Многофакторная концепция М.М. Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин “социология” был введен французским социологом О. Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….2
Субъективистское направление………………………………………..3
Марксистское направление……………………………………….…..10
Психологическое направление…………………………………….…12
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………..….17
Заключение……………………………………………………….……19
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

социология в 2 -х экземплярах.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов  он отождествлял социальные изменения  с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условия  и объективные законы общественного  развития.

Несмотря на то, что взгляды  Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной эволюции Де Роберти  четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все  социальные явления и процессы можно  поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие —  общественные группы — личность —  наука — философия — искусство  — практическая деятельность.

Последние четыре категории  названного ряда стали основой его  теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания”, с  этого начинается развитие цивилизации .

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость  от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям. Философия зависит от науки, искусство  — от науки и философии, практическая деятельность (деятельность государства, экономика, политика, разные исторические события), в свою очередь, зависит  от науки, философии и искусства. По его мнению, двигателем любого социального  явления могут быть не только научные  знания, но и различные психические  факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп  выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

В первой половине 80-х годов  складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850—1931).

Кареев — историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом  в Петербургском университете. С 1910г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.

Основные взгляды его  социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации  “Основные вопросы философии  истории”, вышедшей в 1883 г. в 2-х тома Среди социологических работ  можно отметить следующие: “Сущность  исторического процесса и роль личности в истории” (1889), “Историко-философские  и социологический этюды” (1895), “Старые  и новые этюды об историческом материализме” (1896), “Введение в  изучение социологии” (1897), “Историка. Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического  процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.

Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии, минуя психологию. “Между биологией  и социологией,— писал Кареев,—  мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную”. Так как только коллективная психология может выступить  в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в  конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми.

Общество, по его мнению, это сложная система психических  и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”. Эта среда  делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию.

Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей. Отличие между группами зависит  не от природных свойств людей, а  от воздействия привычек, подражания, воспитания.

Социальные организации  — это результат коллективной психологии, и его изучением занимается социология. В данном случае идет изучение социальных форм и институтов, воплотивших  психологические отношения людей. Социальные организации Кареев рассматривал как совокупность политической, юридической  и экономической среды. Данная структура  обосновывается положением личности в  обществе в трех измерениях: политический строй — место личности в самой  социальной организации; юридический  строй — защищаемые государственной  властью частные отношения к  другим лицам; экономический строй  — роль личности в экономической  жизни общества. Таким образом, социальная организация у Кареева выступает  показателем предела личной свободы.

Еще один представитель этого  направления — Николай Михайлович Коркунов (1853—1904).

Коркунов по образованию  юрист, преподавал в Петербургском  университете государственное право. Он считал, что “связь, соединяющая  членов общества воедино, духовного, психического характера, и этим вполне объясняется  отсутствие между ними материальной связи”, а общество является результатом  “психического единения людей”. Изучая государство, он пришел к выводу, что  оно порождено стремлением к  единству и солидарности, выступает  орудием сглаживания классовой  борьбы. Государство и право, по его  мнению, выражают психологические связи  между людьми.

Если прежние теории под  связью поколений понимали исключительно  передачу знаний без учета преемственности  чувства и воли, то Коркунов уже  рассматривает и психологическую  преемственность поколений. Этот оригинальный взгляд на общество отличался от концепции  Де Роберти.

Представители психологического направления, поддерживая взгляды  либеральной буржуазии, пытались вывести  практическую деятельность людей из психологии. Они не могли понять, что коллективная психология зависит  от социальных условий жизни, является ее отражением. Они же считали, что  социальная жизнь — это производное  от коллективной психологии.

 

5. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского

В социологии Ковалевский  уделял наибольшее внимание:

1) связи социологии с  историческими науками;

2) сравнительно-историческому  методу исследования;

3) многофакторной основе  общества;

4) социальным закономерностям  и прогрессу, а также широкому  кругу проблем, относящихся к  происхождению главных социальных  институтов («генетическая социология»).

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации  наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических  факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался  преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать  все положительное различных  социологических школ.

Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой  все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с  помощью наук, изучающих другие его  стороны. Проверка данных одной науки  данными других, а главное —  совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем  надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в  этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического  развития Западной Европы, М. Ковалевский  видел сложность, многоплановость  и взаимодействие огромного числа  социальных факторов.

Он отрицал наличие  единого определяющего фактора. По Ковалевскому, говорить о главном  факторе, увлекающем за собой все  остальные, — то же самое, что говорить о тех каплях речной воды, которые  своим движением обуславливают  ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе  связан с массою остальных, ими обуславливается  к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.

Чтобы избежать односторонности  существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать  все то положительное в подходе  к обществу, что имеется у различных  социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью  принципа плюрализма. Подобный интегративизм  сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой  социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

Социологическая мысль в  России второй половины прошлого - начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и  принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX - ХХ веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное  объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения  современных социальных проблем.

На протяжении XIX века происходило  постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни  общества и социальными науками, основанными на теоритическом осмыслении его закономерностей, структур и  процессов. Важнейшим достижением  этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как  науки, изучающей общество как объективную  взаимосвязанную целостную систему  отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило постепенное  совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором  могут быть почерпнуты не из умозрительных  общих концепций и не из художественного  творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут быть почерпнуты не из умозрительных общих  концепций и не из художественного  творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые  существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая значения обыденных ориентаций различных  слоев и групп населения.

На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям-социологам второй половины XIX - начала ХХ века пришлось провести основательную работу по признанию  первичности и специфичности  социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей  деятельности. Уже в период становления  социологии важным предметом анализа  стали те нормативно-ценностные представления  и смыслы, через которые человек  входит в окружающую его социальную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы

1. Антология русской классической  социологии. М., 1995

2. Виленская Э.С., Н.С. Михайловский  и его идейная роль в народническом  движении. М., 1979

3. Лавров П.Л. Философия  и социология. Избранные произведения. В 2-х т.- Т.2. М.,1956

4. Ленин В.И. Что такое  «друзья народа» и как они  воюют против социал-демократов/ полн. СОБР. соч.- Т.1.

5. Социологическая мысль  в России. Л., 1976

 


Информация о работе Многофакторная концепция М.М. Ковалевского