Институт семьи и родства: эволюция формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Понятие социального института семьи и брака……………..……..
Истоки развития семьи и брака…………..………………………….
Семейные отношения в России……………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………….…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

antropologiya kr.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Так Клеопатра (69 – 30  гг.  до  н.  э.)  сначала была  женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой  младшего  брата.  Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые  законы  римского  права  приписываются  Ромулу,   легендарному основателю Рима. В соответствии с  этими  законами  женщина,  соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества,  на нее распространялись все  права  мужа.  Закон  предписывал  женам  полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а  мужей  –  управлять  женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что  брак  существует исключительно  ради  деторождения,  а  также  ради  того,  чтобы   неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское  право  легло  в основу  английского  законодательства,  которое  по-прежнему  закрепляло  за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы – служительницы  различных культов, «мистические»  женщины;  2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа  называли  на  «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в  рабство);  3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев;  4)   гетеры  – образованные  и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»).

Нравы в Древней  Спарте иллюстрируются  следующим  примером.  Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой  любому  мужчине,  который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме  мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если  это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения  единственной  цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Приведем слова  Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского  права  было всемирно  историческим  поражением  женского  пола.  Муж   захватил   бразды правления  и  в  доме,  а  жена  была  лишена  своего  почетного  положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое  орудие  деторождения».1

С  появлением  частной  собственности  женщина  становится  бесправной домашней прислугой  с многочисленными хозяйственными  обязанностями,  она  не может  даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в  случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но  не трапезу. В  Древней Греции красивая женщина  стоила несколько  голов  рогатого скота.

На протяжении IV и V веков Европа  постоянно  подвергалась  нашествию северных племен варваров, которые  приносили  свои  представления  о  браке, свои брачные  обряды.  Например,  в  соответствии  с  традициями  германских  племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так  и  жены строго каралась моралью и законом. Французские племена,  напротив,  одобряли полигамию  и  разрешали  куплю-продажу  невест.  При  этом  почти   у   всех  варварских  племен  считалось,  что  брак  существует   ради   семьи,   ради сексуального и экономического удобства.

 С переходом от племенной к национальной  общности,  по  мере  усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали  свою  абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о  браках  своих  вассалов  и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были  жениться  на  дамах  своего круга.  По  существу  брак  был  социально-экономической  сделкой:  с  одной стороны девушка «продавала»  свою  девственность,  целомудрие,  с другой  – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать  ее  и будущих детей. Для аристократии  брак  был политическим  актом,  лучшим  средством увеличить свое  влияние и могущество.  То  же  самое отношение к браку существовало  и  среди  цеховых  мастеров  средневековых  городов  и   среди купечества.

Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что  их,  как  правило, распевали под окном  чужих жен. Но в то время  как  женатый  мужчина пел под окном  чужой жены, под окном его собственной жены  мог находиться другой. Представление о трубадурах  средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения  и Реформации стали возможны браки,  основанные  на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более  либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Ренессанс, по существу своему революционная  эпоха,  стал  «совершенно исключительным веком  пламенной чувственности». Вместе с  идеалом  физической красоты, и как его следствие, в  идеал  была  возведена  производительность, плодовитость.     Другими   словами   «Высшими    добродетелями    считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много  детей  приносило  славы  и было обычным явлением, не иметь  их  считалось  наказанием  за  какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Семейные отношения в России

Исторически сложилось так, что в дореволюционной, дооктябрьской  России, а в определенной мере и  в постреволюционном Советском  Союзе были сильны патриархальные воззрения. Они вбирали в себя взгляд на мир  традиционного русского мира, крестьянства, мещанства небольших российских городов. Это был патриархальный мир традиционного житейского уклада, который включал в себя и веками отработанный механизм социализации, воспитывающий соборность, работу на благо семьи, подчиненность детей и женщин главе семьи - мужчине. В традиционной российской семье торжествовал и усваивался главный принцип соборного, холистского мира, господствующей холистской идеологии. Мы знаем, что холистическая идеология придает значение социокультурной тотальности, целостности и пренебрегает человеческим индивидом или же подчиняет его. Такая идеология относится к иерархическому обществу, в котором, как в случае с индийской системой каст, порядок является результатом установления ценности, а именно ценности целого. Из этого следует, что части или элементы, в частности, индивиды, оказываются подчиненными целому или тому, что воплощает, выражает, представляет целое .

Патриархальная  семья в России – это особый мир теплых человеческих взаимоотношений, взаимоподдержки и защиты, мир, в котором каждый вносил свою посильную лепту в общее семейное дело. Патриархальная семья прежде всего экономическая ячейка общества, содружество соработников. Тот, кто работал для общего семейного блага, был в почете и уважении, а того, кто по тем или иным причинам не работал, рассматривали на переферии семьи.

  Как жены были подвластны  своим мужьям в семье, так  и женщины в общине подчинялись  мужчинам, чьи властные позиции  в локальном сообществе поддерживались  формально – правом и неформально  – общепринятыми правилами повседневной жизни, обычаями и культурными традициями.

 В основе всех частных  и общественных отношений лежит  один прототип, из которого все  выводится, – именно двор или  дом, с домоначальником во главе,  с подчиненными его полной власти чадами и домочадцами. Этот начальный общественный тип играет большую или меньшую роль во всех малоразвитых обществах; но нигде он не получил такого преобладающего значения, нигде не удержался в такой степени на первом плане во всех социальных, частных и публичных отношениях, как у великорусов .

