Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:58, курсовая работа
Проблема экстремизма в современном мире стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых и новых случаях проявления национализма, главным участником которыхявляется молодежь. Российская Федерация - одно из самых многонациональных государств мира. Взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда находятся в непрерывном изменении. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика подросткового экстремизма как социальной проблемы…………………………………………………………….…………….5
1.1 Определение молодежного экстремизма……………………...…...5
1.2 Виды молодежного экстремизма………………………...………....9
1.3 Причины возникновения молодежного экстремизма в России…………………………………………………………………….……....14
2. Понятие и основные направления первичной профилактики подросткового экстремизма……………………………………….……………19
2.1 Понятие первичной профилактики молодежного экстремизма…….………………………………………………………………...19
2.2.Основные направления первичной профилактики молодежного экстремизма………………………………………………………………………22
3. Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)……….…………………………26
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………….……..32
Таким образом, большинство верно дали определение понятию «толерантность». Из данного следует, что старшеклассники знакомы с понятием терпимости и уважения к представителям других национальностей и религий. Также из беседы с учителем, стало известно, что в школьный курс обществознания включен раздел, посвященный раскрытию понятия толерантности. Стоит отметить, что в данной школе проводились классные часы на тему «Нации и межнациональные взаимоотношения». В итоге можно сказать, что ученики 11-х классов МОУ СОШ №129 при ответе на данный вопрос руководствовались знаниями, которые получили непосредственно при обучении.
При анализе анкет выяснилось,
что многие школьники не знают, какие
организации имеют
Таким образом, 41% учащихся не знают о том, что националисты имеют своей целью провозглашение верховенства одной нации над всеми. В России национализм выражается в стремлении к ущемлению прав других национальностей - русских, дагестанцев, эвенков, тувинцев, чеченцев и др. Особо негативный настрой у школьников вызывают лица кавказской национальности. Также из беседы с классным руководителем, стало очевидно, что существующие размолвки между учениками 11-го класса, основаны на межнациональных конфликтах. Учитель приводит пример, что некоторые ученики позволяют себе неуважительное отношение к одноклассникам и учителям, оскорбляя их по национальному признаку. При профилактических беседах с данными учениками упор делается исключительно на правовые последствия подобных действий. Однако, ни родителями, ни педагогами не объясняется, что подобные высказывания являются признаком националистических сообществ.
Следующим шагом стало
выяснение отношения подростков
к представителям меньшинств. На вопрос «Вы когда-нибудь
проявляли нетерпимость/
Анализируя полученные данные, можно сказать, что в данной параллели 11-х классов существует группа риска, подверженная влиянию экстремистских идей. Данные старшеклассники уже имеют опыт девиантного поведения по отношению к представителям других национальностей. Для предотвращения проявления экстремистских действий в будущем следует уже сейчас обратить внимание на данную группу подростков.
Далее, было интересно узнать о том, что думают старшеклассники о межнациональных и межконфессиональных отношениях в г. Красноярске.
Таблица А.2 – Распределение ответов на вопрос «По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?» %
да, и это большая проблема |
да, но встречается редко и не являются проблемой |
мне это неинтересно |
не знаю |
64 |
11 |
6 |
11 |
Из приведенных результатов видно, что большинство старшеклассников считают, что в городе существуют напряженные отношения между представителями различных религий и наций. Также стоит отметить, что только 11% школьников не видят проблемы во взаимоотношениях.
Затем, было интересно узнать, что думают респонденты о принципах взаимоотношений между людьми. На вопрос «Какие взаимоотношения важны между людьми в мире?», 88 % старшеклассников ответили – взаимоуважение/толерантные.
Из этого следует, что большинство подростков знают об основных правилах поведения с людьми. Следовательно, школьники имеют представление о правильной модели поведения с представителями других народов и религий.
Последним, наиболее важным вопросом, стало выяснение отношения подростков к непосредственному контакту с представителями другой национальности или вероисповедания.
Таблица А.3. Распределение ответов на вопрос «Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другого вероисповедания?» %
никогда и ни за что |
скорее нет |
не знаю |
да, это вполне возможно |
41 |
29 |
18 |
11 |
Таким образом, большинство респондентов негативно относятся к представителям других наций и религий. Из этого следует, что в возрасте 17-18 лет подростки уже склонны к негативному настрою относительно представителей других наций и религий. Большую роль в этом играют частые примеры столкновения представителей различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Стоит также отметить, что в данной школе уже имелся случай столкновения учеников разных национальностей на почве национальной неприязни. Это также могло повлиять на отношение школьников к браку с представителем другой национальности или другого вероисповедания.
В итоге можно сказать,
что подростки знают об основных
принципах поведения с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе все чаще возникают конфликты на почве национальных и религиозных различий. Экстремистские группировки, создающиеся с целью распространения агрессивной идеологии, привлечения молодежи и подростков к противоправным действиям, осуществляют массовые беспорядки и физически уничтожают людей по национальному и религиозному признаку. В данной ситуации особенно важно уделять большое внимание профилактике экстремизма среди молодежи, как наиболее восприимчивой именно к идеологии прямых ответов на сложные вопросы, идеологии деятельности.
