Либеральная модель
Либеральная модель также
рассматривает рынок как наиболее
важную сферу для организации
человеческого взаимодействия, но
отличается от консервативной, по крайней
мере, в двух отношениях. В либеральной,
во-первых, предусмотрено социальное обеспечение
остаточного типа, т. е. люди, как правило,
должны быть способны существовать в обществе
и без социального обеспечения. Во-вторых,
в настоящее время правительство несет
ограниченную, и, тем не менее, всеобщую
ответственность за социальное обеспечение
всех граждан. Соответственно социальное
обеспечение связано с глубокой стигмой,
приводящей, таким образом, к малой отдаче.
Из-за остаточного характера финансирования
реализация модели зависит от наличия
большого объема добровольной и неформальной
помощи.
Нужно отметить, что либеральная
модель (как и все остальные)
сильно модифицировалась с того
момента, когда она стала формироваться.
Классическими странами либеральной
модели считаются Великобритания
и США.
Католическая модель
Принципы католической модели
социальной политики даны в
ряде "папских писем", изданных
Ватиканом в течение XX столетия.
Главным принципом является идея
вспомогательности, концепция, в которую
вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон
ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Христианском
социальном учении) принцип вспомогательности
означает, что ближайшая инстанция должна
всегда пытаться решать возможные проблемы.
Естественно, индивидуум является ближайшей
инстанцией. Если он не может себе помочь,
то обращается к семье и родственникам.
Следующей инстанцией будет местная община,
включая церковь и гражданские организации,
а также соседей и т. д. Если и это не поможет,
то индивидууму следует воспользоваться
услугами страхования. Последней инстанцией
является государственный сектор. В католической
модели семья и прочие институты гражданского
общества в местной общине играют основную
роль.
Социальное учение римско-католической
церкви — совокупность социально-политических,
социально-экономических и этических
концепций, изложенных в официальных
церковных документах, а также
выработанных католическими теологами
и одобренных церковной иерархией.
Наряду с этим учением, которого
обязаны придерживаться все католики,
имеются социальные взгляды региональных
церквей, учитывающие местные
условия, а также концепции
отдельных католических мыслителей
или групп, которые иногда значительно
отличаются от официальной доктрины. В
широком смысле католическое социальное
учение как приложение принципов вероучения
к социальным явлениям и отношениям —
столь же древнее, как и сама католическая
церковь. Однако в современном виде социальное
учение католицизма начало формироваться
с конца XIX в. и процесс этот продолжается.
Его социальной предпосылкой являлось
утверждение капитализма в развитых странах
Запада, что вызвало необходимость особо
подчеркивать роль церкви как защитницы
всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи
доктринально оформил папа Лев XIII в своих
энцикликах, главным образом в "Рерум
новарум" (1891 г.), где отмечалось значение
рабочего вопроса и признавалось наличие
вопиющего социального неравенства. Вместе
с тем церковь осудила социализм, объявила
частную собственность и классовое неравенство
неизбежно вытекающими из "естественного
права" и природы человека.
В основу социального учения
католицизма была положена томистская
теория "естественного права", из
которой выводилось право частной собственности.
Церковь пропагандирует такие принципы,
как принцип солидарности, регулирующий
взаимоотношения личности и общества
и не допускающий крайнего индивидуализма
и крайнего коллективизма; принцип "общего
блага" (это понятие, весьма абстрактное
и многозначное, по-разному истолковывается
католическими авторами); принцип "вспомоществования",
означающий помощь со стороны социальных
общностей более высокого ранга общностям
более низкого ранга и отдельным индивидам.
"Гаудиум эт спес" (лат. "Gaudium
et spes" — "Радость и надежда") —
конституция церкви (пастырская), принятая
II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое
название — "О церкви в современном
мире". В ней сформулирована позиция
католической церкви в отношении важнейших
социальных проблем современности: войны
и мира, социальной справедливости, социально-экономического
развития стран, получивших политическую
независимость, положения трудящихся
и т. д. В документе содержатся некоторые
новые моменты в социальной доктрине католицизма,
говорится о праве трудящихся на объединение,
признается законность забастовки как
средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается,
что она должна всегда рассматриваться
как крайнее средство. Частная собственность
характеризуется как условие свободы
человека, но при этом довольно резко критикуются
некоторые "пороки" капитализма.
"Популорум прогрессио" (лат.
"Populorom progressio" — "Развитие народов")
— энциклика Павла VI, изданная в Ватикане
26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам.
