Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат
За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).
Межнациональные и межрелигиозные
отношения толерантные, на уровне Конституции
— равноправные. Основной характер
взаимоотношений поляков и
Кроме белорусских поляков римско-
В течение последнего десятилетия
Литовская Республика целенаправленно
предоставляла средства на школьное
образование белорусских
Отношения литовцев с белорусами и другими этническими группами западных регионов РБ традиционно добрососедские и уважительные. Эта последняя черта весьма характерна для всего литовского населения в целом. В самой Литве и ее столице с древнейших времен существует белорусская диаспора. Сколько-нибудь значительные или спорные вопросы по межрелигиозным, межэтническим и пограничным проблемам регулируются на высоких дипломатических или местных межрайонных уровнях.
Деятельность протестантских церквей
С каждым годом увеличивается
Такие направления протестантизма
как лютеранство и кальвинизм
были известны в Беларуси еще с
ХVI века. В настоящее время
В отличие от лютеранства, кальвинизм с ХVI века более широко охватывал различные социальные и этнические группы Беларуси. Почти до конца ХVI века эта конфессия была распространена в среде местных магнатов и шляхты, горожан и крестьян различной этнической принадлежности. До периода Контрреформации кальвинизм имел также очень четкую и эффективную систему организации и управления. В ХVI — ХVIII в.в. учение Кальвина постепенно теряло свою актуальность, а его адепты стали переходить в католичество или униатство. В настоящее время в РБ зарегистрирована только одна община Кальвинистской религиозной конгрегации “Белорусский Евангелический Реформаторский собор” (в г. Минске действует с 1992 года). Лютеранство и кальвинизм можно только отчасти отнести к традиционным для Беларуси протестантским церквям, поскольку историческая преемственность их была уже прервана политическими событиями ХVI — пер. пол. ХХ века и возобновлена в наши дни.
Наиболее активно в настоящее время развиваются в Республике Беларусь различные современные протестантские христианские учения. Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствуют довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии современности, позволяющей эффективно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие количество протестантских течений в Беларуси увеличилось в 5 раз – с 3 до 15, число общин – в 3 раза. Там, где традиционные религии в силу определенных политических и исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской деятельности протестантов стало смещаться в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от “всеобщего атеизма” в советское время.
Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано
838 протестантских общин, из которых 50%
составляют христиане веры евангельской
(ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40%
— евангельские христиане – баптисты
(ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин
приходится на Брестскую и Минскую
области. Конфессиональное течение
ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988
года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря
этому обстоятельству, ХВЕ, которые
ранее регистрировались только в
составе ЕХБ, в настоящее время
имеют собственную
Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет
А. Фирисюк. Существуют также автономные
общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет
С. Хомич. Функционируют также автономные
общины ХВЕ (пятидесятников) и общины
пятидесятников, ориентированные на
течение “евангельских христиан
в духе апостолов”. Зарегистрированы
в настоящее время в Республике
Беларусь и такие ответвления
протестантизма, как Белорусская
конференция Адвентистов
Остальные протестантские течения, представленные
в настоящее время в Беларуси,
сравнительно малочисленны. Это –
религиозное объединение
Действуют 24 миссии. Кадры служителей
готовятся в трёх высших учебных
заведениях ЕХБ и ХВЕ и двух
средних учебных заведениях тех
же конфессий. Издается несколько журналов
и газет, действует более 300 молитвенных
домов, строится около 30 новых. Характерной
чертой всех протестантских объединений
является уделение большого внимания
духовной работе в среде молодежи.
При общинах действуют
В состав протестантских общин входят представители почти всех национальных общностей Беларуси.
К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы — “греко-латинская”, “греко-католическая”, “православно-католическая”, “белорусская” вера). Уния была официально провозглашена в Берестье в 1596 — 1598 г.г., и согласно ей православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы и основных догматов РКЦ. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время сохранялась среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии.
На землях Беларуси это конфессиональное
направление христианства возродилось
в конце 80-х г.г. ХХ в. Небольшие
группы униатов стали объединяться
и регистрироваться общинами с 1989 г.
В отличие от многих других конфессий
Беларуси, униатская церковь не имеет
широкой поддержки из-за рубежа от
адептов-меценатов или
Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [29].
Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты.
К концу XVI в. в Беларуси и Литве
осело более 100 тыс. человек татарского
населения, включая принятых на службу,
добровольно переселившихся, военнопленных
и пр. Вероисповедание местных
татар относится к суннитскому
толку ислама. Большинство белорусских
татар (особенно молодое поколение)
не очень хорошо знают каноны традиционной
веры, конфессионально нейтральны и
склонны к религиозной
На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).
В Беларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население [29].
Таким образом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основными её характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развития религиозных общин, небольшое число «реальных верующих» и поддержка государством традиционных для страны конфессий.
Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе