Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:22, контрольная работа
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются.
Введение.
1.Лидер и группа.
2. Понятие и особенности учебной группы (студенческой).
3. Типология учебных групп.
4. Критерии лидерства.
5.Функции лидера.
Вывод.
Список использованной литературы.
Исследования академика
А. В. Петровского свидетельствуют,
что сплоченность как ценностно
Групповая сплоченность и существенно значимые для группы объекты формируются на основе индивидуальных предпочтений, складывающихся на основе индивидуальной мотивационной сферы. В связи с этим, исследование мотивационной сферы будет полезно для проведения нашего исследования.
3. Типология учебных групп.
Каким образом происходит распределение учащихся по группам? Ученый-педагог В.Гузеев предлагает выделить четыре типа учеников относительно каждой учебной темы: Н – не достигшие минимального уровня, М – достигшие минимального уровня, О – достигшие общего уровня, усваивающие тему реконструктивно, П – вышедшие на продвинутый уровень, на креативное освоение материала. В зависимости от сочетания учеников разных типов формируются различные типы групп – однородные и неоднородные.
Однородные группы, которые состоят из учеников одного типа, называются группами поддержки (М, О, П), так как их основная цель – поддержание и закрепление на фиксированном уровне приобретенных знаний, умений и навыков. Объединение учащихся типа Н в группу не практикуется в связи с необходимостью постоянного управления со стороны учителя или более успевающих сверстников. Группы, в которые входят ученики типа Н, называются группами выравнивания. Существует семь видов таких групп (НМ, НО, НП, НМП, НМО, НМОП, НОП). Выведение учеников Н на уровень М – главная цель таких групп. Может показаться, что работа в таких группах замедляет развитие учеников высоких уровней. Но это не так: объясняя материал другим, сильные учащиеся сами усваивают его лучше, системнее. Внутреннее качественное изменение таких учащихся происходит не за счет того, что ему транслируют информацию, а за счет, с одной стороны, воспроизводства им информации (воспроизводящей деятельности), а, с другой стороны, если он выступает в роли учителя другого человека. Таким образом реализуется педагогический принцип «Учится тот, кто учит». Все другие неоднородные группы называются группами развития. Это нормальные группы (МО, ОП), в которых работают ученики соседних уровней, и ускоренные группы (МОП, МП), в которых сотрудничают ученики типов М и П. Нормальные моделируют естественный ход развития: ученики более высокого уровня оперируют в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня. При взаимодействии происходит переход вторых в ряды первых. В ускоренных происходит перескок через этап. Такие группы применяются сравнительно редко (в них, как правило, попадают ученики типа М с высоким потенциалом, которые по какой-либо уважительной причине (например, по болезни) не смогли его реализовать, но могут быстро усвоить материал в соответствующим образом организованной среде.
В общем виде процесс развивающего обучения представляется схемой Н – М – О – П. Каждый ученик, если он способен это сделать, должен пройти эту цепочку. Учитель следит за успехами каждого ученика через систему срезовых работ. Как только ученик достигает какого-то уровня и закрепляется на нем, учитель включает его в группы развития, штурмующие следующий уровень. Длина каждого звена цепочки зависит от самого ученика. К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
4. Критерии лидерства.
Вот некоторые общий вывод, которые делают исследователи: нет стандартного набора качеств, который был бы присущ лидерам в отличие от других людей. В разной ситуации эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. Структура личностных качеств руководителя (лидера) должна соотноситься с личностными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных (ведомых). Но учитывая условия конкретной деятельности, вполне конкретные задачи и ограниченный круг способов их выполнения, а также другие перманентно стабильные факторы, мы можем попытаться выделить признаки, характеризующие суть формального лидерства в студенческой группе.
Существует множество различных классификаций качеств, присущих лидерам. Как известно, наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей на заре XX в., явилась так называемая «теория черт» лидерства. Основной ее постулат гласил, что человек может стать лидером (или, добавим, руководителем, учитывая упоминавшуюся выше двусмысленность трактовки термина «лидерство») лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные, не подвержены изменению и пригодны для многих ситуаций. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей.
