Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 19:04, статья
система разработанных критериев позволяет оценить результаты реализации модели, которые находят свое выражение в совокупности сформированных качеств, знаний, умений и навыков, характеризующих информационную культуру специалиста социальной сферы. Разработан-ная модель является теоретической основой для разработки целевой ком-плексной программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами филиала МГУКИ в г. Норильске.
В соответствии с этими показателями нами выделены интегративные критерии сформированности информационной культуры специалиста социально-культурной сферы. Информационная культура будущих специалистов характеризуется высоким качеством знаний по информационным технологиям; принятием социокультурных норм на личностном уровне; развитостью информационного стиля мышления; гибкостью и адаптивностью приобретенных способов информационной деятельности и эффективным сотрудничеством в информационной среде; устойчивой ответственной позицией, сознательной и произвольной саморегуляцией поведения в сфере информационных отношений; умением решать технические, организационные, управленческие задачи, моделируя и прогнозируя возможные последствия своей профессиональной деятельности.
Основными критериями сформированности информационной культуры специалистов социальной сферы являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции.
В качестве критериев информационной культуры специалистов социальной сферы можно также рассматривать:
Стремление:
Личностные качества:
Позиция:
В совокупность профессиональных знаний, характеризующих модель будущего специалиста социально-культурной сферы, включены знания, отражающие содержание таких понятий и процессов, как «информатика», «информация», «модели и алгоритмы», «информационные процессы», «информационные технологии» и многие другие.
В. Минкина, опираясь на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью и на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения6, выделяет три уровня информационной культуры личности:
Умения базового уровня - это умения частные. Главная их особенность - межпредметность, возможность применения практических умений в различных отраслях знаний. Между умениями этого и высшего уровня, которые тоже носят межпредметный характер, определяется профессиональный уровень, который связан с той отраслью знаний, формирующих профессиональную деятельность специалиста социальной сферы. По сравнению с базовыми, эти умения обладают большей сложностью, но характеризуются ограниченной областью применения. Общий и высший уровни подразумевают межпредметные обобщенные знания и умения, различающиеся между собой степенью сложности, профессиональный уровень составляют специальные знания и умения, зависящие от рода деятельности.
Существующий уровень информационной культуры общества имеет определенные выходы на развитие личности, а именно заставляет ее:
- приобрести компьютерную
- хорошо освоиться в мире Интернета;
- научиться собирать информацию и хранить ее в систематизированном, быстро восстанавливаемом варианте;
- повышать культуру общения
при помощи современных
- быстрее овладевать на рабочем уровне иностранным языком (как правило, английским);
- четче и конкретнее выражать свои мысли на стандартизированном языке;
- делать более насыщенной, динамичной, эффективной профессиональную деятельность;
- активнее и быстрее
- помогать лучше организовать досуг в целях восстановления физических и духовных сил, своего рода рекреацию;
- просто стать более
Все это «работает» не только на эффективность разносторонней деятельности современного специалиста, но и повышает ее имидж и престиж. Он становится все более адекватным к предъявляемым «духом времени» требованиям, может полнее удовлетворять свои потребности и активнее реализовать свои интересы.
Показателями информационной культуры специалиста социально-культурной сферы можно считать способы получения необходимой информации, включая пути ознакомления с иностранной литературой, интенсивность неформального общения с отечественными и зарубежными коллегами, ориентированность на распространение новой информации. К показателям информационной культуры специалиста социально-кльтурной сферы относится также умение формировать собственные поисковые системы, стремление получать доступ к специализированным базам данных, объем и состав личных библиотек. Во многих работах подчеркивается, что характер информационных потребностей, конкретные информационные запросы также являются показателями информационной культуры специалистов социально-культурной сферы.
Существует прямая взаимосвязь между информационной и творческой активностью специалистов социально-культурной сферы, видов профессиональной деятельности. Установлено, что у специалистов, имеющих высокую информационную активность, показатели творческой активности гораздо выше, чем у их коллег. Они имеют больше опубликованных работ в России и за рубежом, активнее участвуют в международных конференциях, поддерживают международные связи, посылая зарубежным коллегам научные публикации и монографии, получают периодические издания из-за рубежа, ведут переписку с коллегами, общественными и профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Можно утверждать, что информационная активность специалистов такого профиля оказывает большое влияние на его творческую продуктивность, а также интенсивность привлечения им формальных и неформальных каналов общения.
Развитие информационной культуры специалиста социально-культурной сферы также предполагает необходимость изучения им специфики конкретной отраслевой инфосреды: отраслевых информационных ресурсов, основных информационных центров, а также специфики отраслевой информационной коммуникации.
