Исследование образовательных потребностей пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Пожилые люди как социальная группа……………………………4
1.1. Социальное положение и психологические особенности……………..4
1.2. Здоровье пожилых людей……………………………………………….8
Глава II. Новые жизненные пространства пожилых людей………………..9
2.1 Учебно-образовательный центр………………………………………….9
2.2 Образование в пожилом возрасте…………………………………………11
Глава III. Технологии досуга пожилых людей……………………………..13
3.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей………..13
3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской
Федерации……………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Глава III. Технологии досуга пожилых людей

3.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей

В процессе нормальной жизнедеятельности  человек занят разнообразными повседневными  делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг  подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы  расслабиться, снять стресс, почувствовать  физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность  самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут  включать следующие виды деятельности:

спорт или разнообразная  физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное  творчество);

- поделки (вышивание, вязание,  плетение различных изделий и  другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная  деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров,  галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные  игры)

- развлечения (просмотр  телепередач, фильмов, чтение  литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими  людьми (телефонные разговоры, написание  писем, приглашений, организация  и посещение вечеров и других  развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его  право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо  важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических  условиях пожилые люди занимают в  обществе маргинальное социокультурное  положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому  особое значение придается досугу после  ухода на пенсию или в связи  с болезнью, когда пожилой человек  должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность  многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных  видов помощи и услуг, соответствующих  их социальным потребностям. Организация  досуга является одним из важных элементов  реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее  время разрабатываются новые  технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации  слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и  людей старческого возраста в  социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной  политики.

Проблемы, которые могут  возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого  возраста, носят следующий характер.

1. Ограничение рамок досуга  из-за финансовых, транспортных и  других проблем, а не вследствие  сниженных возможностей.

2. Степень доступности  общественного досуга и отдыха  для лиц пожилого возраста.

3. Возрастные ограничения  в возможности развивать навыки  и способности, необходимые для  проведения досуга и отдыха, а  также в возможности развивать  эти качества с учетом адаптации  к новым жизненным условиям  после выхода на пенсию.

4. Атмосфера социального  окружения, способствующая участию  пожилого человека в проведении  досуга и отдыха.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых - это  система организационных приемов  и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин "технологии социокультурной  реабилитации" включает две составляющие: "социальное" и "культурное". "Социальное" указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями  и предполагает достижение положительных  изменений его образа жизни. Понятие "культурное" обозначает те средства, с помощью которых пожилой  человек проявляет и реализует  свой духовный, творческий потенциал. "Социальное" предполагает выход  пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в  обычные социальные контакты и взаимодействия. "Культурное" - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной  деятельности. "Социальное" предусматривает  различные формы взаимодействия пожилых между собой и с  окружающей их средой, а "культурное" предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

При планировании досуга и  отдыха приоритет принадлежит развивающим  технологиям, связанным с вовлечением  пожилых людей в различные  виды художественного, технического и  прикладного творчества. Они оказывают  на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения  и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые  и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и  др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и  творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

спорт, активное движение, экскурсии, игры;

деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). Досуг и отдых  направлены на реабилитацию пожилых  людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).

Одним из основных элементов  социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ  жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и  предпочтения.

Существенное значение имеет  психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным  условием успеха. Активность проявляется  не только за счет изменений в самом  человеке, но и за счет изменений  в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно  в ней существовать. Мотивация  деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом  досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного  творчества. Динамика изменения мотивации  служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает  человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной  по формам и видам социокультурной  деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться  определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досуговой  деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

- личность самого человека;

- отношения и контакты  пожилых людей с окружающей  средой и, прежде всего, с  семейной микросредой;

- культурно-досуговые формы  и методы, активно влияющие на  личность пожилого человека, на  его социальную реабилитацию  и положение в обществе.

Предназначение досуговых  технологий - помочь пожилым освоить  навыки общения, необходимые для  адаптации в социокультурном  окружении. Существуют психологические  закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться  на своих болезненных ощущениях  и переживаниях. Чаще всего такие  занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация  и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в  нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных  и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств  массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и  устранение причин изоляции пожилых  в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной  деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями  и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

 

3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской

Федерации.

Существуют различные  реабилитационные виды досуга.

1. Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение направлено на психические состояния или свойства личности пожилых, которые испытывают неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить, желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми. Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь человека и на художественных примерах найти то позитивное, что делает его жизнь интересной и радостной. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное поведение и свои реакции. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний.

Информация о работе Исследование образовательных потребностей пожилых людей