Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:32, реферат
В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.
Для более полного уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.
Введение
3
1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
4
2 Основные направления развития социологии
7
2.1 Представления об обществе в древнем мире
7
2.2 Эпоха Средневековья
9
2.3 Развитие социологии в XIX – XX веке
10
3 Современный этап развития социологии
14
4 Общественное регулирование процессов девиации
15
4.1 Понятие девиантного поведения
15
4.2 Формы девиантного поведения
15
4.3 Причины девиантного поведения
18
4.4 Причины объяснения девиантного поведения
19
4.5 Социальный контроль
22
Заключение
25
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Экономической социологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Социология
на тему: Исторические условия возникновения социологии в 19 веке.
Общественное
регулирование процессов
Студент
ФМ, 2-й курс, РКП-2 Г.В.Савчик
Проверил
Канд. социлогич. наук,
доцент кафедры экономической социологии Н.Н.Сечко
МИНСК 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Предпосылки возникновения
социологии как |
4 |
2 Основные направления развития социологии |
7 |
2.1 Представления об обществе в древнем мире |
7 |
2.2 Эпоха Средневековья |
9 |
2.3 Развитие социологии в XIX – XX веке |
10 |
3 Современный этап развития социологии |
14 |
4 Общественное регулирование процессов девиации |
15 |
4.1 Понятие девиантного поведения |
15 |
4.2 Формы девиантного поведения |
15 |
4.3 Причины девиантного поведения |
18 |
4.4 Причины объяснения девиантного поведения |
19 |
4.5 Социальный контроль |
22 |
Заключение |
25 |
Список использованных источников |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII – начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.
В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.
Для более полного уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.
1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
С древних времен человека
интересовали не только загадки и
явления окружающей его природы,
но и проблемы, связанные с его
существованием среди других людей.
Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в
одиночку? Что заставляет их проводить
между собой границы, разделяться
на отдельные государства и
Социология как
Однако новоявленные буржуа
в большинстве своем это
В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере, доказав свою способность оказывать влияние на социальные процессы. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества.
В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем [2, с. 45-46].
До появления социологии
на обозначенные выше вопросы пыталась
ответить религия, однако научные достижения
нового времени подорвали веру людей
в сверхъестественные силы. Законы
в естествознании (теория Ч. Дарвина,
клеточная теория строения живого вещества
Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные
домыслы о происхождении
Буржуазное общество ощутило
потребность в рациональном анализе
основ бытия – конкретной науке,
способной выявлять очаги социальной
напряженности, анализировать социальные
явления и процессы, просчитывать
потенциальные возможности
Появление социологии как
самостоятельной науки в первой
половине XIX века не было бы возможным,
если бы не вышли на определенный уровень
развития такие науки как демография,
статистика, прикладная математика, послужившие
основой для развития эмпирической
социологии. Немного позже, в конце
девятнадцатого века, начинает развиваться
именно эмпирическая социология, что
обусловлено попытками
Таким образом, объективными
предпосылками появления
- сложная социально-
- развитие капиталистических отношений;
- географические открытия;
- законы, сформулированные в естествознании;
- технические изобретения;
- высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;
- повышенный интерес к
проблемам взаимодействия
Следует отметить, что социология
как наука имеет буржуазное происхождение,
что в нашей стране воспринималось
как ярлык или «клеймо», фактически
запретившее право на жизнь социологии
как самостоятельной науке
2 Основные направления развития социологии
2.1 Представления об обществе в древнем мире
Процесс осмысления общества,
общественной жизни начинается у
истоков человеческой истории. Общество
становится объектом анализа людей
даже прежде самой личности — ведь
в первобытном состоянии
Представления об обществе
углубляются по мере развития личности,
когда обозначается основной вопрос
общественной жизни «Что важнее: общество
или личность в ее неповторимости,
индивидуальном своеобразии восприятия
и отражения действительности?»
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях, которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия — правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью «благородного вымысла» обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других — серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.