Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:12, курсовая работа
Цель работы – определить место имиджа в успешной профессиональной деятельности человека.
Таким образом, работа призвана решить следующие задачи:
1. Изучить развитие и сущность понятия «имиджа».
2. Осветить функции и типологии имиджа.
3. Определить составные части имиджа успешного делового человека.
4. Проанализировать принципы построения делового имиджа.
5. Проанализировать и сформулировать рекомендации по усовершенствованию имиджа на примере предпринимателя, политика М. Д. Прохорова.
Введение 3
1 Теоретико-методологическое рассмотрение имиджа, как залог успеха 6
1.1 Сущность понятия «имидж»; его составляющие 6
1.2 Функции и типология имиджа 9
1.3 Составляющие имиджа успешного делового человека 13
1.4 Принципы построения делового имиджа 20
2 Анализ делового имиджа Михаила Дмитриевича Прохорова 22
2.1 Описание ситуации 22
2.2 Анализ и рекомендации по усовершенствованию делового имиджа 22
Заключение 30
Список используемых источников 33
Приложения 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретико-методологическое рассмотрение имиджа, как залог успеха 6
1.1 Сущность понятия «имидж»;
его составляющие
1.2 Функции и типология
имиджа
1.3 Составляющие имиджа
успешного делового человека
1.4 Принципы построения делового
имиджа
2 Анализ делового имиджа Михаила
Дмитриевича Прохорова
2.1 Описание ситуации
2.2 Анализ и рекомендации
по усовершенствованию
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Я есть то, чем признают меня окружающие
У. Джеймс
В условия формирования постиндустриального общества, развития рыночных и демократических отношений в нашей стране значительная часть населения все более активно вовлекается в сферу политики и предпринимательства. Появилось множество людей, основным видом профессиональной деятельности которых стал бизнес, позволяющий максимально реализовать творческие способности и деловые качества. Современный рынок труда стал высоко конкурентным. В наши дни профессиональный и политический навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и политических проектов и не создает достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, заказчиков и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж.
Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае - его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет бизнесмена, сотрудника и общественная репутация политика. Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас все чаще и серьезнее.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, заключается в том, что на современном этапе без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление как коммерческих, так и политических проектов и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах.
Следовательно, цель моей работы – определить место имиджа в успешной профессиональной деятельности человека.
Таким образом, работа призвана решить следующие задачи:
1. Изучить развитие и сущность понятия «имиджа».
2. Осветить функции и типологии имиджа.
3. Определить составные части имиджа успешного делового человека.
4. Проанализировать принципы построения делового имиджа.
5. Проанализировать и сформулировать рекомендации по усовершенствованию имиджа на примере предпринимателя, политика
М. Д. Прохорова.
Объектам данного исследования является имидж человека, а предметом – внутренние и внешние составляющее имиджа успешного делового человека – Прохорова М.Д.
В своей работе я использовал следующие методы:
1. Анализ - расчленение явления или процесса на составные части и их разностороннее изучение.
2. Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам.
4. Метод обобщения.
Гипотеза: Имидж является одним из факторов определяющих деловой успех современного человека.
Приступив к работе
над данной темой, я в первую очередь обратился
к словарю Даля и психологическому словарю,
которые позволили определить понятие
«имидж». Монография Л.К.Аверченко «Практическая
имиджелогия» позволила выявить составляющие
имиджа и раскрыть их сущность. Работа
А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и В.Г. Коновалов
«Этика деловых отношений» сформировала
понятие о деловом этикете, способствовала
выделению основных его составляющих,
познакомила с «Правилами приветствия
в различных ситуациях». Труд Г.В. Бороздиной
«Психология делового общения» позволил
мне объяснить сущность одного из важных
компонента имиджа делового человека
– тактику общения.
Монография Э.Я. Соловьева «Современный
этикет» помогла мне раскрыть и определить
значение важного элемента делового общения -
понятия «Деловой протокол». В учебнике
под редакцией профессора В.Н. Лавриненко
была изложена информация о деловой этике,
которая помогла мне понять и раскрыть
сущность и значение этики в деловом общении.
Анализу принципов построения делового
имиджа способствовали сайты сети Интернет.
1 Теоретико-методологическое рассмотрение имиджа, как залог успеха
1. 1 Сущность понятия «имидж»
Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа
восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ – это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы»1.
Особенности понятия «имидж»:
- Имидж всегда возникает у определенной или неопределенной группы людей.
