Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:31, контрольная работа
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.
Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.
Социальные конфликты и способы их решения.
Программа социологического исследования.
Этническая социология.
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.
Социологическое исследование на одну из предложенных тем.
Удовлетворенность трудом является одной из наиболее популярных категорий экономики труда. Тем не менее, недостатком многих концепций удовлетворенности трудом остается слабая связь теоретических по
строений и практических возможностей оценки измерения удовлетворенности трудом на рабочих местах. Наблюдается явный недостаток в конкретных приложениях современной теории удовлетворенности трудом к решению практических задач управления. В научной литературе предлагаются различные подходы к оценке удовлетворенности трудом. При этом различными авторами используется весьма разнообразный набор индикаторов удовлетворенности трудом без какой либо их систематизации. В этой связи, нами была осуществлена попытка составления систематизированного перечня факторов удовлетворенности трудом. Поскольку удовлетворенность трудом есть важнейший психологический результат трудовой мотивации, основанием для такой классификации могут служить мотивы трудовой деятельности. В результате было выделено три группы факторов удовлетворенности трудом:
1. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, в том числе:
1.1 Условия и охрана труда.
1.2 Организация труда.
1.3 Отношение администрации к нуждам работников.
1.4 Оплата труда, вознаграждения и льготы.
2. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием социальных мотивов трудовой деятельности, в том числе:
2.1 Морально психологический климат в коллективе.
2.2 Объективность оценки работы руководителем.
2.3 Политика администрации.
2.4 Информированность о делах в организации.
2.5 Возможность влиять на дела в коллективе.
2.6 Возможность карьерного роста.
3. Факторы, обусловленные действием мотивов самоактуализации, в том числе:
3.1 Компетентность руководства.
3.2 Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности.
3.3 Стиль и методы работы руководителя.
3.4 Возможность ощутить собственную значимость.
3.5 Возможность профессионального роста.
Использование рассмотренной системы индикаторов в процессе эмпирических исследований, по нашему мнению, позволяет дать наиболее полную и всестороннюю оценку удовлетворенности трудом работников организации.
Наиболее часто используемым методом исследования удовлетворенности трудом является опрос. Л. Джуэлл отмечает по этому поводу: «Практически все исследования удовлетворенности работой основаны на ее оценках, полученных с использованием вопросников. Поскольку удовлетворенность работой – это индивидуальное, субъективное явление, такой метод оценки, вероятно, является наиболее подходящим».
Поэтому для проведения исследования удовлетворенности трудом работников предприятий нами была разработана анкета, включающая представленный выше систематизированный перечень факторов удовлетворенности. Для выяснения мнения респондентов в анкете используется следующая шкала ответов: «совершенно удовлетворен», «пожалуй, удовлетворен», «не вполне удовлетворен» и «совершенно не удовлетворен».
Для количественной оценки удовлетворенности трудом работников организации предлагается осуществлять ранжирование
факторов удовлетворенности по показателю степени удовлетворенности трудом. Показатель степени удовлетворенности трудом рассчитывается по каждому фактору, представленному в анкете по формуле:
Уi = (Ч1*К1 + Ч2*К2 + Ч3*К3 = Ч4*К4) / Чобщ,
где Уi – степень удовлетворенности трудом работников организации по i−му фактору;
Ч1– численность совершенно удовлетворенных трудом работников, по i−му фактору;
Ч2 – численность работников, отметивших вариант ответа «пожалуй, удовлетворен» по i−му фактору;
Ч3 – численность работников, не вполне удовлетворенных трудом по i−му
фактору;
Ч4 − численность совершенно не удовлетворенных трудом работников по i−му фактору;
К1, К2, К3 и К4 – весовые коэффициенты, принимаемые равными 3,2,1 и 0 соответственно;
Чобщ – общая численность опрашиваемых.
Используемая методика расчета предполагает следующие заключения в зависимости от принимаемых значений рассматриваемого показателя:
Уi = от 2 до 3: высокий уровень удовлетворенности.
Уi = от 1, 5 до 2: удовлетворенность выше среднего уровня.
Уi = от 1 до 1,5: удовлетворенность ниже среднего уровня.
Уi = от 0 до 1: низкий уровень удовлетворенности.
Использование при анализе результатов анкетирования показателя степени выраженности мотивов позволяет:
− дать количественную оценку степени удовлетворенности трудом в рабочем коллективе по различным факторам;
− провести ранжирование и сравнительный анализ удовлетворенности трудом по различным факторам;
− выявить влияние типологических особенностей работников на степень их удовлетворенности трудом по различным факторам.
С использованием разработанной анкеты по оценке степени удовлетворенности трудом нами было проведено социологическое исследование на предприятиях г. Ижевска, обобщенные результаты которого представлены в таблице.
Таблица
Оценка степени удовлетворенности трудом работников предприятий.
Факторы удовлетворенности |
Степень удовлетворенности трудом (Уi) |
1. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности | |
1.1. Условия и охрана труда |
1,75 |
1.2. Организация труда |
1,71 |
1.3. Отношение администрации к нуждам работников |
1,28 |
1.4. Оплата труда, вознаграждения и льготы |
1,03 |
2. Факторы удовлетворенности,
обусловленные действием социал | |
2.1. Морально − психологический климат в коллективе |
2,08 |
2.2. Объективность оценки работы руководителем |
1,50 |
2.3. Информированность о делах в организации |
1,50 |
2.4. Политика администрации |
1,40 |
2.5. Возможность влиять на дела в коллективе |
1,41 |
2.6. Возможность карьерного роста |
1,44 |
3. Факторы удовлетворенности, обусловленные действием мотивов самоактуализации | |
3.1. Стиль и методы работы руководителя |
1,50 |
3.2. Компетентность руководства |
1,77 |
3.3. Возможность ощутить собственную значимость |
1,53 |
3.4. Возможность профессионального роста |
1,49 |
3.5 Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности |
1,65 |
Обобщающий показатель
степени удовлетворенности |
1,59 |
Как показало исследование, в целом удовлетворенность трудом работников предприятий г. Ижевска находится на уровне, несколько превышающем среднее значение (обобщающий показатель степени удовлетворенности трудом имеет значение 1,59). Высокий уровень удовлетворенности трудом имеет место только по одному фактору – «морально психологический климат в коллективе» (показатель степени удовлетворенности трудом равен 2,08). Надо сказать, что по данному фактору на всех предприятиях наблюдается относительно высокий (по сравнению с другими факторами) уровень удовлетворенности трудом.
Наиболее низкий уровень удовлетворенности имеет место по таким факторам, как «Отношение администрации к нуждам работников», «Оплата труда, вознаграждения и льготы» и «Политика администрации».
Отметим, что такая оценка удовлетворенности данными факторами является традиционной для российских предприятий, поскольку эти факторы в значительной части связаны с уровнем социально экономического развития общества в целом.
Представленные в таблице данные наглядно отражают сильные и слабые места в трудовой мотивации персонала. Подобное отражение данных придает сведениям о персонале вид оперативной управленческой информации, которая может служить веским аргументом для принятия решений, направленных на совершенствование системы управления персоналом на предприятиях.
Исследование показало некоторые различия в уровне удовлетворенности трудом среди респондентов женского и мужского пола, представляющие значительный интерес для выявления особенностей трудовой мотивации, обусловленных полом работников.
Прежде всего, женщины гораздо острее воспринимают факторы, которые обусловлены действием рационалистических мотивов труда и связаны с производственными и социально бытовыми условиями труда. При этом наше исследование показало, что женщины по сравнению с мужчинами предъявляют больше претензий к уровню оплаты
труда, вознаграждений и льгот. Эта тенденция является
новой для российской действительности.
В более ранних исследованиях данного
вопроса отмечалось, что женщины предъявляют
меньше запросов к заработной плате, чем
мужчины. На наш взгляд, это объясняется
изменением традиционной роли женщин
в современных российских условиях. Мужчины,
напротив, более критично по сравнению
с женщинами относятся к таким факторам,
как «Объективность оценки работы руководителем»,
«Информированность о делах в организации»,
«Политика администрации», «Возможность
влиять на дела в коллективе», «Компетентность
руководства». Это вполне «вписывается» в
традиционный «портрет»
Следующая ситуация, выявленная в ходе исследования, заслуживает, по нашему мнению, особого внимания. Женщины, по сравнению с мужчинами более негативно оценивают имеющиеся в организации возможности для профессионального и карьерного роста, проявления собственной значимости. Это может свидетельствовать как о более высоком уровне их притязаний, так и о более благоприятных условиях, создаваемых на предприятиях для удовлетворения этих потребностей лицами мужского пола. Мужчины, по сравнению с женщинами, более высоко оценивают моральнопсихологический климат в коллективе. Это можно объяснить тем, что женщины более остро воспринимают отношения в коллективе. Наиболее высокий уровень различий в удовлетворенности трудом наблюдается по такому фактору, как «Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности» (показатель степени удовлетворенности трудом у мужчин и женщин по данному фактору составляет соответственно 1,66 и 1,36). Из этого можно сделать заключение, что на рассматриваемых предприятиях женщины имеют меньше, по сравнению с мужчинами, возможностей для реализации собственного потенциала.
Оценка удовлетворенности трудом с учетом возраста респондентов дала следующую картину. В целом, наивысший уровень удовлетворенности трудом присущ самой молодой группе респондентов, имеющих возраст до 25 лет. Это может говорить об их меньшей притязательности к характеру и условиям трудовой деятельности. Отметим, в этой связи, что в г. Ижевска достаточно высок уровень безработицы именно среди молодежи. Возможно, что наличие работы в данном возрасте уже само по себе является важным фактором трудовой мотивации работников данной возрастной группы. Наиболее низкий уровень удовлетворенности трудом присущ работникам, имеющим возраст свыше 55 лет. Это может объясняться, во первых, широко распространенной на предприятиях г. Ижевска политикой освобождения от лиц пенсионного возраста, формирующей у них чувство неуверенности и неудовлетворенности. Во вторых, низкий уровень удовлетворенности трудом данной группы респондентов может объясняться и их более активным неприятием новых ценностей, порожденных изменениями социально экономической ситуации, происходящими в нашей стране.
Следующим направлением нашего анализа было выявление зависимости между уровнем образования респондентов и их удовлетворенностью трудом. Результаты анкетирования с учетом уровня образования позволяют сделать следующие выводы. Наиболее высокий уровень удовлетворенности трудом в целом присущ работникам, имеющим высшее профессиональное образование. Это может объясняться лучшими условиями, создаваемыми на предприятиях для высококвалифицированных работников. Наиболее ощутимо прямая зависимость между уровнем образования респондентов и удовлетворенностью трудом обнаруживает себя по следующим факторам:
− организация труда;
− отношение администрации к нуждам работников;
− информированность о делах в организации;
− политика администрации;
− стиль и методы работы руководителя;
− морально психологический климат в коллективе;
− компетентность руководства.
Работники со средним образованием наиболее удовлетворены объективностью оценки работы руководителем, а менее всего
– возможностью влиять на дела в коллективе. Это свидетельствует о том, что даже работники, не имеющие специального профессионального образования, имеют определенные амбиции и честолюбивые помыслы.
Определенный интерес вызывает анализ удовлетворенности трудом по категориям работников. Данный анализ выявил следующие особенности. Наиболее высокий уровень удовлетворенности трудом демонстрируют руководители, менее всего удовлетворены своей работой рабочие.