Исследование социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов
Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие
Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов
....
Вопрос 21 Критерии и их место при проведении системного анализа

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки - Исследование социально-экономических и политических процессов.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Система единых принципов существования и функционирования сложных систем управления включает:

1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функционирования. Принцип физичности включает несколько постулатов:

Постулат  целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсистемы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Применение постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведений о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобщении их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.

Постулат  декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной системы управления осуществляется путем расчленения ее на подсистемы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рассматривается как элемент вышележащего уровня.

Постулат  автономности. С точки зрения постулата целостности, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство декомпозиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.

2. Принцип моделируемости - сложная система, представленная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.

Постулат  действия. Для изменения поведения системы требуется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое значение. Порог есть функция трех переменных: количества определенного вещества, количества энергии и количества определенной информации.

Постулат  неопределенности. Существует область неопределенности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возможной точности определения (измерения) другого свойства.

Постулат  дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.

Постулат  многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моделей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенностей исследуемой системы.

Постулат  согласования уровней. Требования к системе, формируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на нижележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий.

Постулат  внешнего дополнения. Проверка истинности результатов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы.

Постулат  достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.

Постулат  проверенного методического обеспечения. Для анализа и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в заданные сроки и с заданной точностью.

3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом система обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип включает в себя постулат выбора.

Постулат  выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать .способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.

Познание и  практическое использование этого  постулата имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавления «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполнительные системы должны иметь возможность выбора в пределах поставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний выбора, его формальным представлением, качественной и количественной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.

Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и  их постулаты составляют основополагающую базу методологии системного подхода к исследованию систем управления.

 

 

 

Вопрос 5 Политические системы и подходы к их исследованию. Типология политических систем

    Для  постижения современной политики  наиболее эффективен научный  подход к ее изучению. Его важные  элементы формировались в рамках социологии, особенно политической социологии, в исследованиях изменений государственно-политических устройств, функций различных политических организаций, развития политических процессов, а также изучения роли личности и масс в решении политических проблем.

В науке сложились  определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из них под определенным углом рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе властные решения.

   Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, движения, объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Недостатками такого подхода является то, что в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъектов экономики и политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

   При современном  системном подходе политические  отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соответственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать политическую власть как продукт совместной деятельности людей, как процесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциации, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сферу политической деятельности. При системном подходе главным предметом анализа становится не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.

    Применение  системного подхода в исследовании  политических систем и процессов  позволяет раскрыть сущность  политической власти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять ценности в обществе и достигать коллективных целей

   Системный  подход позволяет расширить границы  объекта исследования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участвующие в политических отношениях. Появляются возможности исследовать политические системы как системы социальных взаимодействий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.

Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера  ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К  внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому,

что решение  стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании  тому международной среды.

Типология политических систем

Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в сложной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть комплексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.

Политические  системы различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции политической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.

По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации  политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная  система политической власти функционирует  по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетентности властных органов.

С позиции социокультурной  среды выделяют политические системы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические системы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на антиэтатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной культуре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия позиций, признание всеми основных целей и средств политики. Характерными чертами такой политики являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности.

Достаточно актуальной является типологизация на основе характера распределения власти и взаимоотношений политической сист

емы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в сосредоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наиболее последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает господство устойчивого неизменного большинства.

 

 

Вопрос 6  Сущность и структура  политических процессов. Режимы существования политического процесса

Даже хорошо представляя политические идеи современности, общественно-политические институты  и государственную власть, зная их позиции, невозможно разобраться в  том, что происходит в политической сфере без изучения политических процессов.

  Политический процесс - это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это технология осуществления власти. Именно в политических процессах выявляются и реализуются свойства всех политических сил и возможности власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы.

   Политический  процесс раскрывает как поверхностные,  так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы.

По своей структуре  политический процесс состоит из следующих элементов:

-субъекта, носителя  власти;

- объекта, который  должен быть создан или достигнут как цель процесса;

-средств, методов,  ресурсов, исполнителей процесса.

При этом ресурсами  могут служить знание, наука, технические  и финансовые средства, общественное мнение и другие виды.

   В научной  литературе различают следующие  режимы существования политического процесса.

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов