Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Гипотеза: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида. Актуальность. Многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА ………………………………………….6
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями……………………….6
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями………….10
1.3 Виды реабилитаций инвалидов…………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЛАСНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ТУНГУСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ- ИНТЕРНАТ»………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- Дети инвалиды.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Право на бесплатную медицинскую  реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы  общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного  лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания – для этого применяются все виды необходимого лечения – хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.

Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение – органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к  восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятся наряду с  медицинской. 16

Психологическая форма  реабилитации – это форма воздействия  на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности  лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.

Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного  характера, направленные на то, чтобы  ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил  школьное образование.  Очень важно  выработать у ребенка психологическую  уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. 17

Социально-экономическая  реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным  для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности  больного или инвалида в том, что  он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п. 18

В реабилитационных центрах  широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и  активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении  психических болезней, которые часто  являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения  между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация –  это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).

В последнее время  большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения  к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель – восстановление личного и социального статуса инвалида.19

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать  психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической  патологии и возникновению так  называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать  как медицинский диагноз, так и особенности личности  в социальной среде. Этим, в частности объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) – с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация – это  не просто оптимизация лечения, а  комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его  окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Терапия как определенная форма вмешательства в интересах  ребенка может быть рассмотрена  как метод лечения, влияющий на психические  и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

В процессе реабилитации происходит изменение ориентации –  от медицинской модели (установка  на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЛАСНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ТУНГУСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ- ИНТЕРНАТ»

 

В Томской области  проблемам детей-инвалидов уделяется  большое внимание. Помимо мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, в Томской области ведется работа по социальной поддержке инвалидов и на региональном уровне. Так, действует Распоряжение Губернатора Томской области от 19 августа 2009 г. N 251-р

«О СОВЕТЕ ПО ДЕЛАМ ИНВАЛИДОВ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ». 

В рамках совета отслеживается  состояние  детской инвалидности в Томской  области. Решаются  вопросы социального  партнерства как условия для  оказания эффективной помощи детям-инвалидам, практики внедрения на территории Томской области социальных услуг семьям с детьми-инвалидами

В ходе обсуждения докладов рассматриваются  вопросы о необходимости создания системы реабилитации детей-инвалидов, налаживания межведомственной координации  при реабилитации детей-инвалидов, введения для этой цели в структуру Департамента  здравоохранения Томской области должности главного реабилитолога, о необходимости разработки региональной целевой программы реабилитации детей-инвалидов на 2012-2015 годы.     

На  заседаниях совета обсуждаются вопросы лекарственного обеспечения инвалидов, проезда воздушным транспортом к месту лечения, создания условий безбарьерной среды в городе Томске, изменений в федеральном и областном законодательстве.

Одобрена  работа Администрации г. Томска в 2011г. по созданию в областном центре доступной среды для лиц с ограниченными возможностями.

Томская область входит в число шести  регионов, которым будут выделены федеральные средства на строительство  спортивного комплекса с плавательным бассейном для людей с ограниченными возможностями. Об этом сообщил губернатор Виктор Кресс на открытии Декады инвалидов 2 декабря 2011 г.

Решение о проведении Декады инвалидов принято в соответствии с заключением Генеральной ассамблеи  ООН 47/3 от 14 октября 1992 года и регламентировано распоряжением Президента № 654 от 24 сентября 1993 года. Наибольшая часть мероприятий Декады проходит в неделю с 3 по 10 декабря.

Декада инвалидов проводится в Томской области ежегодно и  включает в себя целый комплекс разнообразных  мероприятий. По предварительным данным в 2011 году, в них будет задействовано до 30 тыс. человек с ограниченными возможностями.

По традиции, во всех районах Томской области организованы торжественные встречи с активами общественных организаций, бесплатные посещения зрелищных учреждений, пройдут тематические экскурсии, вечера отдыха для инвалидов, круглые столы, дни открытых дверей, ряд благотворительных акций и др.

Одним из учреждений социального  обслуживания детей –инвалидов в Тоской области является Областное  государственное стационарное учреждение для умственно отсталых детей «Тунгусовский детский дом- интернат», является некоммерческой организацией, созданной на основании решения облисполкома №214 от 18 августа 1956 года осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Место нахождения Учреждения: 636353, Томская область, Молчановский район, с.Тунгусово, ул.Школьная,1.

Количество детей в  детском- доме 112. У всех воспитанников  диагноз умственная отсталость (F 70, F 71, F 72). Много сопутствующих диагнозов, основные ДЦП и болезнь Дауна, аутизм. В денное время обучается в общеобразовательной школе 26человек- 4ребёнка по программе специального коррекционного образовательного учреждения 8вида, 22ребёнка по индивидуальному маршруту в соответствии с реабилитационным потенциалом.

     Учредителем  Учреждения является Департамент  по вопросам семьи и детей  Томской области.

     Целями  деятельности Учреждения является предоставление в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям-инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе и обеспечение создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

          Основными задачами Учреждения  являются:

- охрана прав и интересов  воспитанников;

- содействие в реализации  права воспитанников жить и  воспитываться в семье;

- обеспечение социальной  защиты, медико- психолого- педагогической  реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- обеспечение охраны  и укрепления здоровья воспитанников;

- обеспечение получения  образования детьми- инвалидами  в соответствии с их реабилитационным  потенциалом;

- реализация индивидуальных  программ реабилитации детей-  инвалидов;

- создание благоприятных  условий, способствующих умственному,  эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

- создание условий  для социализации детей- инвалидов  и интеграции их в общество.

      Основные направления корреционно- развивающей работы с детьми в ОГКСУ «Тунгусовский детский дом- интернат»

  1. Создание условий для максимального развития детей в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом конкретном случае (состояние здоровья ребёнка, благоприятная социально- педагогическая развивающая среда, представляющая собой специальноорганизованное предметно- игровое пространство, в котором происходит эмоциональное, познавательное и коммунмкативное развитие ребёнка, а также развитие всех видов его деятельности, активность самого ребёнка: двигательная эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
  2. Формирование тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, своеобразное «навёрстывание» упущенного.

Формы организации  коррекционно- развивающей работы

- взаимодействие взрослого  и ребёнка

- физическое и моторно- двигательное развитие

- сенсорное развитие

- познавательное развитие

- речевое и коммуникативное развитие

- трудовое воспитание

Задачи педагогического  коллектива на 2011-2012 учебный год

  1. Социализация детей, интеграция их в общество (сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями с.Молчаново, г.Томска и т.д.)
  2. Реабилитация детей, реализация своего потенциала каждым воспитанником, продолжить разработку документацию по диагностике детей
  3. Наладить взаимное сотрудничество специалистов учреждения (воспитатель, педагог- психолог, школьный учитель)
  4. Организация обучения воспитанников в образовательном учреждении
  5. Уделить большое внимание трудовому воспитанию детей, развитию культурно- гигиенических навыков, навыков по самообслуживанию
  6. выход воспитателей на районный, областной уровень (участие в конкурсах, семинарах)
  7. участие в благоустройстве территории, жилых корпусов, подбор методической литературы, пособий для проведения коррекционно- развивающих занятий.
  8. расширить работу с семьями воспитанников: приглашение на проходящие праздники в д\д, переписка с родителями о достижениях детей

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями