Критерии качества образования в оценках студенчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценки качества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общего образования.

Содержание

Введение
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качества образования и ее критерии
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
2.1.1 Красноярский край
2.1.2 Чувашская республика
2.1.3 Новосибирская область
2.2 Анализ социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

- проведен  анализ состояния действующей  системы мониторинга и статистики  образования региона;

- разработана  модель, представленная в виде  технологической схемы региональной  системы мониторинга и статистики  образования, определены цели  и задачи, схема функционирования  «Разработка технологической схемы  функционирования системы мониторинга  и статистики образования Чувашской  Республики»;

- сформирован  оптимальный перечень баз данных  информации о состоянии и развитии  образовательных учреждений на  уровне муниципалитетов;

- определён  порядок информационного обмена  и взаимодействия между региональным  центром мониторинга и муниципальными  мониторинговыми службами;

- согласован  перечень показателей для экспериментального  рейтинга муниципальных образовательных  систем и ОУ по приоритетным  направлениям развития системы;

- апробированы  различные технологии оценки  образовательных результатов учащихся  учреждений общего и начального  профессионального образования;

- начато  формирование ресурсной базы  и обеспечение функционирования  республиканской и муниципальных  служб образовательной статистики  и мониторинга качества образования;

- подготовлена  нормативно-правовая база системы  мониторинга и статистики - проекты  решений, распоряжений, приказов, предложений  для внесения в уставы учреждений  и организаций, положение об  обмене данными и т.д.;

- подготовлен  и утвержден комплекс индикаторов  «Разработка индикаторов мониторинга  системы образования Чувашской  Республики»;

- ведется  выбор программного продукта  для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их  взаимосвязи и адаптации друг  к другу;

- апробированы  различные технологии оценки  образовательных результатов учащихся  учреждений общего и начального  профессионального образования. 

Таким образом:

1. Выработана  единая система требований к  качеству образования, обеспечивающая  максимальное соответствие между  образовательными потребностями  и возможностями самой системы. 

2. Создана  модель республиканской службы  образовательной статистики и  мониторинга качества образования,  опыт формирования и функционирования  которой может быть внедрен  в другие регионы. 

3. Сформированы  отдельные готовые блоки для  единой региональной системы  оценки качества образования. 

Вместе  с тем работа в республике по этому  направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная  под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:

- формирование  модели региональной службы оценки  качества образования (как структурного  элемента единой федеральной  системы), увязывающей в комплекс  мониторинг и оценку состояния  развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и  руководящих кадров, мониторинг  индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций  контроля, надзора и инспектирования  в образовании;

- подготовка  кадров для системы оценки  качества образования;

- выбор  и апробация программной среды  для сбора, актуализации и первичной  обработки информации и обеспечения  доступа к ней различных групп  пользователей;

- определение  параллелей между форматом собираемой  информации и возможностями ее  использования в качестве информационной  основы принятия управленческих  решений;

- формирование  модели организации и проведения  оценки индивидуальных достижений  обучающихся для системы общего  и профессионального образования;

- определение  заказа региональной системы  управления образованием на информационно-аналитическое  обеспечение. 

Таким образом, система оценки качества образования  строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между  рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную  программу заказа, исполнители (государственные  и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам  исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти.

Система оценки качества образования Чувашской  Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и  образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

2.1.3 Новосибирская область

Система оценки качества образования в Новосибирской  области (далее - СОКО) включает в себя совокупность организационных и  функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов  и факторов, влияющих на их получение.

СОКО  создается с целью обеспечения  контроля за качеством образования, совершенствования управления им, а  также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в Новосибирской  области.

Основными задачами СОКО являются:

1) повышение  объективности контроля и оценки  образовательных достижений обучающихся,  получение всесторонней и достоверной  информации о состоянии образования  в Новосибирской области;

2) обеспечение  единого образовательного пространства;

3)проведение  системного и сравнительного  анализа качества образовательных  услуг, предоставляемых образовательными  учреждениями; 4) повышение уровня  информированности потребителей  образовательных услуг для принятия  решений по продолжению образования; 

5)обеспечение  сопоставимости образовательных  достижений обучающихся, различных  образовательных программ и технологий  обучения;

6)определение  результативности образовательного  процесса, эффективности учебных  программ, их соответствия нормам  и требованиям стандартов;

7) прогнозирование  развития образования в Новосибирской  области;

8) обеспечение  условий для самооценки и самоконтроля;

9) содействие  принятию обоснованных управленческих  решений по совершенствованию  образования в Новосибирской  области;

10)привлечение  общественности к внешней оценке  качества образования на всех  уровнях и ступенях.

Организационно-функциональная структура СОКО включает:

1) департамент  образования Новосибирской области;

2) подведомственные  специализированные организации:

государственное образовательное учреждение дополнительного  профессионального образования  «Новосибирский институт повышения  квалификации и переподготовки работников образования»;

областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»;

государственное учреждение образования «Областной центр информационных технологий»;

3) представителей  родительской общественности, работодателей,  органов самоуправления образовательных  учреждений, общественных объединений  и организаций.

