Молодежное волонтерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Содержание

Введение 2
1. Молодежь в социальной структуре общества 7
1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа 7
1.2. Ценность и ценностные ориентации молодежи 13
1.3. Социальное развитие молодежи 20
2. Молодежь и социальная структура 23
2.2. Российская молодежь как потенциал социальной структуры 23
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения 26
2.3. Основные ценностные ориентации современной молодежи 30
3. Трудовые ценности и ценностные ориентации коренной и приезжей молодежи города Ярославля. 33
3.1.Программа исследования 33
3.2. Описание результатов исследования. 42
Заключение 53
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

карина.docx

— 176.33 Кб (Скачать файл)

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. В отличие от старшего поколения, молодым терять нечего, но и приобретать нечего, так как старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее — быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально – нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Социально-политический кризис в стране влияет как на образование, так и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, межнациональные конфликты, неопределенность перспектив развития и криминальная обстановка в стране — все это не способствует воспитанию патриотов своей страны 29.

Ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. Человек не всегда может понять и объяснить, почему выбрал именно те или иные ценности, особенно те, которые являются безнравственными и ложными. Подобные ценностные установки сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения СМИ. Причем этим ценностям стараются придать более привлекательный вид, чтобы людям было легче усвоить их на образно-эмоциональном уровне.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовно-нравственной сфере подростком является разрушение системы воспитания. Сегодня молодежь воспитывает главным образом семья, улица и телевидения. Однако, не все семьи способны дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Пока взрослые спорили о том, какой должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа30.

2.3.  Основные  ценностные ориентации современной  молодежи

Ценностные ориентации рассматриваются как смыслообразующая основа человеческой жизни, обозначающая для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, то есть ценностные ориентации выражают внутренний мир личности31.

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера32.

Молодежь имеет переходный социальный статус. Молодость как период жизни человека характеризуется переходным состоянием от предписанного социального статуса к приобретенному, что также накладывает отпечаток на положение молодежи в социально-экономической структуре российского общества. Молодое поколение является преемником поколения родителей. В связи с этим встает вопрос о соотношении преемственности и мобильности молодежи по отношению ко взрослому населению33.

За последние 30-40 лет ценностные ориентации молодежи претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, ценность интересной работы была у молодого поколения на первом месте, теперь же  она на четвертом месте. Это произошло из-за того, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда и трудового воспитания. На телевидении и в СМИ образ честного труженика, передовика производства был заменен «идолами потребления» (юмористами, поп-звездами, модными журналистами и так далее).

В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы: рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1. Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные. Субъективно-рациональные ориентации основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек независим от внешних факторов, на ценностях свободы. К этим ценностям относятся индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

2. Духовно-гуманитарные ценностные  ориентации традиционно делятся  на индивидуально направленные  или этические и коллективно  направленные или политические  ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм —  индивидуализм». Сегодня молодым людям, брошенным на произвол судьбы, приходится искать общественный идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»34.

3.Материально-экономические ценностные ориентации распределяются по оси «плановая экономика — рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономическим статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества  уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, молодежь наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать»35.

Таким образом, система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Но без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно.

3. Трудовые ценности и  ценностные ориентации коренной  и приезжей молодежи города  Ярославля.

3.1.Программа исследования

Проблема исследования заключается в том , что важную роль играет изучение социальной структуры современного общества и процессов ее изменения, раскрытие взаимосвязи между классами и социальными группами как в целом в России, так и в региональном срезе; выявление общего и специфического в осуществлении социальной политики государства по отношению к различным группам населения. Изучение этой проблемы актуализируется практическими задачами социального управления, требующего максимального учета и согласованности интересов всех социальных групп.

