Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат
Цель исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценки качества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общего образования.
Введение
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качества образования и ее критерии
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
2.1.1 Красноярский край
2.1.2 Чувашская республика
2.1.3 Новосибирская область
2.2 Анализ социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы
В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.
Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003 года).
Анализ
полученных результатов позволяет
сделать определенные выводы. По всем
направлениям исследования PISA-2006 результаты
российских учащихся статистически
значимо ниже, чем результаты других
стран или средние
33-38 по
естественнонаучной
32-36 по
математической грамотности (
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.
Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й
уровень по математической
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии:
3,9% по
естественнонаучной
6,3% по
математической грамотности (6,
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Определенный
в исследовании 2-й уровень грамотности
(естественнонаучной, математической
и чтения) выбран в качестве некоторой
границы, базового уровня. Считается, что
учащийся, достигший этой границы, начинает
демонстрировать наличие
В заключение следует сказать о том, что состояние математической грамотности и грамотности чтения 15-летних российских учащихся, которая проверяется в рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г. осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года, многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий.
Таким образом,
оценка качества образования подразумевает
оценку качества образовательных достижений
обучающихся и оценку качества образовательного
процесса. Под качеством образования
понимается интегральная характеристика
системы образования, отражающая степень
соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов
2. Опыт регионов в оценке
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
В отдельных регионах ведется практика по оценке качества образования. В связи с этим разрабатываются различные программы и проекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования. Рассмотрим некоторые регионы.
2.1.1 Красноярский край
С целью
повышения эффективности
Существуют
структуры, механизмы и процедуры
оценки качества образования в Красноярском
крае. Создана и функционирует
Краевая информационная автоматизированная
система управления образованием (КИАСУО),
которая позволяет решать задачи
статистического сбора
С 2004 по
2006 гг. Центром мониторинга качества
образования Красноярского
С 2002 года действует Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляет техническое обеспечение проведения единого государственного экзамена, сбор, обработку и предоставление образовательным учреждениям, муниципальным органам управления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальных достижениях учащихся по результатам ЕГЭ.
Начиная
с 2005 года органы управления образованием
ряда муниципалитетов для проведения
итоговой аттестации выпускников 9-х
классов создают муниципальные,
межшкольные комиссии, которые обеспечивают
единые подходы к оцениванию учебных
достижений выпускников и предоставляют
в агентство образования
Красноярский край систематически участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения и выработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для, проводимых в крае, мониторинговых исследований.
Для функционирования
и развития региональной системы
оценки качества образования Красноярским
краевым институтом повышения квалификации
проводится целенаправленная подготовка
кадров: заместителей директоров образовательных
учреждений по программам: «Контрольно-аналитическая
деятельность завуча», «Мониторинг
как условие и средство управления
качеством образования в
Спецификой
региональных требований к профессиональной
деятельности учителя является критерий
«динамика учебных достижений обучающихся
за последние три года», а также
введение критерия «позитивные и
объективные результаты деятельности
учителя в области
Для созданной
службы по контролю в области образования
остро стоит проблема обеспечения
экспертов качественными и
В настоящее
время в крае отсутствует единая
краевая информационная система, позволяющая
оценивать качество образования
по всей системе его показателей,
связанных как с
Модель региональной системы оценки качества образования.
Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной информации о функционировании краевой системы образования, необходимой для обеспечения доступного и качественного общего образования в регионе;
поддержание устойчивого развития краевой образовательной системы;
оценка результатов реализации инновационных введений в краевом образовании; сравнение качества образовательных услуг реализуемых в различных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных системах.
Предусматриваются четыре основных уровня оценки:
1) индивидуальный
уровень (оценка учебных
2) уровень
образовательного учреждения (качество
условий для обеспечения
3) муниципальный
уровень (качество обеспечения
условий для функционирования
и развития образовательных
4) региональный
уровень (сравнительная оценка
уровня достижений
РСОКО будет состоять из трех основных компонентов:
1) система сбора первичных данных;
2) система анализа и оценки качества образования;
3) система
адресного обеспечения
Основные этапы развития региональной системы оценки качества образования. Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае было реализовано в несколько этапов:
Первый этап. В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др.
Второй
этап. В ходе второго этапа создается
Центр оценки качества образования,
координирующий в дальнейшем работу
по согласованию действий всех структур,
занимающихся оценкой качества образования
или изучением отдельных его
составляющих. В штатный режим
переводится ежегодный
Третий этап. На третьем этапе завершается интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования.
Региональный центр оценки качества образования
Для развития
существующей краевой системы оценки
качества образования планируется
в составе государственного образовательного
учреждения дополнительного
2.1.2 Чувашская Республика
Современное
положение дел в управлении образованием
характеризуется, прежде всего, тем, что
наметился переход от управления
на основе предписаний к управлению
на основе оценки и анализа процессов,
происходящих в системе образования.
При значительном количестве и кардинальной
значимости проводимых преобразований,
в условиях динамично меняющейся,
социально-экономической
Информация о работе Критерии качества образования в оценках студенчества