Конфессии в Беларуси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

Межнациональные и межрелигиозные отношения толерантные, на уровне Конституции  — равноправные. Основной характер взаимоотношений поляков и белорусов (как православных, так и католиков, протестантов) устойчиво миролюбивый  и добрососедский.

Кроме белорусских поляков римско-католическую веру в Беларуси традиционно исповедуют представители еще одной этноконфессиональной группы республики — литовцы. По данным переписи 1989 г. в Беларуси проживало  около 7 тыс. литовцев. Литовцы проживают  в Беларуси издавна, в целом дисперсно, хотя есть и села с компактным расселением, (Островецкий, Вороновский районы Гродненской  области, Браславский район Витебской  области). Литовцы значительно аккультурированы в белорусском или белорусско-польском этническом окружении. Билингвы, которые  знают литовский язык, главным  образом, люди старшего поколения (которые  в свое время этот язык изучали) и  частично молодежь.

В течение последнего десятилетия  Литовская Республика целенаправленно  предоставляла средства на школьное образование белорусских литовцев на родном языке, присылало преподавателей из Литвы, поддерживало сферу культуры.

Отношения литовцев с белорусами и  другими этническими группами западных регионов РБ традиционно добрососедские и уважительные. Эта последняя  черта весьма характерна для всего  литовского населения в целом. В  самой Литве и ее столице с  древнейших времен существует белорусская  диаспора. Сколько-нибудь значительные или спорные вопросы по межрелигиозным, межэтническим и пограничным  проблемам регулируются на высоких  дипломатических или местных  межрайонных уровнях.

 

Деятельность протестантских церквей

С каждым годом увеличивается численность  протестантских общин. Особенно значительное количество их зарегистрировано на Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на Восток.

Такие направления протестантизма как лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси еще с  ХVI века. В настоящее время зарегистрированы; лютеранские общины (две в г. Гродно и по одной в гг. Минске и Витебске). Большинство верующих составляют этнические немцы, что позволяет определять белорусских лютеран как еще  одну этноконфессиональную группу. С  ХVI века эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии  вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже  учение Лютера не получило широкого распространения  среди населения Беларуси, в отличие  от кальвинизма и сохранилось, в  основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси. В официальной  советской статистике лютеранские  общины в Беларуси не фиксировались, их официальная регистрация относится  только к 1993 году, что может свидетельствовать  об этноконсолидирующей роли данной конфессии среди местного немецкого  населения.

В отличие от лютеранства, кальвинизм с ХVI века более широко охватывал  различные социальные и этнические группы Беларуси. Почти до конца  ХVI века эта конфессия была распространена в среде местных магнатов и  шляхты, горожан и крестьян различной  этнической принадлежности. До периода  Контрреформации кальвинизм имел также  очень четкую и эффективную систему  организации и управления. В ХVI — ХVIII в.в. учение Кальвина постепенно теряло свою актуальность, а его  адепты стали переходить в католичество или униатство. В настоящее время  в РБ зарегистрирована только одна община Кальвинистской религиозной  конгрегации “Белорусский Евангелический Реформаторский собор” (в г. Минске действует с 1992 года). Лютеранство  и кальвинизм можно только отчасти  отнести к традиционным для Беларуси протестантским церквям, поскольку  историческая преемственность их была уже прервана политическими событиями  ХVI — пер. пол. ХХ века и возобновлена в наши дни.

Наиболее активно в настоящее  время развиваются в Республике Беларусь различные современные  протестантские христианские учения. Модернистская направленность в  отношении догматики, культа, обрядности способствуют довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии  современности, позволяющей эффективно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие  количество протестантских течений  в Беларуси увеличилось в 5 раз  – с 3 до 15, число общин – в 3 раза. Там, где традиционные религии  в силу определенных политических и  исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской  деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской  деятельности протестантов стало смещаться  в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от “всеобщего атеизма” в советское время.

Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40% — евангельские христиане – баптисты (ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин  приходится на Брестскую и Минскую  области. Конфессиональное течение  ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988 года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря  этому обстоятельству, ХВЕ, которые  ранее регистрировались только в  составе ЕХБ, в настоящее время  имеют собственную организационную  структуру, а по количеству роста  последователей и общин вышли  на первое место среди всех протестантских организаций нашей республики.

Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет  А. Фирисюк. Существуют также автономные общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет  С. Хомич. Функционируют также автономные общины ХВЕ (пятидесятников) и общины пятидесятников, ориентированные на течение “евангельских христиан в духе апостолов”. Зарегистрированы в настоящее время в Республике Беларусь и такие ответвления  протестантизма, как Белорусская  конференция Адвентистов седьмого дня (45 общин, президент И. Островский), Христиане Полного Евангелия (50 общин, председатель А. Сакович). В настоящее  время легализована деятельность ранее  запрещенного конфессионального объединения  иеговистов.

Остальные протестантские течения, представленные в настоящее время в Беларуси, сравнительно малочисленны. Это –  религиозное объединение Новоапостольской церкви, общины Церкви Христовой, Мессианского служения, Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны). Большинство  этих протестантских общин находится  в Минске и крупных городах.

Действуют 24 миссии. Кадры служителей готовятся в трёх высших учебных  заведениях ЕХБ и ХВЕ и двух средних учебных заведениях тех  же конфессий. Издается несколько журналов и газет, действует более 300 молитвенных  домов, строится около 30 новых. Характерной  чертой всех протестантских объединений  является уделение большого внимания духовной работе в среде молодежи. При общинах действуют воскресные школы, проводятся молодежные конференции, семинары, фестивали духовной музыки, создаются летние лагеря отдыха и  т.д. Большую помощь белорусским  протестантским объединениям оказывают  единоверцы из-за рубежа.

В состав протестантских общин входят представители почти всех национальных общностей Беларуси.

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы — “греко-латинская”, “греко-католическая”, “православно-католическая”, “белорусская” вера). Уния была официально провозглашена в Берестье в 1596 — 1598 г.г., и согласно ей православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы и основных догматов РКЦ. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время сохранялась среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии.

На землях Беларуси это конфессиональное направление христианства возродилось  в конце 80-х г.г. ХХ в. Небольшие  группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий  Беларуси, униатская церковь не имеет  широкой поддержки из-за рубежа от адептов-меценатов или значительной части населения республики.

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [29].

Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты.

К концу XVI в. в Беларуси и Литве  осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных  и пр. Вероисповедание местных  татар относится к суннитскому  толку ислама. Большинство белорусских  татар (особенно молодое поколение) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и  склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар  с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения  и принимает в этом процессе непосредственное участие. На начало 2009 года насчитывалось 25 мусульманских общины. Наибольшее количество общин зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин.

На волне религиозного возрождения  в Беларуси распространились новые  конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).

В Беларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население [29].

Таким образом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основными её характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развития религиозных общин, небольшое  число «реальных верующих» и  поддержка государством традиционных для страны конфессий.

 

 

 

 


Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе