Молодежное волонтерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Содержание

Введение 2
1. Молодежь в социальной структуре общества 7
1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа 7
1.2. Ценность и ценностные ориентации молодежи 13
1.3. Социальное развитие молодежи 20
2. Молодежь и социальная структура 23
2.2. Российская молодежь как потенциал социальной структуры 23
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения 26
2.3. Основные ценностные ориентации современной молодежи 30
3. Трудовые ценности и ценностные ориентации коренной и приезжей молодежи города Ярославля. 33
3.1.Программа исследования 33
3.2. Описание результатов исследования. 42
Заключение 53
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

карина.docx

— 176.33 Кб (Скачать файл)

Молодое поколение, отвечая требованиям времени, сочетает обучение с работой в различных сферах производства; именно во время получения профессии и с выходом на рынок труда у молодых людей складываются представления о целях профессиональной деятельности и способах их достижения, что отражается на их мотивации, трудовых ориентациях и стратегиях. В связи с этим очевидна потребность в комплексном изучении трудовых ценностей и установок студенческой молодежи, поскольку в ближайшем будущем сегодняшние студенты займут ключевые места специалистов в экономике страны.

Проблема ценностей молодежи вообще и студенческой молодежи в частности в силу своей актуальности нашла отражение в трудах российских исследователей, таких как Д. Л. Константиновского, Л. И. Найденовой, Я. М. Рощиной, Л. Я. Рубиной, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкина. трудовые ценности студенческой молодежи, их динамика и состояние в условиях социокультурной модернизации российского общества остаются еще недостаточно исследованными.

Объект исследования — коренная и приезжая молодежь города Ярославля.

Предмет исследования — трудовые ценности и ценностные ориентации приезжей и коренной молодежи города Ярославля.

Цель исследования — выявить различие трудовых ценностей и  ценностных представлений приезжей и городской молодежи города Ярославля; выявить, в чем основное различие ценностей и ценностных ориентаций коренной и приезжей молодежи.

Задачи  исследования:

    1. Изучить молодежь и основные черты молодежи как особой социально-демографической группы;
    2. Определить основные ценности молодежи и их обусловленность социокультурным контекстом;
    3. Рассмотреть основные жизненные ценности коренной и приезжей молодежи;
    4. Проанализировать отношения коренной и приезжей молодежи друг к другу;
    5. Выявить общие и отличительные особенности трудовых ценностей и ценностных ориентаций у приезжей и коренной молодежи города Ярославля.

 Гипотеза исследования:

В трудовых ценностях и ценностных ориентациях коренной и приезжей молодежи города Ярославля существуют как общие, так и отличительные черты.

 

 

Интерпретация основных понятий:

Коренная молодежь — молодые люди, который родился и живет на определённой территории.

Приезжая молодежь — молодые люди, приехавшие из области, а так же других городов с целью получить образование и найти работу.

Трудовые ценности — это эмоционально окрашенные представления и суждения молодежи о важности труда в целом и его отдельных сторон. Трудовые ценности индикатор трудовой мотивации.

Жизненные ценности — определенные идеи, установки и идеалы человека которые являются результатом жизненного опыта и формируются с самого детства.

Методология и методы проведенного исследования:

Объем выборочной совокупности составил 60 человек, в возрасте от 18 до 23 лет, из которых 30 человек приезжая молодежь и 30 коренная.

Паспортичка выборки: Эмпирическим объектом исследования является коренная и приезжая молодежь Ярославской области.

Ввиду трудности определения точного количества коренной и приезжей молодежи, а также постоянно меняющейся объем генеральной совокупности исследование является выборочным, а не сплошным.

Тип выборки — квотная.

При квотной выборке респонденты отбираются последующим основным критериям: возраст ( от 18 до 23 лет), приезжая или коренная молодежь Ярославской области.

Метод исследования: Анкетный опрос, контент — анализ текстов. Данный метод необходим, так как в анкете присутствуют открытые вопросы.

Метод анкетного опроса является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет исследователям выявить субъективные особенности респондента необходимые для проведения исследования. Так же данный метод является «самым количественным» и наиболее удобным для самого респондента.

При помощи данной методики было опрошено 60 человек — 30 коренных и 30 приезжих, из которых 26 женщин и 4 мужчины  всегда жили в городе Ярославле, 21 женщина и 9 мужчин приехали из маленького или среднего города.

Характеристика метода исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Разработка инструментария (анкетный лист);

2. Проведение анкетного  опроса;

3. Сбор и обработка  полученных данных.

 Полевой этап  исследования.

Опросный лист состоит из четырех блоков, целью которых является выявление основных трудовых ценностей, ценностных ориентаций и ориентиров коренной и приезжей молодежи города Ярославля.