Государственное образовательное учреждение дополнительного  профессионального образования  «Новосибирский институт повышения  квалификации и переподготовки работников образования»:

1) разрабатывает  методики оценки качества образования;

2) проводит  подготовку специалистов органов  управления образованием и работников  образовательных учреждений по  использованию результатов контрольно-оценочных  процедур;

3) разрабатывает  систему показателей и индикаторов,  характеризующих состояние и  динамику развития системы образования  Новосибирской области;

4) разрабатывает  методические рекомендации по  преподаванию отдельных предметов  и дисциплин на основе результатов  оценки индивидуальных достижений  обучающихся и студентов.

Областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»:

1) проводит  подготовку специалистов для  проведения контрольно-оценочных  процедур;

2) организует  разработку контрольно-измерительных  материалов для процедур оценки  качества образования;

3) проводит  социологические и статистические  исследования по вопросам качества  образования;

4) обеспечивает  организационно-технологическое сопровождение  оценки качества образования  по стандартизированным процедурам;

5) участвует  в разработке программного обеспечения  для сбора, хранения и статистической  обработки информации о состоянии  и динамике развития системы  образования в Новосибирской  области;

6) осуществляет  сбор, хранение и статистическую  обработку информации о состоянии  и динамике развития системы  образования в Новосибирской  области, анализирует результаты  оценки качества образования.

Мониторинг  и оценка качества образования в  Новосибирской области проводится по следующим уровням и ступеням образования:

1) дошкольное  образование; 2) начальное общее образование;

3) основное  общее образование; 4) среднее (полное) общее образование;

5) начальное  профессиональное образование; 6) среднее  профессиональное образование.

Оценка  качества образования предполагает:

1) оценку  индивидуальных достижений обучающихся;

2) оценку  качества деятельности образовательного  учреждения;

3) оценку  качества муниципальной образовательной  системы;

4) оценку  качества системы образования  Новосибирской области.

Результаты  оценки качества образования доводятся  до сведения пользователей данной информации в соответствии с организационной  схемой, определяемой департаментом  образования Новосибирской области.

Департамент образования Новосибирской области  ежегодно публикует доклад о состоянии  качества образования в Новосибирской  области в средствах массовой информации и на своем официальном  сайте в сети Интернет. 

Таким образом, существует практика оценки качества образования в регионах, которая  включает в себя:

1) оценку  индивидуальных достижений обучающихся;

2) оценку  качества деятельности образовательного  учреждения;

3) оценку  качества муниципальной образовательной  системы;

4) оценку  качества системы образования  региона. 

Это позволяет  выделить различные механизмы и  подходы к оценке качества образования  в целом. В основном, представленные выше регионы используют схожую методику оценки качества образования. Это и  информационный подход, и системный  анализ качества образования. Очень  важным также является подготовка квалифицированных  специалистов в данной области.

2.2 Анализ социологического исследования  

 

В рамках данной курсовой работы нами было проведено  социологическое исследование на тему «Оценка качества образования глазами  молодежи» (Приложение А). 

В опросе принимали участие молодые люди от 14 до 25 лет. Среди них -50% школьников и 50% студентов. География данного  исследования - Курганский государственный  университет и Шумихинская общеобразовательная  школа № 3.

Опрос проводился с целью оценки отношения молодежи к качеству образования в школе. Также с целью сравнения мнений студентов и школьников, касающихся данной проблемы.

Данный  опрос показал, что и студенты, и школьники оценивают уровень  качества образования в современной  школе примерно одинаково - 3,4 и 3,6, соответственно, что говорит о неполной удовлетворенности  образованием.

На вопрос «Является ли образование, на ваш  взгляд, важной составляющей жизни  человека?» 60% школьников и 92% студентов  ответили положительно; 32% школьников отметили, что «существуют более  важные вещи». На наш взгляд, данные показатели говорят о том, что  школьники еще недостаточно опытны и не могут в полной мере оценить  роль образования. Студенты же, имея достаточный  жизненный опыт, в том числе  и опыт в трудовой деятельности, считают образование одним из главных составляющих жизни человека.

На вопрос «Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе?» только 24% школьников ответили положительно и 44% студентов, соответственно. Это может  говорить о неуверенности школьников перед вступительными экзаменами; 4% школьников и студентов не удовлетворены  знаниями, полученными в школе.

Важно отметить, что 56% школьников и 52% студентов считают, что школьное образование в нашей  стране соответствует не всем критериям  качества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения). 16% школьников и 12% студентов считают, что образование  в школе не соответствует критериям  качества.

На вопрос «Влияют ли, на ваш взгляд, моральные  и культурно-нравственные характеристики современного молодого человека на качество образования?» 40% школьников и 64% студентов  ответили положительно

52% и 28%, соответственно - отрицательно. Здесь,  на наш взгляд, важным показателем  является социальная и психологическая  зрелость студенческой молодежи.

Информация о работе Критерии качества образования в оценках студенчества