Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:56, курсовая работа
Цель работы рассмотреть теоретический аспект изучения предвыборных PR- кампаний, а так же применить на практике методы анализа их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение несколько задач:
- рассмотреть особенности применения pr-технологий на выборах;
- проанализировать специфику проведения pr-кампаний;
- исследование эффективности предвыборной кампании Путина В.В.
Введение……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ PR-КОМПАНИЙ.
1.1. PR в политической сфере…………………………………… 5
1.2. Специфика проведения предвыборных PR-кампаний……11
1.3 Методы на выборах 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
2.1. Общая характеристика эффективности предвыборной кампани Путина В.В .23
2.2. Контент-анализ выступлений В.В. Путина в период избирательной кампании 2004 … 24
2.3. Анкетирование население по выявлению отношения к предвыборной кампании Путина В.В. 27
3. Рекомендации при проведении политической агитации в период выборов. 31
Заключение 36
Список использованной литературы: 38
- столкновение (искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее);
- выбор без выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации);
- чрезмерный позитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу). [4, c. 111]
PR имидж является важным аспектом общего восприятия и оценки политика. PR имидж - объективный фактор, играющий большую роль в оценке любого политического кандидата. Имидж целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью PR, рекламы либо пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта. С помощью PR формируется как позитивный, так и негативный имидж. PR-агентства при создании имиджа политическому кандидату опираются на его темперамент, внешность, характер, семью, прошлое. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Целенаправленное формирование политического имиджа – трудоемкий процесс, который под силу уже не одиночкам, а специализированным PR-агентствам. [6, c. 208]
Функция любого PR, в том числе и политического заключается, в большей степени, в использовании СМИ для достижения каких-либо коммуникативных целей.
Одной из основных форм подачи материалов в СМИ, наиболее часто используемой в политическом PR, является пресс-релиз.
Пресс-релиз должен содержать такую информацию как логотип компании в шапке документа; заголовок, отражающий главную идею пресс-релиза (жирным шрифтом); дату; цитаты руководителей компании или проекта (желательно); телефон, факс и адрес электронной почты контактных лиц, которые в состоянии предложить дополнительную информацию, как по компании, так и по пресс-релизу в частности.
Чем больше раскручивается избирательная кампания, тем чаще проводятся регулярные социологические опросы типа: "Если бы выборы были завтра, за кого бы вы голосовали?" В результате за три месяца избирательной кампании (плюс еще полтора-два месяца до ее начала) как бы происходят несколько десятков предварительных выборов с участием той или иной части населения. Эти социологические исследования нужны, прежде всего, самим избирательным штабам, чтобы оценить исходную ситуацию с популярностью кандидатов, а затем - чтобы проверить эффективность используемых избирательных технологий.
Первичные выборы - праймериз, - по сути, являются еще более масштабным социологическим опросом, призванным сделать выбор между двумя кандидатами одного лагеря, в результате чего на выборы от определенной партии идет кто-то один. Подразумевается, что в праймериз в основном принимают участие сторонники одной партии. Эта гласная и публичная процедура выбора одного кандидата из нескольких. В российской истории использование первичных выборов - исключительное явление.
Попытка использования праймериз для определения единого кандидата на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге была предпринята "Яблоком" и СПС. Эффект от непривычной в российских условиях процедуры был невелик: слишком малое количество проголосовавших в принципе не позволяет судить о реальных шансах кандидатов. Впрочем, в Санкт-Петербурге ни представитель СПС, ни кандидат от "Яблока" не были фаворитами.
Спецификой российских условий является возможность использования праймериз для дополнительной раскрутки кандидата за счет средств, не входящих в официальный кандидатский фонд. Кроме того, российская специфика такова, что и при проведении социологических опросов, и при разного рода интерактивных опросах по телевидению широко используются подтасовки. Доходит до того, что каждый кандидат оперирует данными своего социологического опроса, в котором он имеет предпочтительные шансы.
При использовании подобных методов на выборах манипуляции с результатами интерактивного опроса в прямом эфире или публикация сфабрикованных данных социологического опроса ставят людей в многократно описанное наукой состояние психологического дискомфорта, что должно, по замыслам организаторов, заставить их примкнуть к "большинству" и на реальных выборах проголосовать за "пиаримого" такими методами кандидата.
