Молодежное волонтерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Содержание

Введение 2
1. Молодежь в социальной структуре общества 7
1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа 7
1.2. Ценность и ценностные ориентации молодежи 13
1.3. Социальное развитие молодежи 20
2. Молодежь и социальная структура 23
2.2. Российская молодежь как потенциал социальной структуры 23
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения 26
2.3. Основные ценностные ориентации современной молодежи 30
3. Трудовые ценности и ценностные ориентации коренной и приезжей молодежи города Ярославля. 33
3.1.Программа исследования 33
3.2. Описание результатов исследования. 42
Заключение 53
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

карина.docx

— 176.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность,  свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Для того чтобы рассматривать проблемы молодежи в контексте развития и становления социальной структуры российского общества, в первую очередь, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

Современные социологи определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития особенностями социализации в российском обществе.

Молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы,  свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт, обособление и стремление к идентификации, конформизм и негативизм,  подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Степень изученности проблемы. Проблеме изучения молодежи как особой социальной группы общества, обладающего сложной структурой и детерминацией, в отечественной социологической литературе посвящено большое количество источников. По данной тематике накоплен значительный теоретико-методологический и эмпирический материал и в других отраслях науки.

Весь комплекс научных знаний о молодежи можно сгруппировать по нескольким основным направлениям исследования. К первому из них относятся научные работы теоретико-методологического характера. Второе направление рассматривает социальные проблемы молодежи. Третье направление посвящено изучению трансформации социальных ценностей молодежи или ее отдельных социальных групп. Четвертое направление касается проблем социальной защиты молодежи, правовых и социальных гарантий молодого поколения и государственной молодежной политики. Пятое направление содержит исследования, касающиеся материалов социологических опросов и официальной статистики.

Изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи началось с середины 1960 годов. Особое внимание проблемам молодежи начали уделять внимание такие авторы, как В. Т. Лисовский, который одним из первых выдвинул определение молодежи в 1968 году, Н.Ф.Головатый, В.А.Ядов и другие. Первыми исследователями ценностных ориентации были В.А.Ядов ,В.Б.Ольшанский и А.Г.Здравомыслов. В их работах ценностные ориентации связываются с понятием установок и направленности личности. В.Б. Ольшанский рассматривал ценностные ориентации как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости1.

А.Г. Здравомыслов и В. А. Ядов понятие «ценностные ориентации» связывали с  установками личности. Они считали, что «ценностные ориентации представляют собой установку на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личность в ее индивидуальном развитии»2.

В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи было направлено на выявление их соответствия социалистическому образу жизни и  коммунистическому идеалу. В период перестройки проблемное поле существенно расширилось за счет исследования молодежных объединений и субкультур.

В последние десятилетия  проблеме ценностных ориентаций российской молодежи стали уделять большое внимание многие ученые и научные коллективы. Внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентациями различных групп российского общества.

Объект исследования – российская молодежь.

Предмет исследования – молодежь в социальной структуре общества, ценности и ценностные ориентации российской молодежи.

 Цель данной работы рассмотреть молодежь в социальной структуре общества, выявить основные ценности российской молодежи.

 Задачи:

1. изучить понятие "молодежь", а так же молодежь как особая  социальная группа;

2. рассмотреть ценность  и ценностные ориентации молодежи;

3. проанализировать социальное  развитие и молодежь;

4.исследовать российскую  молодежь как потенциал социальной  структуры;

5. Определить факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения.

6.Изучить основные ценностные ориентации современной молодежи.

Теоретические основы исследования. Данная курсовая работа основывается на трудах следующих авторов: Вершинина Н.А. «Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества», Семиков В. А. «Проблема формирования и развития смысложизненных ценностей студентов в процессе образования», Ядов. В.А. «Ценности в кризисном социуме», Лисовский В.Т. «Социология молодежи». Левичева В. Ф. «Молодежные движения»

Содержание работы и ее структура. Работа состоит из введения и двух взаимосвязанных глав, а так же программы исследования, списка использованных источников и литературы, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, объект, предмет, определяются цели и задачи исследования.

Первая глава «Молодежь в социальной структуре общества». Первый параграф посвящен изучению понятия «молодежь», социальных аспектов образа жизни молодежи России,  и их социальное развитие. Во втором параграфе выявляются ценности и ценностные ориентации молодежи, обозначаются основные тенденции изменения ценностных ориентаций в современном российском обществе, проводится сравнение ценностей, присущих Советскому Союзу, с ценностями современной России. Определяются факторы, которые оказывают влияние на формирование ценностей молодого поколения. В третьем параграфе я рассматриваю социальное развитие молодежи, их проблемы формирования и развития социальной активности, тенденции развития молодежных движений и сообществ.                                                                                                         

Вторая глава «Молодежь и социальная структура». В первом параграфе второй главы  рассматривается смена поколений, молодежь определяется как основной инновационный потенциал общества, так же изучаются условия, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала  молодежи. Второй параграф описывает несколько основных факторов, которые влияют на формирование ценностных ориентаций у молодежи.

Третий параграф посвящен главным жизненным ценностям молодежи , что для них является самым важным.

Третья глава состоит из программы исследования ценностей и ценностных ориентаций приезжей и коренной молодежи города Ярославля. В программе обосновывается проблема исследования, выдвигаются основные цели, задачи и гипотеза исследования.

Приложение состоит из анкеты исследования . В заключении делаются основные выводы по данной теме.

 

 

 

.      

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Молодежь в социальной  структуре общества

1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа

Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». То есть это социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»3.

Как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история — это основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат4.

Молодость определяется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека  обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В такой период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Так же в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Все это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого поколения  с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной вовлеченности  молодого человека в систему общественных отношений. Следуя из всего этого, можно заметить, что поведение молодежи сочетает много удивительных качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отреченность  от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Первое из них усложнение и удлинение процесса социализации в современных условиях и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Вторым считается то, что становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности5.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет6.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Информация о работе Молодежное волонтерство