Являясь важным структурным элементом современного общества, молодежь представлена сегодня почти во всех его социальных слоях и группах. Она несет на себе отпечаток имущественной дифференциации, различных экономических возможностей и активности, что усиливает противоречие между объективными условиями статусной иерархии, принадлежностью к социальной группе и субъективным мнением молодого человека о своем месте в социальной структуре. Молодежь претерпевает значительные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях и т.д. В результате этого возникают аномия и фрустрация социальных взглядов и настроений в молодежной среде, которые получают отражение в девиантном поведении. А поскольку молодежь является одной из формирующих сил общества, то с этими тенденциями приходится считаться, так как они оказывают влияние не только на социальную структуру общества, но и на политическую, экономическую, духовную, религиозную и другие его стороны. При этом молодежь остается одной из наиболее уязвимых групп населения, которая нуждается в государственной поддержке и социальной защите. 
Анализ различных направлений научных исследований позволяет составить достаточно полное представление о положении молодежи в социальной структуре общества и об изменениях, происходящих в молодежной среде.

Существует общественная необходимость изучения жизнедеятельности современной Ярославской молодежи и проблемы выбора ею ценностных ориентаций, которыми определяется формирование самосознания молодежи города Ярославля. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации  молодежи.

Процесс становления системы ценностных ориентации тормозится, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время распространяется в пугающих масштабах и вызывает беспокойство все большего числа исследователей. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Проблема ценностных представлений личности коренной и приезжей молодежи актуализировалась в связи с тем, что в условиях трансформации общественного сознания, глобализации, урбанизации изменяются условия жизни в различных местах проживания, остается открытым вопрос о степени сближения, или возрастания различий ценностных представлений молодежи. 

 

 Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в новых социально- экономических условиях России. Переход к рыночным отношениям разрушил старую систему мотивации, а новая система трудовых ориентаций находится в стадии формирования. Все это привело к смене ценностных приоритетов в сфере труда и профессиональных установок. Изменение ценностной системы общества затронуло молодое поколение в большей степени, чем другие слои общества, в силу его особой восприимчивости и высокой социальной мобильности.

Профессиональная сфера – лишь одна из множества сфер, где личность имеет возможность делать тот или иной выбор, формировать отношение к труду, профессии, идентифицировать себя с той или иной социально-профессиональной группой, совершенствоваться. Все перечисленное и есть, по сути, профессиональное самоопределение личности.

На профессиональное самоопределение личности воздействует ряд факторов экономического, социального, политического, культурного характера, механизмы влияния которых достаточно глубоко описаны и проанализированы в социологической, психологической, педагогической, экономической литературе. Выбирая профессию, совершенствуясь в ней, личность представляет себе именно трудовую деятельность, связанную с конкретной профессией, поэтому можно сказать, что, профессионально самоопределяясь, индивид, выбирает тот или иной труд.

В последние десятилетия под влиянием западноевропейской и американской культур произошло и переосмысление ценности труда в российском обществе. Особую роль в жизни человека стали играть такие ценности, как польза, выгода, действие которых распространяется соответственно и на трудовую, профессиональную сферы.

Отношение к труду вообще и к труду конкретному является важнейшим фактором профессионального самоопределения личности. Определяющийся субъект ориентируется, прежде всего не на профессию, а на содержание трудовой деятельности, которое данная профессия предполагает, то есть на конкретный труд36.

В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у молодого поколения претерпело значительные изменения. Высокая мотивация к труду у студенческой молодежи основана не только на стремлении стать высококвалифицированным профессионалом, но и во многом связана со стратегиями получения материального достатка, построения профессиональной карьеры и самореализации. Сложившуюся тенденцию можно считать положительной, поскольку выдвижение материального и профессионального мотива занятости в качестве главного ориентира свидетельствует о высокой экономической активности молодого поколения.

Исследование ценностных ориентаций, предпочтений и приоритетов молодежи в сфере труда позволяет выявить направленность и содержание трудовой активности молодого поколения и в конечном счете определить степень его включенности в социально-экономические отношения, определить общественно значимые трудовые ценности молодых людей. Развитие страны зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие предприятий, отраслей и экономики в целом зависит не только от образовательного и профессионального уровня молодых специалистов, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих в трудовой деятельности ценностных ориентаций и установок.

Информация о работе Молодежное волонтерство