
5. Значение Чикагской школы
Заключение
Список литературы
Введение
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.
Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане - на идеи реформизма, а в гносеологическом - на эмпиризм. В связи с этим целью программы является разрешение социальных проблем путём эффективности реформ. Главной задачей научной школы заключалась в том, чтобы создать специализированную программу по предотвращению социальных проблем. А также основной задачей социологических исследований Чикагской школы являлось обеспечение населения безопасных условий для жизни. Предметом исследования представлений Чикагской школы являлись методологические подходы, которые отличались стремлением соединить методы обследования: город, этническое сообщество, тип личности. Эти проблемы обозначающие представления Чикагской школы до сих пор не потеряли свою значимость[6].
Актуальность данной темы заключается в том, что и в современных условиях существуют социальные проблемы такие как: интеграция, стабильность, социальная и культурная адаптация. Социальная ситуация требует установления адекватного социального контроля и согласия. Данная курсовая работа представляет собой анализ деятельности Чикагской школы социологии и изучения её вклада в мировую социологию.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Чикагская школа социологии и теоретические воззрения отдельных её представителей.
Предмет исследования - изучить вклад ученых Чикагской школы в мировое социологическое знание.
Целью данной работы является анализ теоретических воззрений отдельных представителей Чикагской школы.
Основные задачи курсовой работы:
· Выделить периоды развития
· Проанализировать основные теоретические воззрения
· Проанализировать вклад Чикагской школы в мировую социологию
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы в первой главе проводится периодизация периодов деятельности, рассматривается первый и второй период, во второй главе рассматривается третий период деятельности и производится анализ значения школы. заключение содержит выводы и подтверждение актуальности данной темы[1].
1. Периодизация деятельности чикагской школы.
Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.
Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.
Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США[2].
Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой -- различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.
Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х -- начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886--1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университете начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президентом Американского социологического общества, с 1937 по 1939 гг. руководил Исследовательским советом социальных наук. Также в этом периоде можно выделить Луиса Вирта,который стал основным ученым после ухода Р. Парка и Э. Берджесса[3].
Именно первое поколение Чикагской школы -- Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.
Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства.
В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 -- 1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863 -- 1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882 -- 1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше)[5].
Таблица 1.1
У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:
Концепция социальной ситуации | ||
объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях; |
установки индивида и социальной группы;
|
формулирование существа ситуации действующим индивидом. |
В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.
Будучи представителем психологического направления в социологии, Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильности своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивидуальную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом[6].
2. Классический этап деятельности. Исследования Р. Парка и Э. Берджесса
Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой - различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.
Роберт Эзра Парк (1864-1944) считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы.
Основные работы Парка (монографии, статьи, предисловия к диссертациям), написанные в Чикаго, группируются вокруг двух тем - расовые отношения и 'городская среда. Они служили Парку для изучения предмета социологии-коллектив ного поведения. Поэтому целесообразно так и подразделять его основные работы:
1) о предмете социологии, социология как наука:
2) расовые отношения, межкультурное взаимодействие;
3) социология города.
Общий методологический принцип (подход к изучению всех выделенных тем, социологическая парадигма) Парка. который наметился уже в ранних статьях и развивался дo всех последующих работах, сформировался как социально-экологический подход (метод) в социологии и будет рассмотрен ниже как основной итог его теоретических изысканий[4].
Отношение же социологии к так называемым «техническим» (прикладным) социальным наукам - политике, образованию, социальной политике, экономике (бизнесу) - заключается в приложении этими науками к практике тех принципов, развернутая теоретическая разработка которых - дело социологии и психологии. Таким образом, социология занимается описанием и объяснением культурного процесса (ее интересуют установление, освоение и модификация нравов, обычаев, смыслов, значений и т. п.) и изменениями человеческой природы под воздействием этого процесса. Перспективы развития еще незрелой науки - социологии - Парк видел в ее продвижении к статусу экспериментальной науки. Однако экспериментальной не в позитивистском смысле, но в смысле исследовательского интереса к социальному факту, гипотезе, идее, не с целью измерить, зафиксировать, найти применение, но понять природу, направление развития, сущность явления, его будущность[5].
Основная идея исследовательской программы, (и монографии Парка - Берджесса - Маккензи) - организация эффективного социального контроля над разнообразными процессами, происходящими в городе, который в то же время был бы столь же «естественным», как и традиционные виды социального контроля (семья, клан, племя, соседская община и т.п.). Чикаго. как и любой другой город, был, по мнению Парка, средоточием социальных процессов и проблем, свойственных современным цивилизованным обществам. При этом Парк постоянно подчеркивал «естественность» (объективность, эволюционность) происхождения и развития городского сообщества, определяя «город как социальный организм».
Культурный процесс как осуществление социального контроля, межкультурное взаимодействие, интенсифицирующееся в городской среде, и его модификации стали особенно актуальный и напряженными на фоне мощной волны иммигрантов, нахлынувшей в Америку в период первой мировой войны. Американское общество столкнулось с фактом обособленности существования многочисленных национальных сообществ (в Чикаго это были немцы. итальянцы, евреи, поляки, литовцы и др.), обострившим проблем их «американизации», принятия ими новых культурных норм и образцов поведения[1].
Таким образом. Парк делал вывод, что обособленность и национализм иммигрантских организаций и их прессы - не повод для тревоги, ибо она способствует естественной адаптации иммигрантов к новой для них американской среде: сначала адаптация целой группы, затем - отдельного ее представителя. Процесс групповой адаптации представляется Парку как, борьба за существование различных языков и культур.
Вернувшись из Азии в 1933 г., Парк оставил факультет в Чикагском университете. Между 1934 и 1944г. он преподавал в университетах Чикаго, Мичигана, в Гарвардской воскресной школе, в молодежном центре Чикаго, не связывая себя постоянным курсом лекций ни с одним из университетов. В 1936г. он переехал из Чикаго в Нэшвилл, где и жил до последнего дня своей жизни - 7 февраля 1944 г
Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп.
Эрнест Берджесс (1886--1966) -- ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины[3].
Берджессу принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, органически дополнившей социально-экологический подход Парка. В 1925 г. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект», где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго. Цель работы заключалась в описании процессов городского роста в понятиях «расширение», «последовательность» и «концентрация» и в определении этого роста как «метаболической» дисфункции в городском организме, источником которой является пространственная (затем и социальная) мобильность, поддающаяся измерению[2].