Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:48, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что П.А.Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества в интегральной парадигме. В интегральной парадигме объединены в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Социальная культура в контексте интегральной парадигмы – это не собрание разнообразных явлений и процессов, а единство, целостность, все элементы которой взаимозависимы и интегрированы между собой. Вследствие этого интегральная парадигма занимает, по праву, обособленное место среди научных парадигм в социологии и актуальность ее рассмотрения и изучения неоспорима вне всякого сомнения.
Введение
Глава 1 Значимость интегральной парадигмы для социологии
Место интегральной парадигмы среди научных парадигм в социологии, ее особенности.
Интегральная социология П. Сорокина.
Глава 2 Актуальность интегральной парадигмы в условиях современности
2.1 Интегральная парадигма в контексте современности
2.2 Значимость интегральной парадигмы для современной российской социологии.
Заключение
Список использованной литературы
Здоровое, стабильное, развивающееся общество - это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П. Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой. Сами социальные перемещения или социальная мобильность осуществляются либо по вертикали, либо по горизонтали.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается дебильный материал, т.е. большое количество вялых, неспособных людей. И напротив, в более низких стратах — талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П. Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем, чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.
Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Работа П. А. Сорокина «Социальная мобильность» стала классической и повсеместно использовалась как учебник. Теория стратификации и социальной мобильности П. Сорокина служит для многих основным инструментом социологического анализа общества и в настоящее время. [1 c. 109]
П.А. Сорокину удалось выдвинуть немало важных и оригинальных идей и по вопросу о перспективах развития человечества, не потерявших свое значение и в современных условиях. Еще в I960 г. в работе «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении социокультурного типа» (1961) П.А. Сорокин в духе теории конвергенции писал: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшие десятилетия. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
П.А. Сорокин верил в
возможность утверждения
Глава 2
2.1 Интегральная
парадигма в контексте
При анализе происходящих ныне в России экономических, политических, социокультурных изменений представляется весьма актуальным использовать многие положения интегральной парадигмы П.А. Сорокина, которые способствуют комплексному видению социокультурных тенденций нашего времени. Их учет, несомненно, позволил бы избежать многих ошибок и просчетов в процессе предпринятых в нашей стране за последнее время преобразований.
Как известно, человеческая личность, по Сорокину, является “удивительным интегральным существом” и формируется под воздействием ряда факторов — космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего — социокультурных. На характер личностей оказывают влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы — чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности. “Новая интегральная теория человеческой личности, — поясняет Сорокин, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным “бессознательным”, рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом” .
Политика российских реформаторов
практически всегда, а в последнее
десятилетие в особенности
Недооценка сложности
человеческой природы, абсолютизация
рационально-умственного
По Сорокину, интегральная сущность человека должна быть адекватной высшей интегральной ценности существующего мира — единству Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако, как считал социолог, творчество в области Добра резко отставало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Человеку не удалось обосновать эффективные пути и средства для своего морального возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных вожделений, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и наслаждениями. Известные до сих пор формы правления не принимали в расчет Доброту, энергию неэгоистической любви, и потому “демократические режимы были почти столь же воинственны, неустойчивы, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень преступности” .
Ныне судьба как мира, так и отдельных народов, по мнению социолога, в конечном счете зависит не от ООН, всемирного правительства или торжества демократии, а от способности самого человека творить Добро, от “увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству”. Доброта, неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную политику и умиротворить конфликты.
Кроме того, неэгоистическая
любовь необходима для физического,
духовного и нравственного
К сожалению, при осуществлении
реформ в России никогда не ставился
вопрос о Доброте, — прежде всего,
вопрос о гуманности путей и средств
достижения поставленных целей, об их
адекватности интегральной природе
человека, о гармонизирующей функции
любви, которая может умиротворять
агрессии, вражду и борьбу. Из-за умаления
и забвения фактора Доброты, сугубо
прагматического подхода к
Вероятно, сорокинские прозрения, акцентирующие необходимость человеческих отношений, пропитанных взаимной любовью, есть панацея, позволяющая стране вырваться из революционно-бунтарского поля, в котором она оказалась несколько столетий назад. Следование установкам ученого на “дух всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью”, возможно, позволило бы выбрать принципиально новый, эффективный вектор социального реформирования и обновления, от которого зависит реализация интегральной сущности человека.
Главный смысл реформ, по Сорокину: они должны исходить из интегральной сущности человека и благоприятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; чтобы функции институтов, прежде всего государства, в конечном счете стимулировали творческую активность населения; чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения. П.Сорокин написал ряд работ, в которых исследуются собственно проблемы реформируемого кризисного общества, включая труд — “Человек и общество в условиях бедствия”. Один из выводов этой работы её автор сформулировал так: “бедствия не являются исключительным злом: наряду с разрушительными и вредными действиями они играют также конструктивную и положительную роль в истории культуры и творческой деятельности человека. Для человечества катастрофы имеют великое обучающее значение”.
Интересно проследить, какие уроки из кризисов смогли извлечь российские реформаторы.
В процесс производства, считает Сорокин, должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая “личным интересом”, “хозяйственной автономностью и ответственностью”. Занесение на красную доску, ордена, похвалы в газетах и т.д., по мнению ученого, — “искусственные стимулы”, их роль ничтожна. Сорокин предложил ряд конкретных мер, которые, по его мнению, как раз соответствуют интегральной сущности человека: “ясное и категорическое признание права собственности”; налоги должны быть таковы, чтобы сохранялась “уверенность лица в прочности своих прав на результаты своей хозяйственной деятельности” (налог по принципу “чем больше — тем лучше” ущемляет стимул “личного интереса” и его положительные эффекты); исключить хозяйствование в формах частного хищничества (аренда предприятий, позволяющая выжимать из них сиюминутную прибыль “ценой окончательного их разрушения”); имущественная дифференциация не должна быть безмерной, что “толкает нищие массы на разгром существующего порядка”, уничтожение производительных сил страны; “обе крайности — уравнительность и безмерное имущественное неравенство — ведут к печальным результатам” .
При этом Сорокин особо подчеркивает необходимость в процессе реформирования общества обеспечить надлежащий правовой порядок, призванный содействовать производственной и творческой деятельности населения. Продуктивная производственная деятельность во благо человека и собственно человеческих отношений, считает ученый, возможна только при правовом поведении как самого населения, так и органов власти. Для этого необходимо. чтобы все граждане России стали “субъектами прав, участниками, членами единого общего коллектива”.
Как считал П.А. Сорокин, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, люди создали новую реальность — суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Поэтому мир общества также интегрален: идеологические смыслы, выраженные в языке, науке, религии, философии, искусстве, образцы материальной культуры взаимно соотносятся с социокультурными типами личностей и групп, а также сложившимися образцами их поведения. Такой подход указывает на недостаточность материального фактора объяснения социальной жизни и, напротив, акцентирует роль ценностных, социокультурных установок. Будучи примененной к российским реалиям, методология сорокинской парадигмы позволяет пролить свет на некоторые стороны нынешней дезинтеграции страны.