Однако нет
никаких объективных препятствий
для того, чтобы реализовать эту
логику у нас, на нашем историческом
пространстве. И одна из важнейших
задач евразийской интеграции –
создать для народов, миллионов
людей на этом пространстве возможность
достойно жить и развиваться.
Мы понимаем,
что не от хорошей жизни люди уезжают
за тридевять земель и зачастую далеко
не в цивилизованных условиях зарабатывают
себе и своей семье возможность
человеческого существования.
С этой точки зрения задачи, которые
мы ставим и внутри страны (создание новой
экономики с эффективной занятостью, воссоздание
профессиональных сообществ, равномерное
развитие производительных сил и социальной
инфраструктуры на всей территории страны),
и задачи евразийской интеграции – это
ключевой инструмент, благодаря которому
можно ввести миграционные потоки в нормальное
русло.
4. Регулирование межнациональных
отношений нормативно-правовыми основами
При этом само по себе принятие
законодательных актов является необходимым, но далеко не достаточным
условием противодействия этноконфессиональному
экстремизму. Тем более, что антиэкстремистское
законодательство в России, несмотря на
систематические изменения, далеко не
совершенно.
Совершенствование законодательства является основой государственной
политики по противодействию экстремизму.
Вместе с тем, данное законодательство
не будет работать, если оно не будет подкреплено
эффективной реализацией его на практике.
Речь в данном случае идет о комплексе
мер, прежде всего, политического и административного
характера, направленных на предупреждение
и пресечение экстремистской деятельности.
С распадом СССР раскрепощенное
демократической стихией национальное
самосознание не направлялось в созидательное
русло. Отсутствие четких приоритетов политики будоражило
людей, толкало их на принятие самостоятельных
решений. Государственное управление
этой социальной сферы сводилось к заигрыванию
с разного рода национал-экстремистами.
Федеральные органы власти не располагали
необходимым потенциалом влияния на национальные
процессы и проявили полную беспомощность
в защите прав человека. Как федеральная
так и региональная власть долго не могла
предложить приемлемых вариантов демократического
развития народов и территорий, заявить
о своей программе действий, которая отвечала
бы интересам каждого этноса и перспективам
их развития в едином государстве. В 1996
году на решение этих вопросов была направлена
Концепция государственной национальной
политики .
Исходя из Конституции
РФ и признанных Россией норм международного права, в
Концепции были сформулированы основные
принципы национальной политики:
- Равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка и культуры;
- Признание общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;
- Гарантия прав малочисленных народов и национальных меньшинств;
- Право каждого гражданина свободно определять свою национальную принадлежность;
- Содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков;
- Запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни;
- Защита прав граждан России, этнических россиян в других странах.
- На основе этих принципов строится программа развития национальных и федеративных отношений, разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты как на федеральном, так и на региональном уровне.
- В плане реализации Концепции государственной национальной политики важно предусмотреть следующие направления:
- Первоочередные общеполитические меры по реализации Концепции;
- Подготовка законодательных и иных нормативных актов по совершенствованию федеративного устройства и гармонизации федеративных и национальных отношений;
- Разработка и реализация программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов России;
- Научно-аналитическое обспечение государственной национальной политики;
- Информационно-пропагандистское обеспечение реализации Концепции;
- Кадровое обеспечение.
Основные цели государственной
национальной политики Российской Федерации
состоят в обеспечении условий
для полноправного социального
и национально-культурного развития
всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной
общности на основе соблюдения прав и
свобод человека и гражданина и признания
его высшей ценностью.
При реализации национальной
политики перед Российским государством
и обществом стоят следующие
неотложные задачи:
1) в политической и
государственно-правовой сфере:
- формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;
- создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;
- объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
- выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
- разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
- решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;
2) в социально-экономической
сфере:
- реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
- выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;
- осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;
- развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
- содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;
3) в духовной сфере:
- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
4) в области внешней
политики:
- содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;
- совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содружества Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях;
- реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;
- заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима, выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
- сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.
При решении межнациональных
конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов:
признание прав и свобод человека важнейшей
ценностью, отказ от насилия и принуждения,
поиск согласия на основе консенсуса,
готовность к мирному урегулированию
спорных проблем.
Национальная политика
- это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений
между нациями и этническими группами,
закрепленная в соответствующих политических
документах и правовых актах государства.
Стратегия национальной
политики РФ разработана и обоснована
в Концепции национальной политики и Государственной программе
национального возрождения и межнационального
сотрудничества народов России. В многонациональной
России стратегической, программной целью
являются укрепление единства и сплоченности
всех народов на основе национального
возрождения и межнационального сотрудничества,
упрочение федеративных отношений и связей,
формирование государственно-политической
и межнациональной общности - россияне.
Актуальными задачами национальной политики
ближайшего периода являются урегулирование
межнациональных конфликтов, снижение
напряженности в межнациональных отношениях
(там, где она есть), защита русского и русскоязычного
населения в ближнем зарубежье, решение
проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
Основные концептуальные положения национальной
политики в РФ - равенство народов, взаимовыгодное
сотрудничество, взаимное уважение интересов
и ценностей всех народов, непримиримость
к этнонационализму, политическое и моральное
осуждение людей, стремящихся достигнуть
благополучия своего народа путем ущемления
интересов других народов. Культура межнационального
общения должна закладываться в семье
как первичной социальной общности людей.
Список литературы
- Кравченко А.И. - Социология. Учебник для вузов - СПб., 2009
- Президент Росии. . [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/news/17536
- Е.Л.Рябова. Дискуссия о стратегии межнационльных отношений// Журнал "Этносоциум и межнациональная культура" - М.,2012 - № 53
- Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений
в постсоветской России. М., 2003
- Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001
- Всероссийская перепись населения 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.
php
- Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001
- Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб, 2004. - № 1
- Конституция РФ. М., 1993
- Стратегия национальной политики Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс] URL:http://www.minnac.ru/res_ru/0_hfile_1118_1.pdf