Указав во введении на важность социального
вопроса как всемирной проблемы, папа
в первой части энциклики — "Об интегральном
развитии человека" — рассматривает
социальное положение в современном
мире, обращая особое внимание на неравномерность
развития народов, анализирует некоторые
концептуальные вопросы социального учения
церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена
в энциклике выдвигается идея интегрального,
целостного экономического и культурного
развития человечества; подчеркивается,
что каждый человек ответственен не только
перед всеми живущими сейчас людьми, но
и перед будущими поколениями. Павел VI
утверждает, что истинным является только
христианский гуманизм, но, тем не менее,
светский гуманизм имеет свою ценность,
поскольку он все же дает возможность
для сотрудничества верующих с неверующими
в достижении земных целей. Экономика
рассматривается как средство для осуществления
интегрального гуманизма. В "Популорум
прогрессио" проявилась дальнейшая
эволюция отношения католической церкви
к частной собственности. Отмечая, что
право частной собственности ни для кого
не является безусловным и абсолютным,
энциклика допускает ради общего блага
национализацию частной собственности.
Во второй части энциклики — "О солидарном
развитии человечества" — рассматриваются
проблемы взаимоотношений между народами,
особенно между богатыми и бедными странами:
первые призываются оказывать помощь
вторым; излишки богатых стран должны
служить для помощи бедным странам; для
этой цели предлагается создать всемирный
фонд за счет части военных расходов. Проблема
развития народов увязывается с проблемой
мира. Энциклика призывает обеспечить
равноправие стран и народов в торговых
отношениях, преодолеть препятствия, чинимые
национализмом и расизмом.
"Соллицитудо реи социалис"
(лат. "Sollicitudo rei socialis" — "Забота
об общественном") — седьмая энциклика
Иоанна Павла II, оглашенная в 1988 г. в честь
20-й годовщины энциклики Павла VI "Популорум
прогрессио". "Соллицитудо реи социалис"
— типичная социальная энциклика, содержащая
новое определение социальной доктрины
церкви, показывающая ее место, функции,
цели и задачи на фоне основных идейно-политических
проблем современного мира. Подводя итоги
прошедшего после публикации "Популорум
прогрессио" двадцатилетия, папа сделал
вывод, что "нынешняя ситуация в мире
с точки зрения развития производит скорее
негативное впечатление". Это вызывается,
в частности, тем, что увеличивается разрыв
между развитым Севером и южными регионами;
что существуют различные формы эксплуатации
и угнетения; действуют экономические,
финансовые и социальные механизмы, укрепляющие
состояние богатства одних и бедности
других. Все страны должны решить разделяющие
их конфликты, научиться сотрудничать
друг с другом, что может произойти только
в том случае, если они существенным образом
изменятся.
Скандинавская модель
Скандинавская модель характеризуется
высокой степенью универсальности
и институционализации с упором
на государственный сектор. Там,
тем не менее, и общественное
мнение, и парламент ищут пути
сокращения налогов средствами
гражданского общества и рынка.
Как уже сказано, развитие идет
в сторону приватизации, децентрализации
и дебюрократизации с упором на частные
— добровольные или коммерческие — решения
вместо решений, лежащих в сфере государственного
сектора. В либеральной модели, из европейских
стран наиболее выраженной в Великобритании,
упор делается на организованное и частично
субсидируемое государством социальное
страхование в сочетании с частой благотворительностью.
В консервативной (корпоратистской) модели,
действующей в центральноевропейских
государствах, упор делается на решения,
связанные с рынком труда, где наниматели
и нанимаемые заключают соглашения, вступающие
в силу, например, в случае незанятости,
болезни или старости. Незанятое население
трудоспособного возраста, в силу разных
причин длительно неработающее, зависит
от местных властей или частных благотворительных
органов. Сегодняшние тенденции ведут
к дальнейшей дифференциации различных
социальных служб и, например, в Нидерландах
и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию
и передачу ответственности муниципалитетам.
Наконец, католическая (латинская) модель,
которая использует традиционные ресурсы
сферы гражданского общества — церковь,
семью и частную благотворительность,
развивается в сочетании с институтом
остаточного государственного социального
обеспечения. Ряд стран уже реализуют
у себя модель, которую можно обозначить
как "welfare pluralism".
Нелишним будет добавить
несколько слов о том варианте
"welfare pluralism", какой сложился во Франции.
Так, во Франции на социальное обеспечение
направляется значительная доля национальных
ресурсов, что обусловливает его высокое
качество. Но оно объясняется также и смешанным
характером французской системы социальной
защиты: в ней сочетаются черты различных
систем — как тех, в которых получение
социальных прав четко связано с уплатой
взносов, так и тех, в которых социальное
обеспечение является универсальным и
безусловным.
В своем нынешнем состоянии
система социальной защиты включает
в себя страхование от некоторых
социальных рисков, связанных либо
со снижением личных доходов
(в случае болезни, родов, инвалидности,
производственных травм, старости,
безработицы), либо с увеличением
общесемейных расходов (семейные
пособия). Кроме того, целый ряд
особых схем направлен на обеспечение
минимального дохода для некоторых
категорий лиц, не относясь
при этом к тому или иному
из перечисленных выше рисков.
Большая часть ресурсов системы
обязательного социального страхования
выплачивается в виде пособий
по старости и болезни.
В целом можно сказать,
что система социальной защиты
отныне имеет смешанный характер.
Роль профессиональной солидарности
велика: в частности, все еще
сильна независимость финансирования
социального страхования от государственного
бюджета. Однако были внедрены
существенные элементы национальной
солидарности как за счет смягчения
условий получения прав, так и
за счет расширения финансовой
базы общих ресурсов социальной
защиты.
По мнению противников французской
системы социальной защиты, необходимо
внедрение частного негосударственного
страхования. Это особенно верно
в области пенсионного обеспечения.
Внутренних сбережений недостаточно,
по сравнению с усилиями по
инвестированию, которые страна
должна осуществлять, с тем чтобы
поддерживать свою конкурентоспособность.
Для этого регулярно предлагается развивать
капитализированные пенсионные Фонды
— индивидуальные или коллективные —
в качестве дополнения и даже подмены
нынешних распределительных и компенсационных
режимов. Предлагается установить одинаковый
фискальный режим для индивидуальных
сбережений, образуемых в целях пенсионного
обеспечения, и взносов в обязательную
систему пенсионного страхования (распределительных
и компенсационных пенсий), которые сейчас
пользуются освобождением от подоходного
налога.
Опыт, накопленный западными
странами, отличается от опыта
Востока. Восемь основных стран
Азии с 1960 г. входят в число
12 наиболее быстро развивающихся
стран мира. Государственные социальные
расходы в Сингапуре и Таиланде,
двух странах этой группы, ниже
и более сконцентрированы на
образовании, в особенности на
начальном, основном образовании,
чем в промышленно более развитых
странах. Единственной формой
вмешательства государства является
принятие определенного регулирования
в этих областях.
Однако везде государство
постоянно играет значительную
роль в социальном секторе,
хотя форма этого участия значительно
трансформируется. Так, отдельные
социальные программы существенно
сокращаются, другие — требуют
серьезного изменения структуры
и в первую очередь изменения
их направленности (адресности).
Социальное обеспечение
в индустриальных странах отличается
от социальной защиты в странах
переходной экономики. В большинстве
индустриальных стран работающее
население вкладывает денежные
средства в область социального
страхования, касающуюся выплаты
пенсий и пособий по нетрудоспособности,
болезни и безработице. Часто
социальное страхование компенсирует
значительную часть утраченного
дохода, пособия связаны с предыдущими
заработками.
Для тех, кому недоступно
пользоваться услугами социального
страхования, открыт доступ к
системе социальной помощи. Эти
программы принимают форму пособий
по малообеспеченности, дополняющих
доход после проверки средств получателя,
если его доход ниже гарантируемого минимального
дохода в стране. Пособия на детей часто
выплачиваются помимо социального страхования
и программ поддержки доходов малообеспеченных,
поскольку дети являются наиболее уязвимой
частью населения. Более того, такие пособия
являются универсальными и выплачиваются
всем семьям, где есть дети. В некоторых
странах вместо этих пособий родителям
предоставляется право на отсрочку уплаты
налогов. Такая система имеет свои недостатки,
так как она не предоставляет никаких
пособий семьям с безработным отцом и
обеспечивает большими льготами состоятельные
семьи, которые платят повышенные налоги.
Законодательство по вопросам минимальной
заработной платы также является частью
системы социальной защиты. Системы социальной
защиты в индустриальных странах должны
быть адекватны возникающим потребностям
и, следовательно, изменяются как по странам,
так и в пределах одной страны во времени.
Вопрос 3. Социальные индикаторы-измерители
Во всех странах национальная социальная
политика опирается на правовую базу
в социальной сфере, согласованную
с общепризнанными международными
нормами и стандартами в области
прав человека, изложенными во Всеобщей
декларации прав человека, Международном
пакте о гражданских и политических
правах, Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, Конвенции
о правах ребенка и Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития
детей 90-е годы, Венской декларации и программе
действий, принятых Всемирной конференцией
по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных
правилах обеспечения равных возможностей
для инвалидов, Международном плане действий
по проблемам старения и других документах.