В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и видов молодежного экстремизма. Было выяснено, что молодежный экстремизм не имеет собственных направлений, а формируется на базе уже сформированных видов экстремизма. Среди основных видов экстремизма: экономический, политический, националистический, религиозный. Также, были рассмотрены причины возникновения экстремистских настроений среди подростков. К основным причинам относятся правовые, политические, миграционные, социально-экономические, географо-климатические, психологические.
Вторая глава посвящена изучению понятия и направления первичной профилактики экстремизма среди молодежи. В целом, понятие профилактики экстремизма не нашло отражение в законодательных актах. Следует расширять нормативно-правовую базу, касающуюся профилактики экстремизма. Однако в нормативно-правовых актах закреплены принципы, применяемые при предупреждении экстремизма. Также, было уделено внимание изучению направлений и форм первичной профилактики подросткового экстремизма. К направлениям относятся предварительная иммунизацию подростка к экстремистской идеологии; формирование неприятия насилия как такового; формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров; ликвидация экстремистских формирований от методов развала изнутри, до различных форм силового принуждения.
В третьей главе отображены практические сведения об уровне осведомленности учеников 11-го класса об экстремизме, полученные в проведенном автором исследовании в общеобразовательном учебном заведении, типичном для российского общества. Также, были представлены количественные данные, представляющие мнение учащихся об отношениях с представителями других национальностей и религий.
Анализ представленного материала позволяет отметить, что предупреждение экстремизма среди молодежи способствует не только установлению стабильной ситуации в государстве, но и позволяет прививать подросткам толерантность по отношению к другим нациям и религиям, распространять терпимое отношение к различным проявлениям иных качеств, свойств, системы взглядов, делать их восприимчивыми к обучению конструктивным средствам коммуникации и решения конфликтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Силаева З.В. Политический
экстремизм: теория и практика URL: http://www.ekstremizm.ru/
2. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь URL: http://slovaronline.com/search (дата обращения:30.04.2013).
3. Большая Советская Энциклопедия URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения:02.05.2013).
4. О противодействии экстремистской
деятельности: федер. закон Рос. Федерации
от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ Принят Государственной
Думой 27 июня 2002 года// Рос. газ.-2002.- 30 июля
URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/
5. Психологический словарь URL: http://psi.webzone.ru (дата обращения:03.052013).
6. Вехов И. В. Экстремизм как
объект социологического исследования//Известия
Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена. 2009.№111 URL:
http://cyberleninka.ru/
7. Васильев Ф.П. Природа современного
экстремизма URL: http://jurnal.amvd.ru/
8. Яхъяев М.Я. Истоки и причины
существования экстремизма как негативного
социального URL: http://www.ekstremizm.ru/
9. Ханбабаев К.М. Религиозно-политический
экстремизм URL: http://www.ekstremizm.ru/
10. Интымакова Л.Г., Чередникова
Н.П. Политический экстремизм и терроризм
URL: http://www.ekstremizm.ru/
11. Кулешова Е.Л., Павлий Ю.Г. Социально-политическая
активность молодежи Волгоградского региона
// Вестник Волгоградского Государственного
Университета. 2012. №2 URL: http://new.volsu.ru/struct/
12. Узденов Р.М. Экстремизм: Криминологические
и уголовно-правовые проблемы противодействия
URL: http://law.edu.ru/book/book.
13. Кольев А.Н. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений URL: http://hghltd.yandex.net (дата обращения:13.05.2013).
14. Исмаилов Б.И.Теоретические
аспекты противодействия молодёжному
экстремизму и правоприменительная практика
зарубежных государств URL:http://www.juristlib.ru/
15. Роберт Лукабо, Эдвард Фукуа,
Джозеф КенджемиТерроризм Психологические
и политические аспекты// Иностранная
психология.1998.№10 URL: http://www.psychological.ru/
16. Романов. И. Разрушительная миграция URL: http://beregrus.ru/?p=1707 (дата обращения:16.05.2013).
17. Кондрашенко В.Т. Девиантное
поведение у подростков: Социал.-псих.
и психиатр. Аспекты. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/
18. Холод Н.И. Профилактика девиантного
поведения учащихся в Испании: дис. ... канд.
пед. наук : 13.00.01: защищена 15.04.2006: утверждена
17.09.2006. Ярославль, 2006. 185 с. URL: http://www.dslib.net/obw-
19. Профилактика экстремизма
в области межэтнических и межконфессиональных
отношений одно из направлений обеспечения
национальной безопасности URL: http://do.gendocs.ru/docs/
20. «О совершенствовании взаимодействия
органов самоуправления муниципальных
образований Московской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Московской области с общественными
и религиозными объединениями по вопросам
профилактики экстремизма на национальной
и религиозной почве, формирования толерантности
и культуры межнационального общения
жителей Подмосковья»: протокол Комитета
по физической культуре, спорту, туризму
и работе с молодёжью Московской области
№18 от 07.07.2009 г. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/
21. Клеопов А. В. Путин о безопасности
семьи и терроризме в URL: http://www.proza.ru/2010/12/
22. Профилактика экстремизма
в школе ПЛАН работы на февраль -март 2013
года мероприятий в рамках месячника гражданско-правового
воспитания школьников и профилактики
экстремизма в подростковой среде URL: http://mou26.edusite.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
Информированность подростков г. Красноярска об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского района).
1. Ксенофобия - это: