Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу,
- проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с молодежью,
- выявить направление социальной работы с молодежью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-демографическая характеристика молодежи
1.1. Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях 5
1.2. Концепции в изучении молодежных проблем 13
2. Содержание социальной работы с молодежью
2.1. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью 18
2.2. Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
- обеспечение гарантий в сфере занятости;
- содействие
предпринимательской
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантии
предоставления социальных
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
- поддержка
деятельности молодежных и
- содействие
международным молодежным
Меры реализации:
- принятие
специального законодательства
и иных правовых актов,
- внесение
изменений и дополнений в
- разработка
и выполнение государственной
молодежной политики
- создание
Российского фонда Федеральных
молодежных программ для
- выделение
в федеральном и местном
- создание
государственных органов по
В 1994 году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.
В 1998 году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.
В 2005 году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию
социальная поддержка молодежи может
быть материально-экономической, коммуникативно-
В настоящее
время продолжается работа по нормативному
правовому обеспечению
– законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);
– проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;
– проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;
– проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;
– проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;
– примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;
– проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».
Увеличилось
число федеральных целевых
В сфере
поддержки молодёжного
Современная
Стратегия государственной
Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:
- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».
Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».
Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».
2.2.
Современное состояние
В настоящее время в молодежной среде нашей страны наблюдается ряд негативных тенденций и явлений.
- продолжается
деформация духовно-
- медленно
развивается культура
- обостряются проблемы молодой семьи;
- ухудшается
состояние физического и
- растет
криминализация молодежной
- снижается
доступность качественного
- растет
имущественное расслоение в
- происходит
деградация структуры
- минимальна
включенность молодых людей в
систему управления
С другой стороны в молодежной среде укрепляется
целый ряд позитивных тенденций:
- развивается
инновационный потенциал
- растет
самостоятельность,
- увеличивается
число молодых людей,
- возрастает
престижность качественного
- формально-статусное
отношение к образованию
- растет
заинтересованность в
- современная
российская молодежь
международного
молодежного сообщества, активно
интегрируется в общемировые
экономические, политические и гуманитарные
процессы.
Развитие позитивных тенденций и использование
потенциала инновационной активности
молодежи в интересах созидания и гражданского
служения может быть устойчивым лишь при
создании адекватной системы участия
государства и общества в процессах социализации
молодежи, формировании действенных механизмов
партнерских взаимоотношений между «взрослым»
обществом и входящими в него новыми поколениями.
В целях
профилактики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних осуществляется развитие
сети молодёжных клубов, центров, дворового
сектора в муниципальных
В целях
поддержки талантливой молодёжи
и организации молодёжного
Ассоциация
учащейся молодёжи, входящая в состав
Российского Союза Молодёжи, помогает
созданию организаций в учебных
заведениях, отстаивающих права и
интересы учащейся молодёжи на различных
уровнях.
Современные явления - рост экстремизма
и агрессии в молодежной среде, формирование
асоциальных субкультур и контркультур
- свидетельствуют о недостаточной действенности
существующих институтов социализации,
демонстрируют их системный кризис.
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации - семьи, школы, вуза, предприятия.
В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.
Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.
Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.
Между тем на сегодняшний день «модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством».
Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.