История формирования концепции корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……... 3
1. Концепция корпоративной социальной ответственности: понятие и история формирования………………………………………………………...…4
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса…………………….4
1.2. Этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………………..5
2. Корпоративная социальная ответственность в России………………16
2.1. Развитие корпоративной социальной ответственности в России…16
2.2. Особенности корпоративной социальной ответственности в России…………………………………………………………………………….18
Заключение…...………………………………………………………...…19
Список литературы…………………………………………………...…..20

Вложенные файлы: 1 файл

КСО реферат.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «История формирования концепции корпоративной  социальной ответственности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЭАУ-459

Дмитриева Т.А.

 

 

Проверил: 

к.э.н., доц. Передунова С.В.

 

 

 

 

Волгоград

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……... 3

1. Концепция корпоративной  социальной ответственности: понятие  и история формирования………………………………………………………...…4

1.1.  Понятие социальной  ответственности бизнеса…………………….4

1.2. Этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………………..5

2. Корпоративная социальная  ответственность в России………………16

2.1. Развитие корпоративной  социальной ответственности в  России…16

2.2. Особенности корпоративной  социальной ответственности в  России…………………………………………………………………………….18

Заключение…...………………………………………………………...…19

Список литературы…………………………………………………...…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом  мире. О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.

Современный мир живет  в условиях острых социальных проблем  и в этой связи особенно значима  социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных  с разработкой, изготовлением и  поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они  обладают основными финансовыми  и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих  перед миром социальных проблем.

Понимание лидерами бизнеса  своего ключевого значения и ведущей  роли в такой работе привело к  рождению в конце 20-го века понятия  «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция корпоративной  социальной ответственности: понятие  и история формирования

1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса

Понятие «ответственность» представляет собой обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости  от субъекта и объекта, на который  направлена ответственность она  может быть юридической, моральной, личной, социальной. Социальная ответственность  это - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям  социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального  прогресса общества.

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной  практике не существует, что дает повод  понимать термин «социальная ответственность  бизнеса» каждому по-своему. В зарубежной и в отечественной литературе наряду с понятием «социальная ответственность  бизнеса» широко распространено также  понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО).

Под социальной ответственностью бизнеса  понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная  социальная ответственность, и социально-маркетинговые  программы, и спонсорство, и филантропия  и т.д. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние  бизнеса на общество, ответственность  тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или  косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности  бизнеса скорее идеальное, и не может  быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все  последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность  бизнеса - это не правило, а этический  принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решений.

1.2. Этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности

С позиции анализа исторического  развития феномена социальной ответственности  можно выделить 6 этапов развития концепции  корпоративной социальной ответственности  и изменения ее роли в системе  управления (рис 1):

Рис. 1. Основные этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности

1 этап. Начало XIX – 50-е  года XX в. Зарождение концепции.

Зарождение концепции  социальной ответственности бизнеса  можно отнести к началу XIX в., когда  началось движение в защиту прав трудящихся, возникшее после промышленной революции. Возникли организованные рабочие движения, когда в ряде стран были устранены  различные препятствия для реализации права на свободу объединений. Одним  из основоположников данного воззрения  был британский промышленник Роберт Оуэн, разработавший план по улучшению  условий жизни рабочих и пытавшийся его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Его попытки создания коммунистических колоний потерпели неудачу, но идеи помогли трудящимся осознать собственные права, место и важность в производственном процессе.[1, c.25] Совместно с рядом видных бизнесменов, политиков и экономистов Оуэн обращался к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. Им были выдвинуты три довода в пользу принятия международных трудовых норм:

1) облегчение практически  рабского труда рабочих;

2) удержание трудящихся  масс от участия в неформальных  объединениях с целью недопущения  беспорядков;

3) снижение потерь стран  с защищающим трудящихся законодательством,  которые создает подобная политика  для их внешней торговли.