 Иными словами, патриархальная  семья и патриархальные семейные  отношения воспроизводятся и  одновременно воспроизводят национальную  социокультурную традицию.

Что же касается проводимых исследований взглядов самого крестьянства на семью, семейную жизнь, гендерные роли мужчины и женщины, то они глубоко патриархальны. Муж, по исконному взгляду народа, неизменно должен главенствовать в семейном быту. Только при соблюдении этого условия будет в семье все идти по-доброму, по-хорошему…

 Вот некоторые  примеры из русских пословиц и поговорок, собранных А.А. Коринфским: «Не скот в скоте коза, не зверь в зверях еж, не рыба в раках рак, не птица в птицах нетопырь, не муж в мужах – кем жена владеет» – гласит строгий приговор народной мудрости, создававшейся многовековым опытом жизни. «Бабе волю дать – не унять», «Кто бабе над собой волю дает – себя обкрадывает», «В дому женина воля – тяжкая мужнина доля: удавиться легче», «От своевольной бабы за тридевять земель сбежишь», «Хуже бабы тот, кем жена верховодит», «Возьмет баба волю, так и умный мужик в дураках находится вволю», «Дура-баба и умного мужа дурее себя сделает, коли на нем ездить, его кнутом погонять зачнет!», «От своевольной жены – Господь упаси и друга, и недруга, и лихого татарина!» .

         Для русского крестьянина патриархальная семья представляет собой не только высшую ценность, но и самое естественное положение вещей. При заключении брака, как правило, обязательным было венчание, оформлявшее брак официально («законный брак»). Исключение составляли т.н. браки сводные, чаще всего у старообрядцев-беспоповцев и некоторых сектантов . В брак в конце XIX века вступали мужчины в 24–25 лет (после службы в армии), женщины – между 18 и 22 годами .

Мы знаем, что  в конце XIX века женщина продолжала оставаться «детородной машиной», что изнашивало женский организм, вело женщину к преждевременной гибели, но, самое главное, практически не оставляло ей шанса стать личностью: получить образование и хорошо оплачиваемую профессию. Если здоровье женщины оставалось в порядке в течение отведенного природой детородного периода, то она рожала доношенных детей с интервалом в 12–15 месяцев, рожая за 20–25 лет до 20 детей, что и фиксировал учет родильных отделений, но не могли отразить метрики». Эти данные также относятся к концу XIX – началу XX века, то есть ко времени не самого плохого положения российской женщины.

 Справедливо  отмечая, что Москва и особенно  Петербург накануне революции  были «совершенно западными городами»,  со всем букетом их социальных  пороков, не следует забывать, что кроме жителей Москвы, Петербурга и некоторых других крупных городов, по многим параметрам сопоставимых с европейскими, в остальной России народ жил в другой исторической эпохе, обладая соответствующей ей ментальностью. Деревни, которые зимой заносило снегом так, что между ними не было никакого сообщения, с трудом можно назвать обществом в собственном смысле этого слова.

 Мы знаем  также, что в 90-е годы XIX века  российская деревня вступила  в полосу острой экономической  и социокультурной нестабильности. Деревенские люди семьями и поодиночке стали в массовом порядке перебираться на жительство в города. Жизнь в быстро модернизировавшемся городе с деревенским количеством детей в семьях с гораздо большей долей безотцовщины и сиротства (и это было лишь малой частью разворачивавшегося системного конфликта) не оставалась без глубоких культурно-психологических и социально-политических последствий, имевших основной источник – исторически стремительное столкновение деревенского и городского миров.

 В результате  развития амбивалентных процессов, в том числе и массового переселения крестьян, захлестнувшего города и городскую культуру, в стране сложились три основные формы моногамной семьи – патриархальная, детоцентристская и супружеская.

 -Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. Лишь в конце XVIII – начале XIX века с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Но патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны.

-В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. В послевоенные годы начиная с конца 40-х вплоть до 80-х годов ХХ века доминирующей стала детоцентристская семья.

-Все большее распространение получает и супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

В России рассмотрение темы семьи и семейных отношений  в контексте взаимоотношений  мужчины и женщины, любви и полового чувства стало популярно в конце XIX – начале ХХ века, особенно после поражения первой русской революции. Именно тогда начался процесс перехода от патриархальной к современной форме организации семьи, в России, в рамках рассматриваемой нами проблематики, появился целый ряд значимых научных публикаций.

 После первой  русской революции страна стояла  на пороге сексуальной революции,  уже тогда влияние православной  церкви как социального института,  христианских по своей генеалогии  ценностей и норм во все большей мере элиминировалось материалистическим, научным мировоззрением. В России появляются социологи, занимающиеся проблематикой семьи и семейных отношений.

Социальный  институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко артикулировали две «музы» русской революции – Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

 Советское  государство с первых дней  своего существования приступило  к активному реформированию гражданского  законодательства, в том числе  в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу».

 Хотя официально  аборты не были узаконены, в  первые три года Советское  правительство относилось к ним  достаточно терпимо. Поскольку  эта операция часто производилась  людьми неквалифицированными, в  антисанитарных условиях, что приводило  к тяжелым последствиям и летальным исходам, декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. Хотя к абортам был приклеен ярлык «пережитка прошлого», женщинам не возбранялось пойти на этот шаг, при условии, что операция будет производиться врачами в больничных условиях. Это был тоже первый закон такого рода.

 Обсуждение  проекта нового кодекса законов  о браке и семье в начале 20-х годов сопровождалось призывами  к отмене любых форм регистрации  брака, в том числе и светской государственной регистрации.

Информация о работе Институт семьи и родства: эволюция формирования