Модели социальной политики за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:35, лекция

Краткое описание

Вопрос 1. Базовые модели европейской социальной политики
Вопрос 2. Основные принципы зарубежных моделей
Вопрос 3. Социальные индикаторы-измерители

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 16 Модели социальной политики за рубежом.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

Либеральная модель

   Либеральная модель также  рассматривает рынок как наиболее  важную сферу для организации  человеческого взаимодействия, но  отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

   Нужно отметить, что либеральная  модель (как и все остальные)  сильно модифицировалась с того  момента, когда она стала формироваться.  Классическими странами либеральной  модели считаются Великобритания  и США.

Католическая модель

   Принципы католической модели  социальной политики даны в  ряде "папских писем", изданных  Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея  вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

  Социальное учение римско-католической  церкви — совокупность социально-политических, социально-экономических и этических  концепций, изложенных в официальных  церковных документах, а также  выработанных католическими теологами  и одобренных церковной иерархией.  Наряду с этим учением, которого  обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных  церквей, учитывающие местные  условия, а также концепции  отдельных католических мыслителей  или групп, которые иногда значительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношениям — столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продолжается. Его социальной предпосылкой являлось утверждение капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитницы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в "Рерум новарум" (1891 г.), где отмечалось значение рабочего вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объя­вила частную собственность и классовое неравенство неизбежно вытекающими из "естественного права" и природы человека.

  В основу социального учения  католицизма была положена томистская теория "естественного права", из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип "вспомоществования", означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

   "Гаудиум эт спес" (лат. "Gaudium et spes" — "Радость и надежда") — конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое название — "О церкви в современном мире". В ней сформулирована позиция католической церкви в отношении важнейших социальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения трудящихся и т. д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговари­вается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко критикуются некоторые "пороки" капитализма.

  "Популорум прогрессио" (лат. "Populorom progressio" — "Развитие народов") — энциклика Павла VI, изданная в Ватикане 26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики — "Об интегральном развитии человека" — рассматривает со­циальное положение в современном мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализирует некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдвигается идея интегрального, целостного экономического и культурного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, но, тем не менее, светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотрудничества верующих с неверующими в достижении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуще­ствления интегрального гуманизма. В "Популорум прогрессио" проявилась дальнейшая эволюция отношения католической церкви к частной собственности. Отмечая, что право частной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным, энциклика допускает ради общего блага национализацию частной собственности. Во второй части энциклики — "О солидарном развитии человечества" — рассматриваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предлагается создать всемирный фонд за счет части военных расходов. Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и народов в торговых отношениях, преодолеть препятствия, чинимые национализмом и расизмом.

   "Соллицитудо реи социалис" (лат. "Sollicitudo rei socialis" — "Забота об общественном") — седьмая энциклика Иоанна Павла II, оглашенная в 1988 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI "Популорум прогрессио". "Соллицитудо реи социалис" — типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, показывающая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги про­шедшего после публикации "Популорум прогрессио" двадцатилетия, папа сделал вывод, что "нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление". Это вызывается, в частности, тем, что увеличивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и угнетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бедности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что может произойти только в том случае, если они существенным образом изменятся.

Скандинавская модель

  Скандинавская модель характеризуется  высокой степенью универсальности  и институционализации с упором  на государственный сектор. Там,  тем не менее, и общественное  мнение, и парламент ищут пути  сокращения налогов средствами  гражданского общества и рынка.  Как уже сказано, развитие идет  в сторону приватизации, децентрализации  и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например, в Нидерлан­дах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества — церковь,  семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".

  Нелишним будет добавить  несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значительная доля национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем — как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

   В своем нынешнем состоянии  система социальной защиты включает  в себя страхование от некоторых  социальных рисков, связанных либо  со снижением личных доходов  (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением  общесемейных расходов (семейные  пособия). Кроме того, целый ряд  особых схем направлен на обеспечение  минимального дохода  для некоторых  категорий лиц, не относясь  при этом к тому или иному  из перечисленных выше рисков. Большая часть  ресурсов системы  обязательного социального страхования  выплачивается в виде пособий  по старости и болезни. 

  В целом можно сказать,  что система социальной защиты  отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности  велика: в частности, все еще  сильна независимость финансирования  социального страхования от государственного  бюджета. Однако были внедрены  существенные элементы национальной  солидарности как за счет смягчения  условий получения прав, так и  за счет расширения финансовой  базы общих ресурсов социальной  защиты.

  По мнению противников французской  системы социальной защиты, необходимо  внедрение частного негосударственного  страхования. Это особенно верно  в области пенсионного обеспечения.  Внутренних сбережений недостаточно, по сравнению с усилиями по  инвестированию, которые страна  должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды — индивидуальные или коллективные — в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в целях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.

   Опыт, накопленный западными  странами, отличается от опыта  Востока. Восемь основных стран  Азии с 1960 г. входят в число  12 наиболее быстро развивающихся  стран мира. Государственные социальные  расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже  и более сконцентрированы на  образовании, в особенности на  начальном, основном образовании,  чем в промышленно более развитых  странах. Единственной формой  вмешательства государства является  принятие определенного регулирования  в этих областях.

   Однако везде государство  постоянно играет значительную  роль в социальном секторе,  хотя форма этого участия значительно  трансформируется. Так, отдельные  социальные программы существенно  сокращаются, другие — требуют  серьезного изменения структуры  и в первую очередь изменения  их направленности (адресности).

   Социальное обеспечение  в индустриальных странах отличается  от социальной защиты в странах  переходной экономики. В большинстве  индустриальных стран работающее  население вкладывает денежные  средства в область социального  страхования, касающуюся выплаты  пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто  социальное страхование компенсирует  значительную часть утраченного  дохода, пособия связаны с предыдущими  заработками.

  Для тех, кому недоступно  пользоваться услугами социального  страхования, открыт доступ к  системе социальной помощи. Эти  программы принимают форму пособий  по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимального дохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в индустриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Вопрос 3. Социальные индикаторы-измерители

Во всех странах национальная социальная политика опирается на правовую базу в социальной сфере, согласованную  с общепризнанными международными нормами и стандартами в области  прав человека, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном  пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин, Конвенции  о правах ре­бенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 90-е годы, Венской декларации и программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах.

Информация о работе Модели социальной политики за рубежом