Исследование социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов
Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие
Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов
....
Вопрос 21 Критерии и их место при проведении системного анализа

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки - Исследование социально-экономических и политических процессов.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

- режим функционирования, когда политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей;

- режим развития, при котором субъекты власти  пытаются внести изменения в политику, применить методы управления, отвечающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком характере политические процессы сопровождаются борьбой различных тенденций и идеологических течений;

- режим упадка, распада политической целостности  характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие общества.

 

Вопрос 7  Стадии политического процесса

Политический  процесс можно условно разделить  на пять стадий: формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса; формирование политических проблем, требующих решений и принятие политических

решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.

1.Формирование  политических приоритетов. Политическими являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие проблемы могут быть подразделены на распределительные, регулятивные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относительно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распределительные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы возникают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в социальной и политической структуре общества.

2.Выдвижение политических  приоритетов на авансцену политического  процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и требуют действий со стороны властей, а другие нет?»

3.Формирование политических проблем и принятие политических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие политические программы разрабатываются не только официальными лицами, но и людьми из неправительственных организаций.

4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в современных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного акта, и профессиональные управленцы оказываются вовлеченными в политику.

5.Оценка результатов политических решений. Как функциональная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется конечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эффективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями результативности, заложенными в самих программах и проектах. Политические оценки второго типа базируются на критериях, складывающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.

 

 

Вопрос 8 Типология современных политических процессов

Совокупность политических процессов сообщества представляет собой процесс его политического  развития. В зависимости от преобладающих тенденций процессы политического развития стран можно разделить на два типа:

1. Системоизменяющий тип. Для него характерно преобладание изменений существующей политической системы, ее обновление или даже разрушение и формирование новой. При этом в системе меняется идейно-политическая ориентация, способы реализации. Определяющими факторами являются требующие решения политические проблемы, движущие политические силы и характер отношений между ними, определяющий способ изменения системы.

2. Политические режимы. Для них характерны преобладание стабильности политической системы и ее более или менее эффективное функционирование, реализация идейно-политической ориентации определенным способом.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений различают следующие виды политических процессов:

- базовые - характеризуют различные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, процессы политического участия и государственного управления и т.д.;

- периферийные - раскрывают динамику формирования отдельных политических организаций, развитие местного самоуправления, другие связи, отношения в политической системе, не оказывающие существенного влияния на определяющие формы и способы реализации государственной политики.

Политические процессы различаются  по своим масштабам. Выделяют внутренние и международные процессы. Первые могут иметь местный масштаб, например, выборы представительных местных органов, региональный масштаб - разворачиваться в субъекте федерации или федеральном округе, общенародный масштаб - охватывать всю страну.

  Политические процессы  в мировом сообществе бывают двусторонними - между двумя странами и многосторонними, в которых участвуют многие заинтересованные страны.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и немирные средства, насилие. При этом преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития - легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивных оппозиций.

   С позиций публичности  осуществления правящими субъектами  своих властных полномочий, принятия  решений, различают открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение политических проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения.

Скрытый политический процесс связан с теневой деятельностью государственных учреждений, существованием органов с секретными функциями, секретными документами. Такой процесс создает опасность противоправной деятельности и коррупции официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются теневые структуры неполитического характера, которые имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни.

 

Вопрос 10  Место и роль системного подхода в теории системных исследований

Системный подход лежит в основе системных исследований, структурное понятие системного исследования включает общую теорию систем ( Как отмечалось ранее, общая  теория систем задумывалась и создавалась  как междисциплинарная теория, предметом  которой являются общие закономерности функционирования сложных, комплексных объектов, а также как общеметодологический и философско-мировоззренческий подход, позволяющий разрабатывать методологические рекомендации и инструментарий процесса познания таких процессов), подход, анализ и особенности исследования соц-экономических и полит систем.

Предмет: комплексное  изучение объекта как единого  целого: предполагает, что деятельность любой части объекта оказывает  влияние на деятельность другой части  объекта, что все явления находятся в причинной обусловленности, а следовательно для обоснования должно быть установлены существующие взаимодействия и их влияние и на поведение отдельных частей и на поведение объекта в целом.

При этом подходе  при анализе соотношения целого и части определяющ роль целому

Задача исследования в в структуризации объекта так  чтобы сохранить приоритет целого над частным. Позволяет при изучении частей системы учитывать множество факторов самого различного характера выделяя из них те которые оказывают наибольшее влияние с позиции цели. Ищет пути и методы взаимодействия. Дает возможность предсказывать как будет как будет развиваться система если измениться среда. Ценность- позволяет осуществлять анализ и синтез разных объектов с позиции единой точки зрения прививает образ мышления который как способствует устранению сложности, так и позволяет исследователю уяснить сущность проблем и принять решение на основе четкого представ о внешней среде.

Основополагающий  инструмент методологии системного анализа.

Значение системного подхода для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций возрастает в силу следующих причин:

1. Увеличение динамизма внешней среды организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению сегментов рынка, сокращению жизненных циклов продуктов. Это повышает требования к оперативности принятия решений в условиях текущих и прогнозируемых вызовов внешней конкурентной среды. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда организационные изменения запланированы, когда установлено, как изменения в одних элементах организации влияют на функционирование других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организации как системы.

2. Интернационализация бизнеса, размывание национальных, региональных границ, все большее доминирование на мировых рынках транснациональных корпораций порождает множество проблем, тесно связанных с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения крупных регионов мира. Такие проблемы носят комплексный, системный характер и их решение возможно лишь при использовании системного подхода.

3. Для успешной и эффективной работы организаций в современных условиях необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных изменений. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, соответствующих новым условиям хозяйствования, может быть реализовано при использовании современных системных методов.

 

 

Вопрос 11 Системный анализ: понятие, сущность и область применения .

Цель – выработка  практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.

   Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди специалистов в этой области нет единства в формировании основных характеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недостаточной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":

1) цель и ряд  целей;

2) альтернативные  средства (системы), с помощью которых может быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;

3) затраты ресурсов  на систему;

4) математическая  и логическая модель, то есть  система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;

5) критерий выбора  предпочтительных альтернатив [42].

   Существуют  и другие подходы к формированию  категориального аппарата системного  анализа. При более внимательном  рассмотрении можно заметить, что  различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и решений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основными "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него математические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориентацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных процедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе большее внимание уделяется организационным факторам.

Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного  направления исследований, основанного  на системной методологии, и характеризующегося определенными принципами, методами и областью применения.

  Системный  анализ - это методология исследования  трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов