Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:06, реферат
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.
Введение…………………………………………………………….……... 3
1. Концепция корпоративной социальной ответственности: понятие и история формирования………………………………………………………...…4
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса…………………….4
1.2. Этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………………..5
2. Корпоративная социальная ответственность в России………………16
2.1. Развитие корпоративной социальной ответственности в России…16
2.2. Особенности корпоративной социальной ответственности в России…………………………………………………………………………….18
Заключение…...………………………………………………………...…19
Список литературы…………………………………………………...…..20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Волгоградский
Кафедра экономики и управления
Реферат на тему: «История формирования концепции корпоративной социальной ответственности»
Выполнил:
студент гр. ЭАУ-459
Дмитриева Т.А.
Проверил:
к.э.н., доц. Передунова С.В.
Волгоград
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Концепция корпоративной
социальной ответственности:
1.1. Понятие социальной
ответственности бизнеса…………………
1.2. Этапы становления концепции
корпоративной социальной ответственности………………………………………
2. Корпоративная социальная
ответственность в России………………
2.1. Развитие корпоративной социальной ответственности в России…16
2.2. Особенности корпоративной
социальной ответственности в
России………………………………………………………………
Заключение…...…………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.
Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
1. Концепция корпоративной
социальной ответственности:
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса
Понятие «ответственность» представляет
собой обязанность и готовность
субъекта отвечать за совершенные действия,
поступки и их последствия. В зависимости
от субъекта и объекта, на который
направлена ответственность она
может быть юридической, моральной,
личной, социальной. Социальная ответственность
это - сознательное отношение субъекта
социальной деятельности к требованиям
социальной необходимости, гражданского
долга, социальных задач, норм и ценностей,
понимание последствий
Общепринятого определения социальной
ответственности бизнеса в
Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решений.
1.2. Этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности
С позиции анализа исторического развития феномена социальной ответственности можно выделить 6 этапов развития концепции корпоративной социальной ответственности и изменения ее роли в системе управления (рис 1):
Рис. 1. Основные этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности
1 этап. Начало XIX – 50-е года XX в. Зарождение концепции.
Зарождение концепции
социальной ответственности бизнеса
можно отнести к началу XIX в., когда
началось движение в защиту прав трудящихся,
возникшее после промышленной революции.
Возникли организованные рабочие движения,
когда в ряде стран были устранены
различные препятствия для
1) облегчение практически рабского труда рабочих;
2) удержание трудящихся
масс от участия в
3) снижение потерь стран
с защищающим трудящихся
Такое регулирование позволило
бы уравнять международную
В начале XX в. зародилась доктрина капиталистической благотворительности. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества (финансировать общественные потребности). Основа доктрины была рассмотрена Э. Карнеги в работе «Евангелие процветания». Тогда же другие представители крупного американского бизнеса заявили об обязанности корпораций использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долларов и основал фонд Рокфеллера, а в 1905 году в США зародилось движение «Ротари» (Rotary), суть которого заключается в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшение социальной ситуации не только в профессиональной сфере, но и в ареале своего проживания в обществе.
В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение получила концепция «служения», согласно которой фирмы должны иметь и другие цели, кроме «делания денег». Деятельность ради этих целей, не имеющих отношения к прибыли, была объединена одним понятием – «служение».
Концепция «служения» оказалось
не долговечной (по причине как её
недостаточной ясности и
В 40-50-х гг. важнейшими направлениями реализации доктрины явилось создание филантропических фондов крупных корпораций, в связи с чем в обществе сложилось понимание, что КСО – это сугубо добровольное, альтруистическое побуждение. С формированием крупного корпоративного сектора решающую роль в отношениях бизнеса и общества стали играть его крупные компании и группы, способные существенно влиять на политику, экономику и социальную сферу. В этот период складывается уже достаточно цельная доктрина социальной ответственности бизнеса.
2 этап. 60-е — середина 70-х гг. Три основные интерпретации концепции КСО.
С середины 70-х гг., интерес к данной проблеме стал довольно резко возрастать и наступил значительно более сложный этап развития доктрины, отразивший новые экономические и политические процессы. С одной стороны, активное вторжение и возросшее влияние крупного бизнеса, в окружающую социальную среду, а также усиление лоббистских возможностей корпораций, а с другой - появление новых «гражданских» движений - экологов, потребительских сообществ, правозащитников. В обществе росло беспокойство по поводу роли транснациональных и национальных монополистических объединений. Размеры этих объединений таили в себе угрозу экономической для стабильности и самостоятельности суверенных государств. Поэтому в обществе вызревала потребность в усилении общественного контроля над корпорациями. Идея изменения роли корпораций, выдвинутая в этот период, включала предложения о введении института «общественных деятелей», представителей государственной администрации в советы директоров крупных предприятий, более последовательном отделении совета директоров от профессионального менеджмента, превращение совета директоров в общественный орган путем отмены оплаты этих должностей. Для этого периода характерно также:
1) существование разрозненных стандартов в различных областях корпоративного управления, касающихся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. Однако в социальной сфере стандарты и правила не были выработаны;
2) усиливающееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под воздействием общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды;
3) усиливающееся давление профсоюзов в сфере охраны труда и социальной политике.
В этот период возникают три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса.
Первая - традиционная, подчеркивает,
что единственная ответственность
бизнеса заключается в
Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Это теория корпоративного альтруизма. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».
Третью позицию представляет
одна из самых сильных «центристских»
теории, теория «разумного эгоизма», которая
утверждает, что социальная ответственность
бизнеса — это просто «хороший
бизнес», поскольку сокращает
3 этап. Конец 70-х - середина 80-х гг. Идейно-политическая гегемония неолиберализма.
Начиная с этого времени, сначала в Великобритании и США, а затем и в других странах Запада и в Японии на смену социал-реформистским режимам к власти пришли неоконсерваторы, в основе экономической стратегии которых лежали принципы минимального государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Изменения произошли под воздействием предпринимателей, стремящихся к принципам свободного рынка и свободной конкуренции, а также освобождению от обременительных социальных обязательств по отношению к государству и обществу. Чем ограниченнее были вторжения в их свободу, тем эффективнее была деятельность фирмы, и тем прочнее становились ее позиции в конкурентной борьбе.
Информация о работе История формирования концепции корпоративной социальной ответственности