Первый блок необходим для того, чтобы выявить географическую принадлежность респондента, то есть к какой группе они относятся к коренной или приезжей молодежи, а так же направлен на выявление их отношения друг к другу. Здесь находятся вопросы с 1 по 4 и 10,11.Блок состоит из трех полузакрытых вопросов и трех открытых, что в сумме составляет шесть вопросов.

Второй блок – выявление основного вида деятельности и занятости респондента (5,6 вопросы) блок состоит из двух вопросов, один из которых закрытый и один открытый.

Третий блок направлен на изучение организации досуга молодыми людьми, что для них наиболее важно в свободное время, как они предпочитают отдыхать. Блок состоит из пяти вопросов (с 12 по 16) в которых присутствуют три полузакрытых вопроса, один открытый. В блоке находится вопрос составленный по пятибалльной шкале, для определения того, что молодые люди видят под здоровым образом жизни.

Четвертый блок составлен из пяти вопросов  ( с 17 по 23) среди них шесть полузакрытых. Блок направлен на выяснение ориентаций, на будущее, на жизненные идеалы и устремления  молодежи, ассоциации молодого поколения с успехом. Также имеется вопрос составленный по пятибалльной шкале удобства оценивания респондентом, что для него является наиболее важным в жизни.

Пятый блок направлен на определение ценностей  их различие у коренной и приезжей молодежи, в нем оценивается отношение к религии, степень важности тех или иных ценностей, а так же отношение молодых  людей к семье, труду, образованию Блок состоит из девяти вопросов (с 24 по 29 и с 7 по 9) из них пять вопросов носят закрытый характер,два полузакрытых, и два вопроса составлен по пятибалльной шкале, чтобы выяснить наиболее важные ценности в жизни молодежи и их представления о труде.

В целом респондентам предлагалось ответить на 29 вопросов для обязательного заполнения и 4 вопроса паспортички. 

Вопросы предложенные респондентам были закрытого типа (9), полузакрытого типа (14), открытого типа (6),вопрос составленный по пятибалльной шкале (4). Таким образом, предложенная респондентам анкета является достаточным инструментарием для сбора субъективной и объективной информации необходимой исследователю для реализации поставленных задач и проверки гипотезы.

Обработка результатов исследования проводилась в программе Microsoft Excel. Данные, полученные от респондентов, были закодированы и занесены  общий массив данных, что позволило посчитать  процентное соотношение по каждому из интересующих нас вопросов. Интерпретация полученных данных представлена  в виде рисунков и диаграмм, что позволяет наглядно оценить информацию.

Анализ результатов позволил нам решить поставленные задачи и подтвердить либо опровергнуть заявленные гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Описание результатов  исследования.

В исследовании приняли участие 60 человек. Из них 86,6% женщин и 13,4% мужчин — всегда проживали в городе Ярославле. 70% женщин и 30% мужчин приехали из маленького или среднего города. Среди коренных жителей лишь  6%  состоят в браке, а среди приезжей молодежи вступили в брак  3%. Все респонденты находятся в возрасте от 18 до 23 лет.

При помощи исследования мы попытались проанализировать отношения коренной и приезжей молодежи друг к другу.

 

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: коренная молодежь положительно отзывается о приезжих 67%, но вместе с тем приезжая молодежь высказывается негативно по отношению к коренным жителям Ярославля 23%. Приезжие жители относятся к коренной молодежи с непониманием и частичным недоверием, они считают, что большинство Ярославцев грубые, невоспитанные и агрессивные.

На вопрос «Работаете ли вы в настоящее время?» большинство коренных жителей ответили «Не работаю, так как учусь на дневной форме обучения» 73,4% ,в то время как приезжая молодежь работает на условиях полной занятости  и на условиях частичной занятости 13,3%, а также работает неофициально 33,3%. Поэтому можно сделать вывод, что приезжая молодежь более мотивированна остаться в городе, стремится к автономии. Вопреки распространенному мнению, помощь родителей, дружеские связи при трудоустройстве не всегда оцениваются молодыми людьми позитивно. Вступая на рынок труда, нынешняя молодежь хотела бы испробовать свои силы, узнать собственную профессиональную ценность. В корне этого стремления лежит желание доказать свою социальную зрелость.

Респондентам было предложено оценить ряд утверждений о труде, вследствие чего выяснилось, что большинство коренной молодежи считает, что труд дает возможности для развития и самореализации личности 33,4%, а также, что это обязанность человека перед обществом 33,3%,о том что труд это бремя, связанное с удовлетворением насущных потребностей не согласился не один из анкетируемых 0%. У приезжей молодежи отношение к труду стоит иначе 20% из опрошенных отметили труд как бремя, связанное с удовлетворением потребностей, также большинство считает труд — это обязанность человека перед обществом 33,3%,всего лишь 13,4% молодых людей отметили, что труд дает возможности для развития и самореализации личности. Можно сделать соответствующие выводы, что большинство приезжей молодежи работает от безысходности, так как они хотят быть независимыми от родителей, самореализоваться. Молодежь из малых городов расценивает свой населенный пункт прежде всего как не отвечающий требованиям повышения общественного положения. Большой город предоставляет не просто большие возможности, эмиграция автоматически повышает статус переезжающего.

 

Из диаграммы можно сделать следующие выводы, что преобладающее большинство приезжей молодежи планирует остаться после окончания университета в Ярославле 57%, а 23% переедут в другой более крупный город, как было сказано выше, это обусловлено престижем мегаполисов, культурная сфера больших городов гораздо богаче, чем малых. Тем не менее 50% приезжей молодежи живут на съемной квартире или в общежитии 23,4%, лишь 16,6% имеют собственное жилье. Это говорит о том, что молодые люди еще не самореализовались и не могут приобрести собственное жилье.

 

 

Выяснилось, что большинство коренной 51% и приезжей 47% молодежи, считают, что прививать правильные жизненные ценности, должны не только родители дома, но так же часть этих обязанностей должно взять на себя учебное заведение. Приезжая молодежь считает что общественное мнение также играет свою роль в формировании личности 16%. Коренная и приезжая молодежь в равной степени доверяют в таком важном вопросе СМИ 11%. Все это в общем говорит о том, что молодые люди все же отличаются некой консервативностью и не особо доверяют средствам массовой информации.

Далее рассмотрим вопросы о ценностях коренной и приезжей молодежи и критериях их жизненного успеха. У коренных жителей Ярославля на первое место выходят такие ценности как интересная работа и хорошие друзья, они в равной степени согласились с обоими пунктами 93%. Можно сказать, что коренная молодежь отдает приоритет интересной работе и хорошим друзьям, так как считает это более важными ценностями, а семья это само собой разумеющееся. Тогда как у приезжей молодежи главенствующую роль занимают такие ценности как семья, материальное обеспечение и достаток, они согласились с этими ценностями в равной степени 77%. Это может говорить о том, что респонденты, находясь вдалеке от дома, начинают пересматривать свое отношение к семье, начинают ценить ее больше. Материальное обеспечение для них является стимулом повысить свой социальный статус. Конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка, а также в любви и создании счастливой семьи.

Карьера и служебный рост, интересная работа для коренной и приезжей молодежи важны не меньше чем семья и друзья. Так, коренная молодежь выступила «за» интересную работу и высокая должность является очень важным критерием жизненного успеха и одной из важнейших ценностей 93%, для молодых людей приехавших в Ярославль 60%. Таким образом, представления молодежи о том, что такое успех в жизни, являются довольно, прагматичными и вполне отвечают здоровым консервативным ценностям. Для приезжей молодежи идеалом является обеспеченная и счастливая семья, построенная на любви и материальном достатке. Служебный рост, карьера, профессиональные успехи являются скорее средствами достижения этого идеала.

 

 

В будущем молодежь стремится создать прочную семью, но к воспитанию  хороших детей стремится лишь  10% коренной молодежи. Более мотивированны к карьерному росту приезжие молодые люди – 26%. Стремление честно прожить свою жизнь выразило намного больше приезжих респондентов 26% против 10%.Из этого можно сделать вывод о том, что для коренной молодежи ценность семьи занимает главенствующее положение, а приезжая молодежь более мотивированна на карьерный рост. Следует отметить, что вариант «Получить достойное образование» не отмети ни один респондент из обеих групп.

Данные в диаграмме показывают, что у коренной и приезжей молодежи практически в равной степени занимает необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи 30,4% у приезжей молодежи и 27,3% у коренной.  Приезжая молодежь отметила, что важным мотивом трудоустройства  считается самореализация 19%. Самореализация, то есть реализация своего личностного потенциала, а также собственных способностей и интересов в процессе трудовой деятельности, позволяет молодым людям повысить собственный социальный статус, поэтому самореализация включает в себя поиск молодежью своего места в обществе. Так же 15% приезжей молодежи отметили, что работа дает чувство самостоятельности и независимости, что схоже с ответами коренной молодежи 16,6%.  Приезжая молодежь стремится работать, удовлетворять свои материальные блага, но на приобретение профессионального опыта у нее просто не остается времени 6,3%, когда как коренная молодежь считает, что это важный фактор 13,1%. Приобреение профессионального опыта – это одна из возможностей получить в будущем высокооплачиваемую работу.

Информация о работе Молодежное волонтерство