- Имидж всегда возникает на основе образа, сформированного в психике других людей.
- Имидж является следствием либо прямого восприятия (при непосредственном контакте с объектом), либо косвенного (через мнения об этом объекте других людей).
Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Однако еще средневековый мыслитель Никколо Макиавелли убедительно доказал важность имиджа для политика; в частности, он указал, что для государственного лица очень важно иметь соответствующую «личину» (маску).
Первыми над созданием имиджа начали работать американские экономисты, занимающиеся предпринимательством. Именно американский экономист Стэнли Болдуин в 1960-х гг. ввел понятие «имидж» в деловой оборот и обосновал его полезность для процветания бизнеса.
Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь. Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни»2.
В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы посвящались этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление формируется как новая отрасль – имиджелогия.
Имиджелогия как новая научная область возникает на стыке философии, психологии, социологии, культурологии, экономики, костюмологии и других дисциплин. Развитие имиджелогии направлено на раскрытие общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей, и не может быть сужено до представлений о ней как науке о «феномене массовой коммуникации» (Г.Г.Почепцов) или науки «о личном обаянии» (В.М.Шепель).
В наше время возрастающий спрос на имидж породил новую профессию - имиджмейкер, специалист по созданию личного имиджа, а также имиджа деловых и политических структур (политической партии, общественной организации).
В заключение, хочется отметить, что имидж всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим фигурам, как: Александр Невский, Петр I, Екатерина II, В. Ульянов Ленин и т.д.
ХХ век, в связи с развитием средств массовой информации (в частности телевидения), называют веком сознательного конструирования того (имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные «создатели» (имижджмейкеры). Они создавали облик кумира, отбирали его тип автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п
ХХI век – информационное общество, где масса информации обрушивается на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов. Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др.
1.2 Функции и типология имиджа
Выделяются две значительные функции имиджа:
- Ценностная — связана с тем, что вокруг личности создается ореол привлекательности и эта личность становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств — симпатии к окружающим, доброжелательности, терпимости и такта. В итоге человек становится гораздо увереннее в себе, всегда находится в приподнятом, «мажорном» настроении.
- Технологическая — созданный привлекательный образ позволяет быстро войти в нужную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения с окружающими. Аудиторию можно отвлечь от недостатков человека с помощью «правильных» макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и т.п. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей.
Выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия.
Классификация имиджа:
В зависимости от направленности проявления имидж бывает:
- внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей;
- внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала.
По цели формирования оценочных эмоций имидж подразделяется на два типа:
- позитивный имидж (призван побудить положительные эмоции: уважение, почитание, любовь и др. по отношению к носителю имиджа;
- негативный имидж (цель его создания - формирование отрицательных эмоций - неприязни, ненависти, презрения и т.д. - по отношению к носителю имиджа. Формируется в основном в политике оппонентами с помощью т. н. «черного пиара» и антирекламы.
По механизму формирования и распространения:
- естественный имидж - складывающийся стихийно, без специальных PR-акций и рекламы. Его формирование и внедрение растягиваются на длительный период. Однако он является достаточно устойчивым, так как не только опирается на ассоциации вновь созданного образа с существующими традициями, но и сам начинает входить в число традиций;
- искусственный имидж, сформированный целенаправленно, внедряемый в массовое сознание при помощи различного инструментария и приемов. Внедрение может проводиться в максимально короткие (до нескольких месяцев) сроки. Однако он «выветривается» из общественного сознания почти также быстро, как и внедряется в него. Поэтому после внедрения он нуждается в постоянной актуализации до тех пор, пока это необходимо носителю имиджа или пока он не превратится в традицию.
Предложенные классификации тесно переплетаются.
В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именное одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения. Потому, имидж человека складывается из нескольких составляющих:
- Внешний имидж человека — одежда, прическа, аксессуары и иные атрибуты (тату, пирсинг…), которые многое могут сказать о вас. Одежда должна сказать за вас пару слов, прежде чем вы откроете рот. Так же следует уделять внимание вопросам личной гигиены – чистые, подстриженные ногти; отсутствие перхоти на голове; свежий запах изо рта; гладко выбритое лицо (если вы мужчина) и подобающий макияж (если вы женщина) и т.д. Внешний вид человека в первую очередь сказывается на его имидже. Постоянно заботьтесь о себе и о своем имидже, всегда помните, какое впечатление вы производите на людей.