Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа
Вопросы: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера. Развитие отечественной социологии.
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный
технологический университет
Заочный
факультет
Контрольная работа
по социологии
Выполнил
студент
5го курса,
Минск 2011
Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма
Теоретическим
обоснованием идеологии и политики
буржуазного реформа горстей
явилась концепция гак
Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, в духе республиканской программы боролся за отделение церкви от государства и школы от церкви.
Сутью
социально-политической позиции Дюркгейма
были поиски третьего пути между монархическо-
В
социально-философской
Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании, с одной стороны, отделения социологии от философии, а с другой, - нахождения новых видов связей между ними.
В
теоретическом понимании
Отвергая
психологизм
При рассмотрении генезиса коллективного или общего сознания социолог опирался на идеи непрерывного развития природы и «творческого синтеза» простого в сложное.
Социальные
отношения истолковывались как
отношения ассоциации, в результате
которой возникает новое
Однако наряду с ассоцианистским есть еще один немаловажный аспект дюркгеимовского понимания общества. Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений, новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, гиперспиритуалистичности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Но тем самым он рисовал его в традиционных религиозных красках. При этом натурализм и рационализм Дюркгейма вполне сочетались не только с религиозно-спиритуалистической терминологией, но и с идеалистической трактовкой общественной жизни. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов».
Характерно, что общество и его сознание рассматривались как явления одно-плановые, они были не только взаимосвязаны и взаимно обуславливали друг друга, но и могли менять этимологическую последовательность при объяснении. И это не смущало Дюркгейма, а, напротив, казалось признаком научности.
Методология социологического исследования, разработанная Дюркгеймом, роднит его с идеями позитивизма. Он разделяет натуралистические установки позитивистов, стремясь строить социологию по примеру естественных наук, с характерным для последних индуктивным методом и принципом объективного наблюдения. Оригинальна в этом плане его концепция социального факта.
Главными
признаками социального факта являются
их независимое, объективное существование
и их принудительный характер, т.е. способность
оказывать на индивида внешнее давление,
это коллективные представления
или факты коллективного
Последним Дюркгейм противопоставлял факты, понимаемые им как формы общественного бытия или так называемой социальной морфологии, которая изучает строение и форму отдельных «материальных» частей общества, его «анатомическую структуру».
Морфологические факты составляют как бы «материальный», количественный аспект общества, его субстрат, в то время как фаты коллективного сознания, - «коллективные представления», которые являются его духовным, качественным аспектом.
Факты морфологического порядка наряду с коллективными представлениями Дюркгейм называл «внутренней социальной средой». Подчеркивая способность коллективного сознания производить другие социальные факты и даже создавать общество, социолог придавал ему самодовлеющий автономный характер, никогда не ставя вопрос о границах этой автономии или ее относительном характере. Употребляемое им понятие «материального субстрата» общества воплощалось в экологическом демографическом и технологическом материале.
Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе:
«Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.
Стремление
найти объективные
Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.
Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.
Понятие
функции было заимствовано Дюркгеймом
из биологии и означало, что между
данным физиологическим процессом
и некоторой потребностью организма
как целого существует отношение
соответствия. Переводя это положение
в социальные термины, он утверждал,
что функция социального
Однако
систематически разработать метод
функционального анализа
Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, имеете с тем нормальны в том смысле, что коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.
Понимание
нормального как общепринятого
и широко распространенного вело
Дюркгейма к парадоксальным заключениям,
а порой и к релятивизму. Так,
преступление, встречавшееся во всех
или в большинстве обществ, рассматривалось
им как нормальное явление. Напротив,
рост числа самоубийств в конце
19 века и некоторые типы экономического
кризиса квалифицировалось как
патологические. При этом Дюркгейм
исходил из необходимости опираться
на определенную теорию общества и
исторического развития, имея в виду
некую идеальную, оптимальную форму
общества, по отношению к которому
следует рассматривать
Главной
идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея
социальной солидарности, стремление
найти ответ на вопрос о том, какие
связи объединяют людей в общество.
Согласно Дюркгейму, силой, создающей
общественное целое способствующей
его сохранению, является разделение
труда. Главный его тезис состоял
в том, что разделение труда, под
которым он понимал профессиональную
специализацию, все более и более
выполняет ту интегрирующую роль,
которую некогда выполняло
В
следствии все увеличивающейся
специализации труда индивиды вынуждены
обмениваться своей деятельностью,
выполнять взаимодополняющие
В
неразвитых, архаических обществах
существовала механическая солидарность,
поскольку люди в этих обществах
были связаны чисто механически.
Их солидарность определялась сходством
индивидов и их общественных функций,
неразвитостью индивидуальных личностных
черт. Когда нет места для
Но
религия в современном обществе
обнимает все уменьшающуюся часть
общественной жизни. Развитие разделения
труда, в котором появляется все
большее число самых
Разделение
труда обуславливает
Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.