Первые итоги обсуждаемого подхода были подведены в самом начале 40-х годов в США. Они оказались обескураживающими. Положения теории не выдерживали критики ни в научном, ни в прикладном отношениях. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт, поскольку примерно лишь 5% от общего их числа (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований. Во-вторых, провалились попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт».
Сейчас мы знаем, что нет никакого врожденного набора качеств, благодаря которым человек становится лидером. Но, в то же время, есть определенные черты, которые, по мнению исследователей, не являются врожденными, но входят в список «лидерских» качеств. Это не перечень конкретных «универсальных» черт, а сформированные в обществе ожидания, выраженные в желаемых качествах, которыми должен обладать лидер. То есть не обязательно, что все лидеры ими обладают.
А. К. Тихонов отмечает, что «самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, -- это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал. Один из способов такого описания -- это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств -- задача практически невозможная. Для того, чтобы выбрать те качества, которые, на наш взгляд, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части»
Лидерские качества — черты, которые влияют на эффективность управления другими людьми; тем не менее, среди них можно выделить несколько самых важных:
Лидер должен обладать гармоничным сочетанием качеств, без излишеств. Излишняя агрессивность и излишняя непринуждённость вредна для команды лидера;
2.Амбициозность
Желание добиваться чего-то видимого и стремление к реализации своего потенциала;
3.Решительность
Лидер решителен. Он быстро оценивает ситуацию и принимает решение, приносящее пользу организации и группе;
4.Энтузиазм
Лидеру свойственна энергичность, он подвижен и постоянно движется к цели, полный энтузиазма, он находит нестандартные и эффективные решения которые ведут к успеху;
5.Упорство
Лидер находится в постоянном «движении», он добирается до сердца вопроса и находит решения;
6.Уверенность в себе
Лидер должен быть в состоянии прислушиваться к своему внутреннему голосу и твёрдо стоять на ногах, когда важное решение ложится на его плечи;
7.Психологическая открытость
Это готовность принимать во внимание мнение и идеи других людей, что может существенно повысить эффективность группы;
8.Реализм
Реализм — объективное оценивание ситуации и принятие решения, ведущего к эффективности. Реалист, получая не фильтрованную информацию, взвешивает её, измеряет, производит оценку и проверку на определение следующего шага;
9.Жажда знаний
Стремление к обучению и получению новых знаний существенно для лидера;
10.Справедливость и
Нельзя считать человека лидером, если он смещён в сторону определённых убеждений или человека; лидер должен быть справедливым и беспристрастным;
11.Спокойствие
Лидер хладнокровен, он легко сохраняет спокойствие, и терпим к неоднозначности, он стойко встречается лицом к лицу с проблемами;
12.Стремление к совершенству
Хороший лидер не только поддерживает высокие стандарты, но и постоянно поднимает планку для достижения совершенства во всех областях;
13.Креативность
Лидер принимает своевременные и соответствующие изменения в свои мысли, планы и действия.
5. Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося
в стадии — становления, может
быть раскрыта путем
Специфика функций лидера
обусловлена особенностями
Функции, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в круг обязанностей) лидера в учебной группе.
- Лидер как планировщик.
Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.
- Лидер как эксперт.
Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.
- Лидер как регулятор отношений внутри группы.
Регулирование личностных и
деловых отношений внутри
- Лидер как источник поощрений и наказаний.
Особенно важным
- Лидер как пример.
В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером.
Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы. Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.
Вывод.
Лидер – это человек, способный неординарно и эффективно мыслить, принимая здравые решения в любой ситуации – экстренной, обыденной и т.д. Однако выявить такого человека и обосновать его лидерские качества весьма сложно. На сегодня одним из самых эффективных методов является практиковавшийся в армии США OSS-test (Office of Strategical Services) — тест для отбора людей, способных выполнять особые задания в сложных ситуациях. Следует отметить, что этот тест успешно проходили весьма немногие.
Лидерство должно быть