Исследование образовательных потребностей пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Пожилые люди как социальная группа……………………………4
1.1. Социальное положение и психологические особенности……………..4
1.2. Здоровье пожилых людей……………………………………………….8
Глава II. Новые жизненные пространства пожилых людей………………..9
2.1 Учебно-образовательный центр………………………………………….9
2.2 Образование в пожилом возрасте…………………………………………11
Глава III. Технологии досуга пожилых людей……………………………..13
3.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей………..13
3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской
Федерации……………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

1.2.  Здоровье пожилых людей

В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических  заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском  наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров.

Перемены в политической и экономической областях в России непосредственно повлияли на здоровье ее населения. Широкие экономические  преобразования имеют сейчас своим  следствием очевидную нехватку в  самом насущном: в продуктах питания, медицинском обслуживании, т.е. во всем том, что так необходимо и так  трудно достается пожилым людям - самому беззащитному слою населения.

Согласно исследованиям, среди пожилого возраста 75 лет и  больше около 80 % заявили о своем  плохом или неважном здоровье и около 30-50 % находились в состоянии ограниченной активности, только 11-38 % сообщили, что  обращались к врачу за последний  месяц. Менее чем 5 % провели какое- то количество дней в больнице.

Среди болезней, которым  подвержены пожилые люди, например, старческий маразм. Нередко эта болезнь  вызывается потерями пожилых людей (потерей семьи, друзей, роли в обществе, в связи с чем проявляется чувство ненужности, бесполезности). Иногда это порождает умственное расстройство, заболевание. Худший исход – суицид.

Другая болезнь пожилых  людей – старческий алкоголизм. Алкоголизм – болезни всех возрастав, но для пожилых людей это особенно трудная проблема.

По-прежнему остается сложным  положение пожилых инвалидов. Большой  проблемой является потеря зрения и слуха у пожилых людей.

Состояние пожилых людей прежде всего зависит от условий жизни, питания, жизнедеятельности, социальных связей. Многие болезни пожилых людей являются результатом их образа жизни, привычек, питания.

В сохранении здоровья пожилых  людей немалую роль могут сыграть  градостроительная политика государства, создание условий для населения  их в природных зонах, на окраинах городов, на нижних этажах высотных зданий, возможности обмена квартирами. Как  показывают исследования, пожилые люди реже обращаются к врачам по поводу заболевания сердечно-сосудистой системы (в 1, 4 раза), если проживают на первых этажах.

Исключительно сложными и  в то же время деликатными являются проблема безнадежно больных людей  и вопрос об искусственном прерывании жизни таких людей. В случае умерщвления  пациентов по их просьбе с целью  избавления от мучительных болей  оцениваются по-разному, неоднозначно. Это непростая проблема. Здесь  имеются не только медицинские, но и  социальные, гуманистические аспекты.

Установлено также, что в  настоящее время подавляющее  число людей умирает под влиянием различных патологических процессов  задолго до исчерпания генетически заложенных в человеке потенциальных жизненных сил. Наукой доказано, что продолжительность жизни человека как биологического вида должна составлять 90-100 лет. Некоторые ученые исчисляют этот срок даже 110-120 годами.

Можно отметить, что с  ростом цивилизованных форм жизни ее средняя продолжительность постепенно возрастает. Однако в отдельные периоды (войны, эпидемии, кризиса и т.д.) может  наблюдаться и обратный процесс. В нашей стране, к примеру, средняя продолжительность жизни составляла в 30-е г.г. 20 века 45 лет, в конце 80-х г.г. более 73 лет, ныне (в России)-58 лет (мужчины) и 71 год (женщины).

Основная цель социальной защиты - сохранение здоровья и жизни  клиентов, а значит, это медицинская  задача. С возрастом потребность  в медицинской помощи увеличивается. Любые услуги социальной защиты, так  или иначе, защищают здоровье и жизнь  обездоленных лиц. Речь идет не о  лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей обхватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц  услугами, которые так или иначе  связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских  услугах населению. Эта форма  социальной работы предусматривает  посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

Глава II. Новые жизненные пространства пожилых людей.

2.1 Учебно-образовательный центр.

Выход на пенсию для большинства  граждан России связан с утратой  привычного статуса, неконкурентоспособностью на рынке труда, неустойчивым материальным положением. Всё это, как правило, происходит на фоне ухудшающегося здоровья.

