Подводя итоги и исходя из полученных
данных, можно сделать следующие выводы:
коренная молодежь положительно отзывается
о приезжих 67%, но вместе с тем приезжая
молодежь высказывается негативно по
отношению к коренным жителям Ярославля
23%. Приезжие жители относятся к коренной
молодежи с непониманием и частичным недоверием,
они считают, что большинство Ярославцев
грубые, невоспитанные и агрессивные.
Большинство коренных жителей не работают,
так как учатся на дневной форме обучения
73,4% ,в то время как приезжая молодежь работает
на условиях полной занятости и на условиях
частичной занятости 13,3%, а также работает
неофициально 33,3% отсюда следует, что приезжая
молодежь более мотивированна остаться
в городе и стремится к автономии. Трудовая
деятельность должна соответствовать
полученному образованию. В малых городах
существует проблема ограниченности направлений
профессиональной деятельности, предлагаемой
на рынке труда. Именно широта выбора сфер
деятельности, являющаяся отличительной
чертой большого города, притягивает молодежь.
Преобладающее большинство
приезжей молодежи планирует остаться
после окончания университета в Ярославле
57%, а 23% переедут в другой более крупный
город, это обусловлено престижем мегаполисов,
культурная сфера больших городов гораздо
богаче, чем малых.
Большинство коренной и
приезжей молодежи, считают, что прививать
правильные жизненные ценности, должны
не только родители дома, но так же часть
этих обязанностей должно взять на себя
учебное заведение. Приезжая молодежь
считает, что общественное мнение также
играет свою роль в формировании личности
16%. Коренная и приезжая молодежь в равной
степени доверяют в таком важном вопросе
СМИ 11%, это говорит о том, что молодые люди
все же отличаются некой консервативностью
и не особо доверяют средствам массовой
информации.
Основной особенностью молодежной
аудитории является вынесение семьи и
карьеры на первый план жизненных ценностей.
Конкретное воплощение успеха в жизнь
молодежь видит, прежде всего, в достижении
материального достатка, а также в любви
и создании счастливой семьи. Отношение
к труду в сознании молодежи претерпело
значительные изменения. Если раньше работа
могла рассматриваться как цель и способ
достижения самых различных благ - материальных,
социального статуса, общественного уважения,
удовлетворения потребностей в самореализации,
то в настоящий момент работа воспринимается
большинством людей, в том числе и молодежью,
как средство единственной и универсальной
цели — материального благополучия. Стремясь
добиться финансовой независимости, юноши
и девушки начинают работать, совмещая
учебу с вторичной занятостью.
В будущем молодежь стремится
создать прочную семью, но к воспитанию
хороших детей стремится лишь 10% коренной
молодежи. Более мотивированны к карьерному
росту приезжие молодые люди – 26%. Стремление
честно прожить свою жизнь выразило намного
больше приезжих респондентов 26% против
10%.Из этого можно сделать вывод о том,
что для коренной молодежи ценность семьи
занимает главенствующее положение, а
приезжая молодежь более мотивированна
на карьерный рост. Следует отметить, что
вариант «Получить достойное образование»
не отметил ни один респондент из обеих
групп. На основании проведенного исследования
можно сделать вывод о системе ценностных
ориентаций коренной и приезжей молодежи.
Общественные интересы окончательно ушли
на второй план. Приоритетным является
достижение личного благополучия и получения
удовольствия от жизни. Причем и то, и другое
неразрывно связано с наличием денег.
Ценится то, что приносит доход и позволяет
удобно жить.
В процессе трудовой деятельности
у молодежи формируются новые представления
о роли профессии, о профессиональных
целях и способах их достижения, меняются
ценностные ориентиры. На этапе сочетания
работы и учебы трудовая деятельность
является инструментальной ценностью,
так как в большей степени молодые люди
работают ради заработка и опыта работы,
а не для реализации своих способностей
и повышения квалификации.
Коренная и приезжая молодежь
практически в равной степени высказывает
мнение о необходимости зарабатывать
деньги на жизненно необходимые вещи 30,4%
у приезжей молодежи и 27,3% у коренной.
Приезжая молодежь отметила, что важным
мотивом трудоустройства считается
самореализация 19%. Самореализация, то
есть реализация своего личностного потенциала,
а также собственных способностей и интересов
в процессе трудовой деятельности, позволяет
молодым людям повысить собственный социальный
статус, поэтому самореализация включает
в себя поиск молодежью своего места в
обществе. Так же 15% приезжей молодежи
отметили, что работа дает чувство самостоятельности
и независимости, что схоже с ответами
коренной молодежи 16,6%. Приезжая молодежь
стремится работать, удовлетворять свои
материальные блага, но на приобретение
профессионального опыта у нее просто
не остается времени 6,3%, когда как коренная
молодежь считает, что это важный фактор
13,1%. Приобретение профессионального
опыта – это одна из возможностей получить
в будущем высокооплачиваемую работу.
Изучив молодежь и основные
черты молодежи как особой социально –
демографической группы, рассмотрев основные
жизненные ценности коренной и приезжей
молодежи, а также проанализировав отношения
коренной и приезжей молодежи друг к другу,
постарались выявить общие и отличительные
особенности трудовых ценностей и ценностных
ориентаций у приезжей и коренной молодежи
города Ярославля.
Таким образом, в результате
полученных данных, можно сделать вывод,
что гипотеза о том, что в трудовых ценностях
и ценностных ориентациях коренной и приезжей
молодежи города Ярославля существуют
как общие, так и отличительные черты.
Заключение
В заключении можно сказать,
что наиболее остро на все изменения, которые
происходят в обществе, реагирует такая
большая и динамичная социально-демографическая
группа, как молодежь. Молодежь — это особая
социально-демографическая группа, переживающая
период становления социальной зрелости,
положение которой определено социально-экономическим
состоянием общества. Возрастные границы
молодого поколения подвижны, но в основном
колеблются в интервале от 14 до 30 лет.
Молодежь занимает важное место
в структуре общества, поскольку является
носителем определенных связей в социуме,
принимает в его жизнедеятельности активное
участие. Процесс становления социальной
зрелости молодёжи, выбор ею жизненного
пути происходят во всех основных сферах
жизнедеятельности личности, реализуясь
посредством обучения и воспитания, усвоения
и преобразования опыта старших поколений.
Основными социально - психологическими
регуляторами этого процесса и одновременно
показателями положения молодёжи в обществе
и в структуре исторического процесса
развития выступают ценностные ориентации,
социальные нормы и установки. Они определяют
тип сознания, характер деятельности,
специфику проблем, потребностей, интересов,
ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.
Молодежь – это будущий потенциал
общества. От того, как сегодня это общество
и государство заботится о ее развитии
и условиях существования, зависит благосостояние
этого государства, в ней заложен прообраз
российского будущего.
В сознании молодого поколения
современной России прослеживается соприкосновение
традиционных и инновационных ценностей.
Что же касается динамики ценностных ориентаций
молодежи, то можно выявить определенные
тенденции.
Во-первых, в системе ценностей
молодого поколения сохраняют свое значение
традиционные ценности: как в советский
период, так и сегодня, важными для молодежи
остаются такие базовые ценности, как
«семья», «дружба», «любовь».
Пласт традиционных ценностей,
сохраняющийся в сознании молодежи выполняет,
функцию защитного механизма, создающего
ощущение некоторой стабильности.
Во-вторых, система ценностных
ориентаций молодежи за последние 20 лет
претерпела серьезные изменения. В сознании
молодежи происходит активный процесс
самоопределения, обретения новых ценностных
ориентиров. Молодежь демонстрирует ориентацию
на собственные силы, индивидуалистические
ценности, близкие к западному менталитету.
В сознании молодежи возрастает значимость
такой ценности, как «карьера». Еще одной
важной жизненной ориентаций молодежи
является материальная обеспеченность.
Сегодня в сознании молодежи идут сложные
и неоднозначные процессы. Происходит
поиск путей к новому обществу. Резкая
смена оценок, с одной стороны, свидетельствует
о том, что сознание еще не освободилось
от стереотипов мышления, а с другой об
идущей непростой переоценке ценностей.
Направленность на модернизацию ценностей
способствует успешной адаптации молодежи
к социальным условиям современного российского
общества.
Столь распространенное сегодня
мнение о меркантильности современной
молодежи, ее прагматизме, обусловлено
тем, что принимающие эти ценности молодые
люди представляют не очень многочисленную,
но весьма активную, целеустремленную
и дерзкую часть нового поколения, способную
мыслить и действовать не так, как поколение
родителей. Следует отметить, что такое
поведение молодежи это ответ на вызовы
времени. В связи с этим необходимо видеть
в современной молодежи важнейший социальный
ресурс.
Современная российская молодежь
представляет собой довольно яркую социальную
группу с различными ценностными ориентациями
и установками, с разными мнениями и суждениями
по жизненным вопросам, таким как семья,
работа, учеба, досуг. Молодежь более открыта
изменениям, обладает большим инновационным
потенциалом.
При миграции молодежи из малых
городов в более крупные, решающим и наиболее
важным является фактор трудоустройства,
однако, его следует рассматривать лишь
как часть более общей причины – повышения
статуса. Молодежь из малых городов расценивает
свой населенный пункт прежде всего как
не отвечающий требованиям повышения
общественного положения. Все городское
сообщество кажется им на уровень ниже
по сравнению с населением мегаполиса.
Большой город предоставляет не просто
большие возможности, эмиграция автоматически
повышает статус переезжающего.
Таким образом, сегодня молодые
люди, как работающие, так и те, кто только
завтра вступит в трудовую жизнь, демонстрируют
ярко выраженную профессионально-личностную
и социально-статусную мотивацию.
Изучение ценностных ориентации,
предпочтений и приоритетов молодежи
в сфере труда позволяет понять направленность
и содержание трудовой активности молодого
поколения и в конечном счете определить
степень его включения в общество, признание
молодыми людьми общественно значимых
трудовых ценностей.
Список литературы
- Алексеев В.Г. Ценностные ориентации
личности и проблема их формирования.
М.: 1979. С. 37.
- Волков Б.С. Психология юности
и молодости: Учебник для вузов. М.: 2006.
С. 122.
- Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика
ценностных ориентаций в период социальной
трансформации, М.: «Наука»/Социс. № 1, 2002,С
.96-105.
- Головатый Н.Ф. Социология молодежи:
Курс лекций. 1999. С. 45.
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь
России: социологический портрет. - М.:
2010
- Запесоцкий А.И. Молодежь в современном
мире. Проблемы индивидуализации и социально
— культурной интеграции. СПб.:1998. С.
43.
- Иваненков С.П. Проблемы культуры
молодежи. 1998. - № 1 (7). С. 20-25.
- Карпухин О. Самооценка молодежи
как индикатор ее социокультурной идентификации
// Социс. 1998. № 12.
- Карпухин О.И. Библиотека
учебной и научной литературы. Молодежь России: особенности
социализации и самоопределения. С . 57
- Лисовский В.Т. Социология молодежи
: Учебник . СПБ, 1996 С. 43.
- Лисовский В. Т. Духовный мир
и ценностные ориентации молодежи России.
СПб.: 2002.
- Немов Р.С. Психология. Учебник
для студентов педагогических учебных
заведений. М.: 1998. С. 41.
- Ольшанский В.Б. Практическая
психология для учителей. М.: Онега, 1994.
С. 102.
- Павленок П.Д. Учебник «Основы
социальной работы» М.: 1999. С. 96
- Сибирев В. А. Изменение социальных
ценностей молодежи. (Опыт сравнительного
анализа) /Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып.2.(№13).
Л.,1997.
- Семёнов В.Е. Ценностные ориентации
современной молодежи 2007. №4. C.37-43.
- Сересова У.И. Трансформации
социальной работы как профессии:взгляд
через призму мотивации молодых специалистов
// Журнал исследований социальной политики.
2007. С.117-124.
- Шереги Ф.Э. Молодежь и социальная
структура . С.10
- Юрков, Е.Е. Русская речь в современной
России: тенденции развития: Социальные
и ментальные тенденции современного
российского общества. СПб, 2005. С. 41
- Ядова М.А. Современное и традиционное
в ценностях постсоветской молодежи. СОЦИС
2012г.,№1
- Ядов. В.А. Ценности в кризисном
социуме. Психологический журнал 1991. №6.
С. 154-167
- Всемирная энциклопедия: Философия/
главный научный редактор и составитель
А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001.
- Всероссийские социально-педагогические
чтения им. Б.И. Лившица. Социальная активность
молодёжи как условие развития современного
общества 2010 г. Ч. 1. – С. 94.
- Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Барнаул, 21–22 мая 2009 г. / отв. ред. С.Г. Максимова. Барнаул, 2009. – С. 68.
- Журнал : Социологические исследования.
(Социс) Подшивка за 1998
Приложение
1.
Анкета
Уважаемый
респондент!
Лаборатория
социальных исследований ЯрГУ им. П.Г.Демидова
проводит опрос, посвященный исследованию
ценностных ориентаций молодежи города
Ярославля. Просим Вас принять участие
в опросе, высказав свое мнение по предложенной
теме. Отмечайте свой вариант ответа любым
удобным для Вас способом. Опрос проводится
анонимно, все результаты будут представлены
в обобщенном виде. Данный опрос займет
у Вас не более 10 минут. Ваше мнение очень
важно для нас.
Заранее
Вам благодарны!
1.В каком
городе Вы сейчас живете?
______________________________________
2. До
этого Вы жили…
1. Всегда жил
в этом городе
2.Переехал из
деревни ,поселка (переход к вопросу
4)
3.Переехал их
маленького города (переход к вопросу
4)
4.Переехал из
среднего города (переход к вопросу
4)
5.Переехал из
большого города (переход к вопросу
4)
6.Другое_________________________________________
3. Как
вы относитесь к приезжей молодежи?
___________________________________________________
4.Как
вы относитесь к коренной молодежи?
___________________________________________________
5. Работаете
ли вы в настоящее время?
- Работаю на условиях полной
занятости
- Работаю на условиях частичной
занятости
- Работаю по контракту/сезонная
работа
- Работаю неофициально
- Не работаю, так как :
5.1.Являюсь студентом дневной формы обучения (переход к вопросу
6)
5.2.Нахожусь в поимке новой работы
6.Укажите
специальность, на которой вы
обучаетесь?
__________________________________________________
7.Ниже
предоставлен ряд утверждений о труде.
Отметьте пожалуйста, на сколько Вы согласны
с данными утверждениями.(1-полностью согласен,2-скорее
согласен,3-не уверен,4-скорее не согласен,5-абсолютно
не согласен)
1) Труд это бремя, связанное
с удовлетворением насущных потребностей |
12345 |
2) Труд дает возможности
для развития и самореализации
личности |
12345 |
3) Труд это обязанность
человека перед обществом |
12345 |
4) Имея достаточно средств
существования, Вы бы все равно
работали |
12345 |
5) Трудолюбивому человеку
сегодня легко найти хорошую работу |
12345 |