Культура и религия, особенности взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, выяснить какие социологические особенности, существуют во взаимоотношениях религии и культуры. В связи с эти предполагается рассмотреть следующее:
1. Понятия религия и культура, с точки зрения социологии.
2. Определить на какие формы и разновидности подразделяются религия и культура.
3. Социальные функции религии и культуры.
4. Рассмотреть, как религия влияет на культуру.
5. Проанализировать, как культура влияет на религию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1Понятие религии и культуры, с точки зрения социологии
1.2 Формы и разновидности культуры и религии
1.3 Социальные функции религии и культуры
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ
2.1 Влияние религии на культуру
2.2 Влияние культуры на религию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая общ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

Сравнивая социальные функции культуры и религии, мы приходим к выводу, что во многом они схожи (особенно в вопросах социальной регуляции и индивидуальной саморегуляции человеком своего «земного» существования ради спасения души). Что же касается функций компенсации существования, то это собственно религиозная функция, предлагаемая ее доктриной, символом веры. Именно этот содержательный момент, приобретший форму мифа, делает религию религией. Следовательно, религия (любая) опирается на способность человека к вере, порой безотчетной.

Секуляризация- рационально, но она не исчерпывает всех горизонтов познания и самопознания человека. Возможно, этот момент и является исходным стимулом для поиска и нахождения духовных ответов на вызовы времени. В целом социальные функции религии и культуры несут в себе духовный характер.


2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ

2.1 Влияние религии на культуру             

В этой главе мы попытаемся понять как религия влияет на культуру как в духовном, так и материальном аспектах.

Культура делится на материальную и духовную. Раскроем отношение религии к духовной культуре. Под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность. Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии.

На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства.

Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества.

Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

Помимо духовной культуры, существует материальная. Нельзя забывать о том, что на протяжении всей истории человечества во многом именно религия подталкивала людей на создание живописи, музыки, скульптур и других разновидностей изобразительного искусства, которые в последствии становились исторически значимыми в развитии культуры общества.

Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В ней немало реликтов, и все же в сфере культуры религию символизирует не архив - хранилище древностей, но именно действующий, питаемый реалиями прошлого и современности храм.

Из всего вышесказанного следует- что на различных этапах исторического развития человечества существовали противоположные тенденции влияния религии на культуру. Одна сопутствовала развитию культуры, а другая наоборот противодействовала ее развитию. Но ведь именно это является основным двигателем в развитии чего-либо, в том числе и культуры.

 

2.2 Влияние культуры на религию

В этой главе мы рассмотрим, как культура влияет на религию. Через какие каналы происходит окультуривание религии.

По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в западных проповедниках нас пора­жает умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне кон­кретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седов­ласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди мо­лодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба. Это не заигрывание с молодежью. Это — аккультурация ре­лигии.

Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — результат процесса взаимовлияния культур, восприятия людьми одной национальности полностью или частично культуры другой этнической общности. Аккультурация является необходимым элементом межкультурного взаимодействия и существенной составляющей более широкого процесса глобализации. Аккультурация может быть естественным процессом жизни людей в мультиэтническом обществе, а может быть результатом направленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем прибывающим на его территорию мигрантам, которые должны пройти т. н. натурализацию, прежде всего изучить государственный язык (иногда называемый официальным) или тот, на котором говорит большинство граждан страны. Аккультурация предполагает также принятие норм поведения, образцов повседневной жизни, предпочтение культуры доминирующей этнической общности.

Несомненно, культура наносит отпечатки на религию, ведь религии зарождались в обществе, в котором были какие-либо традиции, устои. Именно они повлияли на особенности той, или иной религии. В малых культурах зачастую обнаруживалось две формы религии, они были связаны с язычеством и тотемизмом. В больших же культурах, рождались монотеистические религии, где люди верили лишь в одного бога.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Рассмотрев социологию культуры и религии, мы делаем вывод, что и религия и культура социологии понимается как часть социальной системы, социальных отношений между людьми

Формы и виды религии и культуры напрямую зависят от того, в каком обществе они формируются.

Социальные функции культуры и религии во многом схожи, особенно в вопросах социальной регуляции индивидуальной саморегуляции.

Влияние религии на культуру, на различных этапах исторического развития человечества менялось, иногда она сопутствовала, а иногда препятствовала развитию культуры. Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и быте греков архаического периода. Гомеровский эпос[5] является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств.

Влияние культуры на религию проявляется в формах взаимосвязи  между духовным и материальным, в особенностях проявляющихся в тех или иных религиях.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

1.      Лобозова О.Ф. «Религиоведение»-М. 2005

2.      Минюшев Ф.И. «Социология культуры» Учебное пособие для вузов.-М.: Академический проект, 2004

3.      Гараджа В.И. «Социология религии» Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.-М.: Наука, 1995

4.      Социологическая энциклопедия: В 2 т./ Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003.Т.1.с.22.

5.      Никитин В.Н., Обухов В.Л. Вероучения религий мира. Спб.: Химиздат, 2001.

6.      Васильев Л.С. «История религий Востока» М., 1988.с.5

7.      http://socilo.ru/index.php  Общество как социальная система. Социология молодежи

8.      Муравьев Ю.А. статья «Культура и религия: Введение в проблематику», журнал «Научный Атеизм», 2000

9.      Лекции по религиоведению : учеб. пособие / М.Г. Писманик; Перм. гос.     техн. ун-т. ― Пермь, 2006.

10. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект            Пресс, 1996

11. Матецкая А.В. «Социология культуры» Учебное пособие для вузов, 2007

2

 



[1] То, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

[2] То, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни

[3] Магический предмет

[4] соответствующее греческое слово — “Христос”

[5] «Илиада» и «Одиссея»


Информация о работе Культура и религия, особенности взаимодействия