Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:47, курс лекций
ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.
Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.
Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:
1) Теоретическая и эмпирическая социологии;
2) Макро и микро;
3) Прикладная и фундаментальная;
- перерастание одного конфликта в другой.
Методы разрешения:
- сглаживание (убеждение);
- быстрое разрешение, за короткие сроки;
- метод скрытых действий;
- метод компромисса (путем
- сотрудничество;
- метод насилия (навязывание
одной из сторон своей позиции)
ЛЕКЦИЯ №6. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЯЕМЫХ СИСТЕМ.
1. Управленческая
организация, как вид
Выделяют 3 вида управленческого воздействия в зависимости от субъекта управления:
1) Если субъектом выступает государство, то говорят о государственном управлении.
2) Если управление
3) Если управление учреждено
частным образом в целях
Государство – организация общества,
необходимое условие для
В целом государственное
1) Управление всем обществом,
реализация государственной
2) Управление делами государства,
Структура Г.У.:
- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА. Института государственной власти; институт исполнительной власти; президентство; парламентаризм. Судебные органы: конституционный суд РФ; высший арбитражный суд РФ; верховный суд РФ и прокуратура. Институты политической власти регионального уровня, Институты местной политической власти (собрание районных уполномоченных, муниципальное образование), Администрация президента (парламент, министерства, аппараты судов).
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА: управление
отношения, официальные,
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОКАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА: кадровый состав управления.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ
ПОДСИСТЕМА: культура управленца, т.е.
фактор от которого зависит
способность государственных
- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА: комплекс систематических знаний закономерностей, на научное достижение объективных законов природы и общества.
Функции Государства:
Под местным самоуправлением
Мо мнению Вебера бюрократическое управление – означает власть чиновников в социальной жизни, политическом движении, в управлении обществом. Для него Б. – это идеальный тип полностью усовершенствованной организации, построенная, на основе подбора, подходящих средств достижения задач. Б. должна быть свободной от личных причуд.
Компоненты бюрократии:
1) Каждый должен иметь
2) Все должны размещаться на
конкретных уровнях
3) Вся деятельность организации основана на системе норм и правил;
4) Все должности, посты
5) Должностные лица, не являются
владельцами своих постов. Должность
остается собственностью
6) Работа в организации
7) приказы, правила оформленные
в письменной форме, и
3. Коммуникационные сети.
Управление коммуникация – это совокупность информационных связей взаимодействия между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней средой. Коммуникация отражает статику взаимодействия, т.е. письменные документы, акты и отражает динамику. Управление коммуникацией образует следующие блоки:
- Коммуникационное обслуживание, органы власти и управления.
- Коммуникации существующие в сфере межличностных отношений государственного аппарата.
- Коммуникационное обращение к обществу.
Структура коммуникационных процессов:
Виды коммуникация:
- По месту возникновения:
- По направленности: горизонтальные
(между руководителями или
- По способу возникновения:
Централизованные
ЛЕКЦИЯ №7. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Термин информация, впервые был разработан в теории информации в 50-е гг. XIX в. В советском энциклопедическом словаре понятие информации определяется, как: «сведения передаваемые людьми устным, письменным или иными способами».
Полное определение информации: «Информация рассматривается, как универсальная субстанция пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, сотрудничества и взаимопонимания, утверждение стереотипов мышления и поведения».
Социальная информация – это ориентированное знание о состоянии социальной системы. Процесс обеспечения информации – потребность общества, на основе использовании информационных технологий. Информация должна быть: четкой; понятной; не должна допускать разного толкования; экономичной в сборе. Информация может быть обыденной и научной.
Информация используется в социальном управлении, которая поступает на различных этапах функционирования системы. Отсюда следует, что задача эффективного управления – заключается в том, чтобы из всего представленного многообразия выделить главную.
Виды информации:
1) ВНУТРЕННЯЯ
ИНФО. – информация циркулирующая.
Внутри системы между его
2) ВНЕШНЯЯ ИНФО.
– обеспечивает связь данной
системы с другими системами.
Любая внутренняя информация
может стать внешней и
Отношения между субъектом и объектом бывают: прямые и обратные. С помощью прямой идет своевременное поступление различных команд, со стороны субъекта. А с помощью обратной – субъект узнает о состоянии субъекта, о его движении к цели. В результате, этого процесса происходит эффективное управление.