Однако это не «чисто русские» проблемы. Те же сложности (за исключением, может быть, неустойчивости материального  положения), в основном, характерны и для высокоразвитого общества Западной Европы. «Достижение пенсионного  возраста, уход из профессиональной деятельности означает для большинства людей  тяжелый разрыв с прежним восприятием  себя как полезного члена общества, – пишет С. Вельтер. – Складывается впечатление, что с этого момента жизнь человека идет постоянно на спад, как будто в ней нет ничего, кроме болезней, слабости и приближающейся смерти».

Прежде, чем роль пожилых  в современном обществе будут  способны переоценить законодатели, необходимо всерьез решить проблему образования для пожилых людей. Концепций такого образования несколько. Наиболее приемлемой для системы  социального обеспечения среднестатистического  российского города представляется концепция создания учебно-образовательного центра (Бюро) для людей пожилого возраста [1, с. 10].

Задача-максимум для такого учреждения – открыть новые жизненные  перспективы для пожилых граждан. Бюро тесно сотрудничает со специалистами  в сфере образования и социальной работы, а также с местными органами власти и представителями общественных организаций пенсионеров. Так складываются условия для создания обширной информационной сети. Одной из конкретных задач  Бюро может быть также трудоустройство  пожилых граждан. В целом особое значение деятельность Бюро приобретает  для жизни социально активных людей, которые, выйдя на пенсию, не сразу находят применение своим  силам. За счет активизации деятельности пенсионеров в различных областях жизни местного сообщества откроются  со временем новые возможности и  ресурсы. Причем, многие задачи будут  решаться непосредственно самими пенсионерами. Особенно перспективно всё это в  отношении социальной политики. Пожилые  люди сами инициируют проекты, связанные, к примеру, с моделями сотрудничества с молодежными клубами, или с  архивной краеведческой работой, с  присмотром за детьми, с помощью  школьникам при выполнении домашних заданий. Участие в социальной работе приводит к тому, что пенсионеры оказывают поддержку тем, кто  в этом нуждается: тяжело больным, ограниченным в движении гражданам – или  вполне здоровым людям, испытывающим бытовые  трудности (далеко не все умеют починить электророзетку, к тому же мастеру из местного ЖЭКа не помешают конкуренты). Со временем Бюро может стать тем местом, куда не только обращаются за помощью, но и приходят, чтобы предложить свои услуги – своё знание, опыт, готовность помочь. Так в деятельности Бюро появляется немаловажный аспект благотворительности.

Направления деятельности Бюро для пожилых людей достаточно подробно разработаны в практике современной Европы. Но наиболее перспективными для современной российской провинции  представляются те из них, которые связывают  работу Бюро с деятельностью органов  местного самоуправления. Услуги по выдаче пенсионных удостоверений, проездных  билетов, специальных брошюр с информацией  и бесплатных газет могли бы стать  своеобразной целевой помощью со стороны Бюро органам местного самоуправления. Следующим этапом должно стать участие  пожилых людей через Бюро в  планировании мероприятий местной  администрации.

Однако для такого участия  необходима открытость для диалога  со стороны органов МСУ, которая  пока отсутствует. Между тем, ситуация зимы 2005 года, в которой монетизация  льгот стала причиной стихийных  массовых акций протеста пенсионеров в большинстве российских регионов, подталкивает чиновников местных администраций к такому диалогу. Деятельность Бюро для пожилых людей – связующее звено на этом пути.

«Сделать полнокровной жизнь  лиц преклонного возраста». Так  звучит главный принцип Организации  Объединенных Наций, сформулированный в отношении пожилых людей. Учитывая современную ситуацию в Российской провинции, его следует дополнить  еще одним утверждением: «Сделаем жизнь пенсионеров полезной для  общества» [2 с. 135].

2.2 Образование в пожилом возрасте.

Пожилыми людьми занимаются в основном министерства здравоохранения, профсоюзы, службы социальной защиты, образовательная активность очень  невелика. Различные институты, такие, как клубы, колледжи, муниципальные  центры, народные университеты и т.п. имеют образовательные программы  для этого населения. Многие из этих институтов испытывают финансовые затруднения. Хотя точных данных нет, но очевидно, что  тысячи пожилых людей лишены возможности  посещать обучающие программы и  получать удовольствие от них.

Образование на протяжении всей жизни – важная стратегия, которая  помогает преодолеть проблемы возраста в обществе. Важная социальная функция  образования – помочь человеку развить  собственный потенциал, научить  ориентироваться в жизни, осмысленно реагировать на постоянные изменения  в мире, осваивать новые нормы  общественной и гражданской жизни  в динамично развивающемся обществе не только не ослабевает, а даже усиливается  по отношению к пожилым людям.

Мировая практика выработала эффективную форму развертывания  и интеграции всех видов образования  населения в целях устойчивого  социально-экономического развития территории – муниципальную программу –  «обучающийся город», «обучающийся регион». Эта программа является ответом  на вызов глобализации и переход  человечества к экономике знаний и обучающемуся сообществу.

Во многих странах Западной Европы участие пожилых в образовательных  процессах субсидируется в соответствии с законом об образовании взрослых. В России несовершенство законодательной  и нормативно-правовой базы; недостаточная  координация министерств и ведомств в сфере непрерывного образования взрослых; отсутствие единой информационной образовательной среды и ряд других проблем препятствуют развитию преемственности и достижению высокого качества непрерывного образования пожилых граждан в современных социально-экономических условиях. Сегодня еще не отработаны механизмы сбора и анализа общественных данных, свидетельствующих о социальном заказе на образование пожилых. Недостаточная эффективность действующей системы образования в значительной мере объясняется разобщенностью участников процесса образования взрослых в России, обусловлена громадной территорией страны, разрушением привычных структурных связей в профессиональной сфере, появлением новых участников, слабой интеграцией сети формального и неформального образования пожилых, отсутствием специальной андрагогической подготовки преподавателей, недостатком программ обучения, соответствующих интересам отдельных групп населения: женщин, инвалидов, иммигрантов, пожилых людей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т.д., дефицит научных разработок систем образования пожилых, учитывающих особенности половозрастной структуры обучающихся, различия социально-культурной среды села, малого города, мегаполиса [3, с. 24 – 29].

Необходимо разработать  индикаторы, позволяющие оценивать  эффективность обучения в течение  всей жизни человека, его значимость для карьерного роста граждан, для  создания предпосылок для активной старости, достижения гармонии с самим  собой и окружающим миром.

С точки зрения развития социального капитала, это означает многократное вхождение человека в  групповую учебную деятельность, расширение социальных контактов, преодоление  социального отчуждения, ознакомление с различными подходами в решении  сложных жизненных проблем, наращивание  социального капитала и создание условий для устойчивого развития общества.

В нашей стране крайне актуальна, в условиях демографического спада  и перехода общества к экономике  знаний, статистическая информация о  масштабах, направлениях, периодичности, формах и видах образования пожилых, является неполной, фрагментарной, несопоставимой с международной статистикой. Очевидно, что европейские статистические данные ограничены активным взрослым населением и игнорируют опыт обучения пенсионеров и пожилых людей. Фактически, большое число людей  в Европе не только работают в возрасте старше 65, но также посещают образовательные  курсы и принимают участие  в разнообразных организованных культурных мероприятиях.

Европейские методы сбора  данных следуют критериям однородности, которые применимы в различных  странах, при этом некоторые важные данные национального характера  не только не принимаются во внимание, но напротив, исключены априорно из статистики. Этот метод исключает  образовательные действия так называемого  «неформального сектора», ввиду наличия тысяч различных региональных особенностей, которые с трудом вписываются в бюрократическую систему аккредитации образовательных учреждений.

Если официальные данные относительно стационарных учебных  заведений собираются и издаются ежегодно Министерством просвещения, университетов и исследований, то тысячами неформальных учебных курсов Народных Университетов и Университетов  «третьего возраста» статистика пренебрегает. Эти действия включают конференции, представления книг, поездки  и культурные посещения, семинары и  симпозиумы, а так же другие формы  обучения. Они отличаются новизной и творческим потенциалом.

Учитывая, что система  обучения пожилых осуществляется в  значительной степени не в учреждениях  образования, а неформальное образование  чаще всего вне их стен, то охват  населения различными формами обучения может быть измерен только на межведомственной и межотраслевой основе. Необходимо учитывать деятельность всех действующих  структур образования пожилых.

Информация о работе Исследование образовательных потребностей пожилых людей