Определению уровня сформированности информационной культуры было посвящено исследование, проведенное нами со студентами Филиала Московского государственного университета культуры и искусств.
В исследовании, ставившем целью определить уровень информационной культуры, участвовали студенты Московского государственного университета культуры и искусств очной формы, обучающиеся по специальности «Социально-культурная деятельность» в возрасте от 17 до 21 года. Всего в анкетировании приняли участие 140 студентов. Из них девушек - 79 человек (72,5%), юношей – 61 человек (27,5%).
Анализ анкетирования (анкета состояла из 15 вопросов) показал, что 1-3 раза в неделю библиотеку посещают 30% респондентов, делают это только по необходимости – 20% респондентов; 20% - 1-2 раза в месяц; 10% респондентов – иногда, 7,5% - 1 раз в неделю, 5% - 1 раз в год, затруднились ответить - 7,5%.
При поиске нужной информации испытывают затруднения 5% студентов, не испытывают – 47,5%, иногда испытывают – 47,5%.
За помощью к библиотекарю обращаются - 40% студентов, 37,5% - иногда, 17,5 % - почти всегда обращаются, не обращаются - 5%.
Каталогами и картотеками в библиотеке умеют пользоваться 35% респондентов, иногда пользуются - 35% , не умеют пользоваться - 30% ответивших.
40% студентов знают, что между систематическим и алфавитным каталогами есть различия; думают, что нет никакого отличия – 10% читателей, 50% - не знают, затруднились ответить.
Умеют самостоятельно подготовить реферат, выступление, доклад, конспект, презентацию – 97,5 % читателей, 2,5% - не умеют.
Материал для подготовки докладов и рефератов находят в библиотеке 85%,; 10% - в периодических изданиях, по 5% - в Интернете и энциклопедиях, 7,5% - в домашних библиотеках, по 2,5% - СД-диски и у друзей.
Компьютерной грамотностью обладают 97,5 % респондентов, нет – 2,5 %. Имеют компьютер дома – 92,5% студентов, не имеют – 7,5 %. Современными методами получения информации владеют: Интернетом – 35 %, СД-дисками – 45%, ЭБД – 20%.
Второй блок вопросов был направлен на выявление у студентов умения ориентации в понятийно-терминологическом аппарате, характеризующем определенный уровень информационной культуры.
На вопрос, найти синоним к слову «биография» ответили правильно 80% (жизнеописание). Остальные ответили не правильно: 10% ответили, что это книга, 2,5 % - писатель, 7,5% затруднились ответить.
На вопрос, как называются начальные буквы имени и отчества ответили правильно – 75% читателей. Остальные ответили не правильно: 15% ответили, что это автограф; 2,5% - что это вензель, 7,5% затруднились ответить.
На вопрос, что такое начитанность и широкие познания правильно ответили – 65% (эрудиция). Остальные ответили не правильно: интеллигентность – 15%, по 7,5 % опытность и талант, 5% - самомнение. На вопрос, что такое краткая запись, сжатое изложение содержания книги ответили правильно 65% (конспект). Не правильно ответили: 17,5% - отрывок, 10% - абзац, по 2,5% - рубрика, цитата, 2,5% - затруднились ответить. Из мотивов обращения студентов в библиотеку на первом месте - подготовка к зачетам, экзаменам, работа над рефератами и пр. – 60% ответов, 20% - самостоятельная работа, 17,5% - чтение для «души», 2,5% - на данный вопрос затруднились ответить.
На основе приведенных выше данных сформулированы следующие выводы:
По итогам вопросов второго блока очевидно, что студенты в достаточной мере обладают понятийно-терминологическим аппаратом.
Рассматривались следующие компоненты знаний: общеобразовательный, мировоззренческий и психолого-педагогический. Умения были разделены на следующие группы: алгоритмические умения инструментального использования средств; умения пользоваться операционной системой; умения, характеризующие гуманитарный компонент использования средств информационно-компьютерных технологий.
Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса целесообразно привести здесь показатели качества образованности личности.
Социологические опросы выпускников вузов и беседы с руководителями предприятий и организаций, анализ общих тенденций развития образования позволяют утверждать, что выпускники вузов сегодня хотят: получить знания в области технических, физико-математических, гуманитарных и социальных наук; уметь применять полученные знания; обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками; получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к новой работе; получить образование бесплатно или по низкой (доступной) цене.
В соответствии с этими потребностями целесообразно принять следующую многоуровневую схему показателей качества образованности личности:
Для каждой компоненты качества целесообразно использовать два количественных измерения - оценка в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг).