Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:44, курс лекций
Изучение любой науки начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Определить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих тем курса социологии.
С термином «социология» каждый из вас встречался неоднократно. В современном мире она, как говорится, у всех «на слуху». Газеты, радио, телевидение постоянно сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.
Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим, экономическим вопросам, рейтингу политических деятелей, проблемам ценовой политики, удовлетворенности жизнью и т.д.
Социология и история
Но: социология – «генерализирующая наука» т. е. обобщающая, а история – «индивидуализирующая».
Взаимоотношение социологии и истории определяется тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому исторические исследования - предпосылка и фактор новых достижений в социологии. Социологические исследования позволяют историкам успешнее преодолеть описательно - фактологический подход к историческому прошлому общества. Социология и социальная философия выступают как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.
Социология и политология
Взаимосвязь между ними определяется тем, что социальные общности, социальные организации и институты - важнейшие субъекты политики;
Иногда из интереса эти науки своими исследованиями дополняют друг друга, по своему подходят к изучению даже одних и тех же общественных явлений.
Пример – общество: социология исследует здесь социальную структуру, социальный статус личности, классов, наций, процесс социальной мобильности, а политологию больше интересует: структура политической системы, политические отношения (например, как политическая деятельность влияет на социальную мобильность), функции государственных институтов и т. д.
Социология и правоведение
Таким образом, в свете сказанного мы видим, что вопрос о соотношении и месте социологии в современном научном познании мира решается во взаимопроникновении в реальное исследование общественной жизни при сохранении предметных границ существующих наук. Для объективного анализа социологических исследований необходимо чтобы социология, как наука, была свободна от ценностных суждений и идеологий. Но, не смотря на это, социология выполняет идеологическую функцию, ведь результаты социологических исследований может в своих целях использовать какая-нибудь социальная группа.
Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни.
Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии — теоретико- познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять, перестраивать и т. п. С другой стороны - выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико- познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть преобразовательной функции социологии - в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических, сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует его прогрессу. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
История становления социологии
Основные этапы развития и становления социологической мысли
Социология развивается не изолировано, а в постоянном взаимодействии с другими общественными науками. В своей истории она прошла большой путь становления. Определенные представления об обществе развивались на протяжении многих веков
Основные этапы развития мировой социологической мысли:
1) «предыстория социологии» — от истоков (в эпоху античности) до конца XVIII столетия;
2) возникновение социологии как самостоятельной науки — первая половина XIX в.;
3) эпоха создания классических социологических концепций — вторая половина XIX — начало XX вв.;
4) современный этап в развитии социологии — начиная с 20-х гг. XX столетия;
5) новейший период в развитии науки о человеческом обществе («социологический постмодернизм») — начиная с 70-х гг. XX века.
Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV в. до н. Эры, в работах Платона «Законы», «Государство», Аристотеля «Политика» и др.
Платон (428-347 гг. до н.э.). «Государство» - это трактат, в котором философия идеализма составляет неразрывное целое с социальной утопией. Платон в нем как бы преобразовывает действительность в соответствии со своими мечтами. Он наблюдает разложение ненавистного ему строя афинской демократии, в котором он разглядел действительно присущие ему недостатки и подверг их язвительной критике. Но здесь же Платон и идеализирует общественные отношения, предложенные им самим. Мир его иерархичен. Вся иерархия трех высших классов – философов (правителей), стражей (воинов) и ремесленников подразумевает существование низшего класса рабов. Функции рабов он описывает в своем последнем диалоге «Законы». В его изображении в обществе происходит резкое отделение умственного труда от физического.
Социальные воззрения Платона были неотделимы от его философского мировоззрения. Оно оказалось первой в истории философии глубоко разработанной системой диалектического идеализма.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно, занимает «Политика». Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в «Политике».
Полис является высшей формой объединения, способствующий достижению счастливой жизни, т.е. жизни, согласной с добродетелью. Ссылаясь на природу, неправомерно, по его мнению, распределившую между людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества - рабство. Он также выступает защитником другого устоя античного общества - частной собственности, обосновывая это тем, что потребность в собственности свойственна человеку по природе.
Признавая полезность имущественного равенства во взаимных отношениях между гражданами, Аристотель отказывается видеть в нем панацею от всех общественных зол. Аристотель утверждает, что те, кто не имеет права носить оружие, никак не могут занимать в государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим правом.