Критерии качества образования в оценках студенчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценки качества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общего образования.

Содержание

Введение
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качества образования и ее критерии
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
2.1.1 Красноярский край
2.1.2 Чувашская республика
2.1.3 Новосибирская область
2.2 Анализ социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный  Университет (НИУ)

Кафедра «Технология  и организация питания»

 

 

 

 

 

Реферат

 

По  дисциплине «Социология»

 

На  тему: «Критерии качества образования  в оценках студенчества»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ПТ-группа №256

Ушакова Ю.В.

Проверил:

Шубарина  Л.В

 

 

 

Челябинск 2013

Оглавление

Введение

1. Понятия  «образование» и «качество образования». Оценка качества образования  и ее критерии

1.1 Понятия  «образование» и «качество образования»

1.2 Оценка  качества образования и ее  критерии

2. Опыт  регионов в оценке качества  образования. Анализ социологического  исследования

2.1 Опыт  регионов в оценке качества  образования

2.1.1 Красноярский  край

2.1.2 Чувашская  республика

2.1.3 Новосибирская  область

2.2 Анализ  социологического исследования

Заключение

Список  используемой литературы

Приложение  А

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ближайшее  десятилетие качество образования  становится ключевой проблемой российского  и мирового образования.

Система образования сегодня абсолютно  не удовлетворяет требованиям времени, является несостоятельной по отношению  к мировому порядку и мировым  проблемам. [1]

Во всём мире образование, к сожалению, является одной из самых низкооплачиваемых  сфер. На него отводится недостаточно финансовых вложений: и на заработные платы учителям, и на финансирование образовательных учреждений, и на продвижение научной деятельности. С другой стороны, буквально во всём мире наблюдается устойчивое падение  качества образования. [2]

Такое падение  вызвано различными причинами. В  Российской Федерации главной причиной является систематическое разрушение государственности и проведение различного рода нововведений, которые  не улучшают ситуацию, а только портят ее.

Говоря  о качестве образования, необходимо учитывать, прежде всего, статистические данные, а они говорят о том, что Россия занимает 27-е место  в мире по качеству образования. На максимальную оценку 100 баллов Единый государственный экзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ. [14]

Следует отметить, что образование в России не только далеко от идеального в плане  эффективности, но и в плане материальных затрат на него. Это, на наш взгляд, тоже является важной причиной некачественного  образования.

Государственная молодежная политика должна учитывать  данные показатели и концентрировать  особое внимание на этой проблеме. Так  как молодежь является субъектом  молодежной политики, то именно она  должна быть заинтересована в повышении  качества образования. Она является стимулятором идей, и, государству необходимо учитывать, прежде всего, интересы своих  молодых граждан. Поэтому для  улучшения системы образования  целесообразно создать слаженную  систему взаимодействия государственных  органов и молодежи в целом.

Наша  работа заключается в том, чтобы  рассмотреть качество общего образования  глазами молодежи. Ведь именно молодые  люди, в большей степени, заинтересованы в получении качественного образования  для успешной самореализации и конкурентоспособности  на рынке труда.

Цель  исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами  молодежи.

Задачи  исследования:

-рассмотреть  понятия «образование» и «  качество образования»;

-рассмотреть  опыт регионов, касающийся оценки  качества образования;

-провести  соцопрос среди молодежи о  качестве общего образования.

Объектом  исследования является качество образования.

Предметом исследования - оценка качества общего образования глазами молодых  людей.

Гипотеза  исследования: Молодежь считает, что  общее образование недостаточно качественно.

оценка  молодежь качество образование

 

1. Понятия «образование» и «качество  образования». Оценка качества образования  и ее критерии 

 

1.1 Понятия «образование» и «качество  образования»

Образование - та сфера социальной жизни, с которой  ежедневно в разной форме и  степени сталкивается практически  каждая семья. Одни ведут малышей  в детские сады, другие провожают  детей в школы, дети третьих обучаются  в учреждениях высшего и среднего профессионального образования  вузах и сузах.

Сегодня всеми формами образования - от дошкольного  до высшего - охвачены 1 682 438 юных и молодых  граждан страны, обучением и воспитанием  которых занимаются 208 367 педагогов. Поэтому и понятен интерес  общества к сфере образования.

Не исключено, что повышенное внимание общественности объясняется еще одним немаловажным фактором - в системе образования  страны происходят кардинальные изменения, призванные поднять отечественное  образование на качественно новый  уровень.[3]

Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое  условие деятельности личности и  общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. [4]

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень  общего и специального образования  обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. [5]

Образование - социальный институт, выполняющий  функции подготовки и включения  индивида в различные сферы жизнедеятельности  общества, приобщения его к культуре данного общества. [6]

Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах: [7]

- гуманистический  характер образования; 

- приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности;

- воспитание  гражданственности, трудолюбия, уважения  к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,  Родине, семье; 

- общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников; 

- светский  характер образования и государственных  и муниципальных образовательных  учреждений;

- свобода  и плюрализм в образовании; 

- демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием.

В соответствии с Национальной доктриной образования (2000) и Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 г. главной  задачей российской образовательной  политики провозглашено обеспечение  современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Теперь  обратимся к понятию «качество  образования». Для более полного  понимания рассмотрим три, на наш  взгляд, подходящих определения.  Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. [8]

Качество  образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и  повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в  работе после окончания обучения. [9] Под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень  соответствия реальных достигаемых  образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует  интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования  и его направленность отражают образовательные  программы и стандарты. Подход к  пониманию качества образования  можно представить в виде следующей  последовательности:

носитель  знаний, передача знаний, получатель знаний, восприимчивость методик передачи знаний, фундаментальность знаний, востребованность полученных знаний, получение новых знаний.

Качество  образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с  помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности  полученных знаний обучающиеся могут:

- выдержать  конкурсные экзамены при поступлении  на обучение;

- пройти  конкурсный отбор при устройстве  на работу;

- более  успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых  дисциплин, изученных на предыдущих  стадиях образовательного процесса.

1.2 Оценка качества образования  и критерии

Проблема  оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых  актуальных для всей системы образования  Российской Федерации. Общая черта  системных изменений в системе  образования, как на федеральном, так  и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним  требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного  национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы  развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения  качества общего образования за счет реализации программных мероприятий  в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Оценка  качества образования подразумевает  оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. [10]

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

1.Оценка  уровня образовательных достижений  обучающихся образовательных учреждений  для их итоговой аттестации  и отбора для поступления на  следующую ступень обучения.

2.Оценка  качества образования на различных  ступенях обучения в рамках  мониторинговых исследований качества  образования (федеральных и международных).

3.Формирование  системы измерителей для различных  пользователей, позволяющей эффективно  реализовывать основные цели  системы оценки качества образования.

Основным  документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная  программа. Составной частью данной программы является комплексная  программа управления качеством  образования, которая имеет следующую  структуру:

1. Информационно-аналитическое  обоснование программы.

2. Научно-теоретические  основы управления качеством.

3. Основные  направления программы.

4. Структура  управления качеством образования.  Механизм управления качеством  образования.

5. Технологическая  карта мониторинга.

6. Этапы  реализации комплексной программы  «Качество».

Для оценки качества образования Федеральной  целевой программой «Развитие образования  на 2006-2010г»[11] определены критерии.

Качество  образования складывается из трех частей: качество информации, качество преподавания, качество усвоения.

Критерии  качества информации.

Информация  может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим  критериям: истинность, полнота, своевременность.

Критерии  качества преподавания.

Качественную  информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел  её взять. Для этого, преподавание должно быть: целенаправленным, веселым, интенсивным.

Критерии  качества усвоения.

К критериям  качества усвоения молодым человеком  учебного материала отнесем: скорость, прочность, системность.

Исходя  из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие  блоки показателей качества.

1) Качество  преподавательского состава. 2) Состояние  материально-технической базы учебного  заведения. 3) Мотивация преподавательского  состава. 4) Качество учебных программ. 5) Качество обучающихся студентов. 6) Качество инфраструктуры. 7) Качество  знаний.

8) Инновационная  активность руководства. 9) Внедрение  процессных инноваций. 10) Востребованность  выпускников. 11) Конкурентоспособность  выпускников на рынке труда.12. Достижения выпускников.

Международная программа по оценке образовательных  достижений учащихся PISA[12] (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) проводила исследования в 2006г. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Информация о работе Критерии качества образования в оценках студенчества