Такое регулирование позволило  бы уравнять международную конкурентоспособность  всех государств. Эти аргументы были приведены в Преамбуле принятого в 1919 г. устава Международной Организации Труда (МОТ), которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

В начале XX в. зародилась доктрина капиталистической благотворительности. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества (финансировать общественные потребности). Основа доктрины была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания». Тогда же другие представители крупного американского бизнеса заявили об обязанности корпораций использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долларов и основал фонд Рокфеллера, а в 1905 году в США зародилось движение «Ротари» (Rotary), суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания в обществе.

В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение  получила концепция «служения», согласно которой фирмы должны иметь и  другие цели, кроме «делания денег». Деятельность ради этих целей, не имеющих  отношения к прибыли, была объединена одним понятием – «служение».

Концепция «служения» оказалось  не долговечной (по причине как её недостаточной ясности и проработанности, так и сложного экономического положения  в конце 20-х годов) и постепенно утратила свою популярность в деловых  кругах. В последующих два десятилетия  на смену ей приходит концепция «социальной  ответственности», сначала имевшая  преимущественно теоретический  характер, а после второй мировой  войны распространившаяся и в  деловых кругах.

В 40-50-х гг. важнейшими направлениями  реализации доктрины явилось создание филантропических фондов крупных корпораций, в связи с чем в обществе сложилось понимание, что КСО – это сугубо добровольное, альтруистическое побуждение. С формированием крупного корпоративного сектора решающую роль в отношениях бизнеса и общества стали играть его крупные компании и группы, способные существенно влиять на политику, экономику и социальную сферу. В этот период складывается уже достаточно цельная доктрина социальной ответственности бизнеса.

2 этап. 60-е — середина 70-х гг. Три основные интерпретации  концепции КСО. 

С середины 70-х гг., интерес  к данной проблеме стал довольно резко  возрастать и наступил значительно  более сложный этап развития доктрины, отразивший новые экономические и политические процессы. С одной стороны, активное вторжение и возросшее влияние крупного бизнеса, в окружающую социальную среду, а также усиление лоббистских возможностей корпораций, а с другой - появление новых «гражданских» движений - экологов, потребительских сообществ, правозащитников. В обществе росло беспокойство по поводу роли транснациональных и национальных монополистических объединений. Размеры этих объединений таили в себе угрозу экономической для стабильности и самостоятельности суверенных государств. Поэтому в обществе вызревала потребность в усилении общественного контроля над корпорациями. Идея изменения роли корпораций, выдвинутая в этот период, включала предложения о введении института «общественных деятелей», представителей государственной администрации в советы директоров крупных предприятий, более последовательном отделении совета директоров от профессионального менеджмента, превращение совета директоров в общественный орган путем отмены оплаты этих должностей. Для этого периода характерно также:

1) существование разрозненных стандартов в различных областях корпоративного управления, касающихся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. Однако в социальной сфере стандарты и правила не были выработаны;

2) усиливающееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под воздействием общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды;

3) усиливающееся давление профсоюзов в сфере охраны труда и социальной политике.

В этот период возникают  три основные интерпретации концепции  социально-ответственного бизнеса.

Первая - традиционная, подчеркивает, что единственная ответственность  бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была высказана  Милтоном Фридманом в 1971 г, и может  быть названа теорией корпоративного эгоизма: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию  в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в  пределах правил игры».

Вторая точка зрения прямо  противоположна теории Фридмана. Это  теория корпоративного альтруизма. Появилась  она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теории, теория «разумного эгоизма», которая  утверждает, что социальная ответственность  бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает  благоприятное социальное окружение  и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение  — это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности  в выживании, безопасности и устойчивости.

3 этап. Конец 70-х - середина 80-х гг. Идейно-политическая гегемония  неолиберализма.

Начиная с этого времени, сначала в Великобритании и США, а затем и в других странах  Запада и в Японии на смену социал-реформистским  режимам к власти пришли неоконсерваторы, в основе экономической стратегии которых лежали принципы минимального государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Изменения произошли под воздействием предпринимателей, стремящихся к принципам свободного рынка и свободной конкуренции, а также освобождению от обременительных социальных обязательств по отношению к государству и обществу. Чем ограниченнее были вторжения в их свободу, тем эффективнее была деятельность фирмы, и тем прочнее становились ее позиции в конкурентной борьбе.

Информация о работе История формирования концепции корпоративной социальной ответственности