Проблема в том, что появление публикуемых конкурирующими штабами противоречащих друг другу данных снижает эффективность подобной меры. Но политтехнологи вынуждены продолжать их использовать, чтобы, по крайней мере, не дать противнику воспользоваться этим оружием. Впрочем, есть и еще одна цель подобных фальсификаций. Если кандидат заведомо слаб, и цель кампании - не победа, а раскрутка политика для участия в каких-то других выборах, возникает соблазн использовать манипулирование с цифрами для того, чтобы сравнивать своего кандидата с фаворитами, а не с аутсайдерами. [3]
Уменьшение использование грязных технологий возможно только при совершенствовании российской политической системы. По мере укрепления системообразующих партий и перехода к преимущественно партийным выборам на всех уровнях, в том числе в региональные и местные органы власти, у участников избирательного процесса появятся сдерживающие мотивы. Кандидату наплевать, что будут говорить о его компании в соседних регионах, если он сумел победить на выборах, или, напротив, потерпел поражение. А для партии, которая везде собирается выставлять своих кандидатов, обвинение в чрезмерно грязной политической игре в одном из регионов может сослужить нехорошую службу. Отмена верхней планки избирательного фонда при строгом контроле за используемыми методами агитации снимет часть мотивов, которыми сегодня руководствуются политические пиарщики. А более честный характер таких выборов заставит тщательнее подходить к подбору кандидатов, что, в свою очередь, заставит обратиться к такой процедуре первичного отбора кандидатов от своей партии, как праймериз.
Все, занимающиеся PR, независимо от их узкой специализации, должны усвоить базовые знания и опыт владения методами и средствами, соблюдать определенные правила и нормы профессионального поведения. Институт общественных отношений разработал прецедентное право профессионального поведения и в 1962 году принял официальный кодекс. Международная Ассоциация общественных отношений (The International Public Relations Association - IPRA) приняла кодекс профессионального поведения, собственные кодексы приняли и большинство национальных ассоциаций. Строгое следование соответствующему кодексу профессионального поведения будет в значительной степени способствовать утверждению PR как профессии и поможет сохранить высокое качество работы.
Право каждого убеждать окружающих при условии, что средства честны и законны - это основное условие демократии, но в области PR оно является основным способом деятельности. Все, занятые в PR, должны неизменно сохранять чувство ответственности, поскольку их деятельность воздействует на сознание людей и влияет на жизнь общества.
Одобрение деятельности правительства и В. Путина как его главы было на протяжении всей кампании крайне высокое, и значительно (в августе - более чем в 10 раз) превосходило электоральную приверженность В. Путину. Это можно объяснить составом правительства, в деятельности которого приверженцы разных идеологий могли заметить именно то, что им нравилось. Для патриотов, коммунистов и сторонников "сильной руки" преподносилась "государственническая" и "державная" политика правительства. "Либералам" симпатизировали продолжения экономических преобразований, начатых еще при Б. Ельцине. В общем, тенденция одобрения деятельности В. Путина, хоть была сильнее, но в целом повторяла динамику электорального рейтинга В. Путина как потенциальному кандидату на пост Президента. Соответственно, и факторы, оказывающие влияние на изменение доверия к В. Путину как председателю правительства и и. о. Президента были теми же, что и факторы, влиявшие на решимость проголосовать за него на ближайших выборах.
Одобрение деятельности правительства В. Путина интересно было бы сравнить с одобрением деятельности прежних председателей правительства. Так, на протяжении 1997—1998 годов деятельность В. Черномырдина как председателя правительства одобряли лишь 10% опрошенных (при неодобрении 65% ). Деятельность С. Кириенко как председателя правительства одобряли 15% избирателей (при неодобрении 50% ), Е. Примакову как председателю правительства доверяли 50% избирателей , а С. Степашину — 25% избирателей.
После неопределенности, вызванной чередой отставок председателей правительства и аппаратными перестановками в структуре правительства, к середине осени 1999 года, пессимистические прогнозы работы правительства делали более 42% респондентов ВЦИОМ, что было особенно заметно на фоне шока, вызванного волной терактов, прокатившихся по России и ожиданием новой кавказкой войны. Однако к началу зимы недоверие общества к власти несколько снизилось (до 35 %), а надежду на лучшее к началу нового, 2000 года, разделяли уже не 9, а 40 % российских избирателей. В целом, такой уровень доверия сохранился до конца выборов, зато на протяжении всей предвыборной президентской кампании в 2 раза сократилось количество людей, затрудняющихся с оценками деятельности властей.
Заслуга СМИ, входящих в медиаполитическую систему, состоит, прежде всего, в том, что ясной повесткой дня избирателей смогли убедить в стабильности экономического положения страны (и усилить доверие к В. Путину, как к формально ответственному за положение страны), что и вызвало увеличение доверия избирателей к власти. СМИ удалось показать избирателям, что, выходя из последствий кризиса 17 августа 1998 года, российская экономика находится на подъеме с опорой на отечественного товаропроизводителя и независимость от экспорта товаров первоочередного спроса. В данном случае, акцент на экономические успехи правительства В. Путина открыли новую, экономическую тематику освещения в СМИ деятельности В. Путина как кандидата в Президенты РФ, захватывая экономический сектор повестки дня. Именно этот, экономический аспект деятельности правительства В. Путина помог построить медиаполитической системе многоканальное освещение деятельности В. Путина как кандидата в Президенты РФ.
№ | Признак, его градация | Код |
1.
2.
3. | Российская Федерация Страна Государство Россия Внутренняя политика страны Экономика ЖКХ Социальная политика Национальный проект Программа 2020 Правительство Совет федерации Государственная дума
Внешняя политика ВТО СНГ США
|
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 |
Для подтверждения традиционного анализа документов был проведен контент-анализ текстов выступлений политиков. Для проведения контент-анализа были отобраны 5 екстов выступлений Владимира Путина. Эти речи были произнесены в 2000 гг.. Был проведен простой подсчет символов, ключевых слов и классификация символов, ключевых слов по полярности (положительной или отрицательной окраске по отношению к объекту). Были поставлены следующие задачи:
Первая единица счета – слово «Россия». Частота упоминания этого слова косвенно свидетельствует о том, что политик интересуется внутренней и внешней политикой страны, демонстрирует жителям страны, что он мыслит в глобальном масштабе. Единица счета встречается во всех текстах Путина (89,2%), слово «Россия» употребляется.
Владимир Путин – по роду своей деятельности он защищает национальные интересы страны. В связи с этим частое употребление слова «Россия» естественно и неизбежно для данного политика.
Единица счета «Национальный проект». Социальная политика в России в последнее время сводится к реализации национальных проектов, которые должны позволить жителям страны значительно улучшить свое финансовое положение в долгосрочной перспективе, поэтому употребление в речи словосочетания «национальный проект» демонстрирует озабоченность политика социальным положением людей. Данная словесная конструкция обнаружена во многих текстах Путина (67,6%).
Путин уделяет много внимания национальным проектам, так как это важная составляющая его внутренней политики. Медведев, как уже говорилось выше, отвечает за реализацию этих проектов, поэтому часто рассказывает об их реализации. Жириновский же крайне редко обращается к этой теме, не использует в полной мере электоральный потенциал данной темы.
Единица счета – «США». Создание эффективного речевого имиджа с помощью построения «образа врага» часто используется политиками. Антиамериканская линия пользуется популярностью у российских политиков, поэтому и было решено использовать данную единицу счета. Она встречается в текстах Путина (73%).
Кроме того, был проведен контент-анализ текстов с целью определения того, строят ли политики свой речевой имидж на критике других субъектов внутренней и внешней политики. Подобная критика встречается в текстах Путина (70,3%). Из данных контент-анализа видно, что эффективность речевого имиджа Путина и особенно строится на критике других субъектов политики.
Целью последнего контент-анализа является обнаружение слов-паразитов «ну» и «как бы» в текстах Путина. Таким образом, можно говорить о высокой культуре речи политика.
Информация о работе Исследование эффективности предвыборной компании