Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема…………………………..
1.1 Понятие и признаки инвалидности………………………………..
1.2 Социальные проблемы детей-инвалидов………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области……………………………………..
2.1 Социальные технологии реабилитации детей-инвалидов………..
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области………….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

инвалидность как социальная проблема.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Налажена преемственность  в работе между специалистами  областного бюро медико-социальной экспертизы и интернатами, что также способствует улучшению качества жизни инвалидов: регулярно проводится освидетельствование  представленных больных и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. С каждым годом расширяется перечень средств реабилитации, предоставляемых проживающим: кресло-коляски, ходунки, противопролежневые матрасы, трости, специализированная обувь, корсеты и т.д.

Помимо медицинского обслуживания организован уход за беспомощными проживающими. Используются многие гигиенические и технические средства, облегчающие и повышающие качество.

Ежегодно более 1000 граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, осваивают основы профессий садовника, санитара, дворника, грузчика и других. Работая в учреждении, они оказывают помощь медицинскому персоналу в уходе за ослабленными проживающими, вносят достаточно большой вклад в благоустройство территорий, занимаются уборкой помещений. Это позволяет им чувствовать себя востребованными  в обществе, повысить самооценку, радоваться достижениям и, как следствие, отмечается улучшение их психологического состояния.  Некоторые из проживающих оформлены на штатные должности работников учреждений (1).

Большая работа проведена по созданию для клиентов стационарных учреждений комфортных, благоприятных условий жизнедеятельности. Созданы современные зоны отдыха, прогулочные площадки.

Во всех государственных  учреждениях, где проживают инвалиды молодого возраста, развивается реабилитация методами физической культуры и спорта. Более половины молодых инвалидов из отделений реабилитации регулярно занимаются спортом.

Для осуществления  социально-культурной реабилитации ежегодно проводится областной смотр-конкурс художественной самодеятельности  и декоративно-прикладного творчества граждан с ограниченными возможностями, проживающих в  стационарных учреждениях социального обслуживания Челябинской области. 

Кроме стационарного  обслуживания, в области представлены другие формы социального обслуживания инвалидов. Граждане с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью могут получить образование в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище-интернат №1 инвалидов» по следующим специальностям: швея, вышивальщица, обувщик, слесарь-ремонтник машин и оборудования различного назначения, портной, закройщик.

Для инвалидов  по слуху из числа выпускников  специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов функционирует государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище-интернат №2 для инвалидов по слуху имени И.И. Шуба», осуществляющее подготовку квалифицированных специалистов по следующим профессиям: токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник. Прием обучающихся в данное учреждение открыт для граждан всех регионов России.

Кроме того, в 1999 году создан Региональный центр образования инвалидов в Челябинском государственном университете с учебно-консультационными пунктами в ряде муниципальных образований области для обучения инвалидов по месту проживания. Находясь в составе факультета доступности высшего образования ЧелГУ, Региональный центр взаимодействует с 8-ю факультетами университета. В Центре создан банк данных, с помощью которого решается проблема поиска потенциальных абитуриентов. Прием абитуриентов ведет комиссия. Ее цель – на основе индивидуального подхода принять решение по каждому абитуриенту о рекомендации его к зачислению на учебу с учетом его стремлений и состояния здоровья в динамике. Специалисты педагоги и психологи сопровождают учащихся с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего процесса обучения.

В Челябинской  области функционируют учреждения социального обслуживания детей  и подростков с ограниченными  возможностями здоровья и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Так, в Челябинском областном центре социальной защиты «Семья» помимо предоставления юридической и социально-психологической поддержки гражданам с ограниченными возможностями действует стационарное отделение медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В этом отделении осуществляется медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация и круглогодичное оздоровление несовершеннолетних. Проводится консультирование родителей детей и подростков, проходящих курс реабилитации в центре «Семья», и последующий социальный патронаж.

В Кусинском  областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными  возможностями осуществляется психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, главной причиной которых явилась патология опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы без психических нарушений.

В структуру  центра входят: отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической реабилитации, стационарное отделение, отделение временного пребывания, а также отделение комплексной реабилитации «Черемушки».

В Центре детей-инвалидов  обучают в соответствии с программами  дошкольного образования, начального образования, основного общего, и  программами по содержанию, воспитанию и социальной адаптации воспитанников. Обучение ведется по программе общеобразовательной школы, а также по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII  вида.

Трудовое обучение, профессиональная ориентация проводятся с учетом возможностей, интересов и перспектив развития ребенка.

Большое внимание уделяется спорту и физическому  воспитанию несовершеннолетних. Занятиями  физической культуры охвачены все воспитанники. Младшие проходят через кабинеты ЛФК, школьники с 1 по 9 класс посещают уроки физкультуры. Проходят соревнования по различным видам спорта, в которых участвуют почти все воспитанники.

Воспитанники  являются постоянными участниками  областных спортивных соревнований.

В Муниципальном  учреждении «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Магнитогорск) осуществляется социально-правовая, социально-психологическая и физкультурно-оздоровительная реабилитация.

В рамках социально-педагогической реабилитации используются тренинги социально-бытовых навыков, индивидуальные занятия по формированию социальных навыков, необходимых для успешной социализации в обществе; социальная диагностика семей и социальный патронаж.

При работе с  детьми, подростками широко используются различные технологии и методики социально-трудовой и досуговой адаптации. В детском возрасте социально-трудовая адаптация включает, как правило, только профессиональное информирование через работу кружков, студий, творческих лабораторий, выбранных детьми по интересам. Занятия в кружках носят развивающий характер с учетом возможностей ребенка. Они проводятся согласно медицинским рекомендациям по индивидуальным программам комплексной реабилитации. Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

В Муниципальном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье»» оказывается квалифицированная психолого-педагогическая, социально-педагогическая и медицинская помощь. В центре «Здоровье» принимаются на реабилитацию дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет. Использование в работе центра специальных обучающих занятий позволило повысить уровень знаний более чем у 800 родителей в вопросах реабилитации детей-инвалидов в семье. Социальный патронаж продолжает курс реабилитации ребенка-инвалида в домашних условиях. Это способствует нормализации и поддержанию психологически благополучной атмосферы в семье. Для семей, имеющим детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создана служба «Социальное такси». С целью профилактики инвалидности детей раннего возраста по инициативе Министерства социальных отношений и Администрации г. Челябинска в 2008 году было открыто Отделение раннего вмешательства.

В Государственном  учреждении «Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс»» осуществляется комплексная система мероприятий по физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации инвалидов в возрасте от 10 лет и старше (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, с нарушением интеллекта). В структуре центра функционируют отделения физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации.

В рамках программы  «Социальная поддержка инвалидов  в Челябинской области» на 2011-2015 годы областным центром «Импульс» с 2002 года проводятся массовые спортивные мероприятия среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха: областные спортивные фестивали (зимний, летний, детский), спортивные праздники, реабилитационные сборы инвалидов-колясочников, вручение кресел-колясок активным спортсменам.

Центр инвалидов  «Импульс» хорошо знаком не только жителям Челябинской области, но и другим областям России: Свердловской, Тюменской, Курганской, Ленинградской, Омской и т.д.

Центр «Импульс» – дважды победитель Всероссийского смотра конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди физкультурно-спортивных организаций инвалидов, участник и дипломант традиционных выставок «Равные возможности».

Таким образом, проводимая социальная политика в сфере социальной защиты инвалидов Челябинской области направлена, прежде всего, на улучшение социального положения, повышения доходов и качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения, создание для них условий для реабилитации и интеграции в современное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Термин «инвалид»  в силу сложившейся традиции несет  в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение  к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями  заключается в его связи с  миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения  с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий  инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать  во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Отмечая государственное  внимание к детям с ограниченными  возможностями, успешное развитие отдельных  медицинских и учебно-воспитательных учреждений, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, т.к. не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Государство должно пойти навстречу социальным потребностям ребенка и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей  в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Гехт И.А. Социальная защита инвалидов в Челябинской области: современная практика и перспективы [Электронный ресурс] // http://minsoc74.ru

2. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижнегородский государственной медицинской академии, 1999. – 508 с.

3. Ким Е. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., 1997.- 130 с.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. – М: Издательство БЕК, 1996 

5. Конституция РФ // «Российская газета» – 1993 - № 237 – 25 дек 

6. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ – 1994 – №12 

7. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан // «Ведомости СНД и ВС РФ» – 1993 – № 33 – ст. 1318 

8. Постановление Минтруда РФ от 14.12.96 № 14 «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» // «Бюллетень Министерства труда РФ», № 12, 1996 

9. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (ред. от 26.10.2000) «О порядке признании лица инвалидом» (вместе с «Положением о признании лица инвалидом», «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» // «Российская газета», 21.08.1996. №158

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема