Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:37, контрольная работа
Задание 1. Выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение».
Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние».
Задание 3. Конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени».
Задание 5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство».
Ассимиляция
Один из способов, с помощью
которых доминирующая группа старается
“решить” “проблему” меньшинства, заключается
в том, чтобы “избавиться” от меньшинства
путем его ассимиляции. Ассимиляция – это процесс смешения в культурном
и социальном плане разного рода меньшинств
с остальными членами общества. Меньшинства также могут рассматривать
этот метод как предпочтительный. Однако
доминирующие группы и меньшинства часто
по-разному подходят к ассимиляции. Исторически
сложились два подхода к ассимиляции.
Первый подход – традиция “котла для
переплавки” – рассматривает ассимиляцию
как процесс, в результате которого группы
и культуры сливаются в рамках нации в
одно целое, образуя новый народ и новую
цивилизацию. Второй подход связан с оценкой
культуры доминирующей группы как превосходящей,
которая должна вытеснить полностью собственную
культуру ассимилирующегося меньшинства.
Некоторые меньшинства не
проявляют желания
Перемещение населения. Иногда доминирующие группы используют перемещение населения для уменьшения численности меньшинств. Такой подход совпадает с сепаратистскими целями некоторых меньшинств – и в том и в другом случае делается попытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения. Нередко часть населения вынуждают мигрировать. Население может также мигрировать перед вторжением з их страну захватчиков.
Постоянное угнетение. Часто доминирующая группа
предпочитает сохранить меньшинства в
своем составе, но при этом дать им понять,
какое “их место” в обществе – подчиненное
и эксплуатируемое. Такой подход нередко
называют “внутренний колониализм”.
Например, белое население Южной Африки
создало систему апартеида – политического
и экономического угнетения чернокожих
и прочих представителей неевропейских
меньшинств. Аналогично, введение законов,
ограничивающих миграцию мексиканцев
в Соединенные Штаты, столкнулось с большими
трудностями, поскольку властные деловые
круги на юго-западе США и в других районах
страны нуждались в наличии меньшинств,
которые можно было бы эксплуатировать.
Уничтожение. Межгрупповые конфликты могут
приобретать такую напряженность, которая
способна повлечь за собой физическое
уничтожение одной группы другой. История
изобилует примерами геноцида – направлен
Функционалистская и конфликтологическая теории
Функционалистская
теория. Функционалисты рассматривают
общество по аналогии с живым организмом,
в котором различные части вносят свой
вклад в выживание целого. С точки зрения
целого они анализируют и конкретные социальные
функции, и дисфункции. Хотя на первый
взгляд может показаться, что расовые
и этнические конфликты оказывают разрушительное
действие на социальную солидарность
и стабильность, сторонники функционального
подхода указывают, что конфликты могут,
тем не менее, играть позитивную роль в
обществе. Во-первых, конфликт стимулирует
формирование групп, а группы являются
строительными блоками общества. Конфликт
способствует развитию самосознания –
осознания меньшинством общности взглядов
и ценностей. Разграничение между “нами”,
или родственной нам группой, и “ими”,
или чуждой нам группой, устанавливается
именно в условиях конфликта и через конфликт
.
Во-вторых,
конфликт не только помогает идентифицировать
себя с группой и установить ее границы,
он также способствует сплочению группы,
делая ее членов более чувствительными
к групповым связям. Некоторые социологи
указывают, что антисемитизм или неприязнь
к черным могут оказаться функциональными
в том смысле, что дают членам доминирующей
группы, у которых чувство сплоченности
отсутствует, точку опоры – ощущение групповой
принадлежности. Подобные чувства подчеркивают
их расовую и этническую принадлежность,
обеспечивая им средство идентификации
в мире.
В-третьих, этнический и расовый конфликт
может выполнять роль предохранительного
клапана для всего общества в целом. Предубеждение
дает людям возможность дать выход своей
агрессивности, которую во всех остальных
контекстах традиционно принято подавлять.
Направляя свои враждебные эмоции на допустимые
“мишени” и отводя их тем самым от членов
своей семьи, коллег по работе и прочих
значимых людей, мы тем самым способствуем
сохранению стабильности социальной системы.
Этот механизм известен под названием
“поиск козла отпущения”.
В-четвертых, функционалисты указывают,
что многообразие конфликтов между большим
количеством групп внутри общества способствует
развитию демократии в противовес тоталитарному
порядку. Группы выполняют роль контролирующих
органов по отношению друг к другу. Участие
одного человека в различных группах,
а не полная принадлежность единственной
группе, выступает в роли уравновешивающего
механизма и предотвращает глубинный
раскол (например, раскол между классами,
который приводит к классовой борьбе).
Дисфункции, создаваемые расовыми и этническими
конфликтами, часто представляются более
очевидными, чем функции. Конфликт может
достигать такой частоты и интенсивности,
что вся социальная структура ставится
под удар. Более того, энергия и ресурсы
истощаются и распыляются впустую, вместо
того чтобы направляться по более продуктивным
каналам. Страх и неуверенность в будущем,
вызываемые конфликтами, могут приводить
к неэффективному использованию человеческих
ресурсов и индивидуальных способностей.
Если функционалисты во главу
угла ставят социальную стабильность,
то сторонники теории конфликта рассматривают
мир как арену непрекращающейся
борьбы. По их мнению, предубеждения и
дискриминацию надо рассматривать в контексте
конфликтов между социальными группами.
Они указывают, что в возникновении и первичном
упрочении расизма обычно важную роль
играют три конкретных компонента: этноцентризм,
конкуренция и неравное распределение
власти.
Этноцентризм характеризуется тенденцией
судить о поведении других групп по стандартам
собственной группы, когда исходят из
предположения, что все люди организуются
в группы на основании тех же принципов,
которые характерны для их собственной
группы. Люди, склонные к этноцентризму,
легко находят причины для восприятия
чуждой для них группы как объекта ненависти
– символа зла и опасности. Этноцентризм
представляет собой плодородную почву
для формирования предубеждений и стереотипов. Конкуренция углуб
ТЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Женское меньшинство
Мужчины и женщины
имеют различный доступ к
Тендерные роли и культура
Все
общества учитывают
Тендерная самоидентификация – это наше представление о себе
как о мужчине или женщине. Оно вовсе не самоочевидно и
не может устанавливаться исключительно
по внешнему виду. Большинство людей ощущает
полное соответствие между своей анатомией
и своей тендерной самоидентификацией.
Мальчики, как правило, научаются вести
себя в соответствии с теми моделями, которые
их культура определяет как “мужские”,
а девочки учатся быть “женственными”.
Однако есть и такие индивиды, для которых
все это ничего не значит. Наиболее поразительными
примерами этому являютсятранссексуалы – индивиды, имеющие нормальные
половые органы, однако психологически
ощущающие свою принадлежность к противоположному
полу. В некоторых случаях врачи с помощью
хирургии и гормонов справляются с этим
несоответствием, изменяя анатомию индивида
таким образом, чтобы она соответствовала
его тендерной самоидентификации.