Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать особенности социальной работы с молодежью.
Задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу,
- проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с молодежью,
- выявить направление социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-демографическая характеристика молодежи
1.1. Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях 5
1.2. Концепции в изучении молодежных проблем 13
2. Содержание социальной работы с молодежью
2.1. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью 18
2.2. Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.77 Кб (Скачать файл)

- обеспечение  гарантий в сфере занятости;

- содействие  предпринимательской деятельности  молодежи;

- государственная  поддержка молодой семьи;

- гарантии  предоставления социальных услуг;

- поддержка  талантливой молодежи;

- формирование  условий для физического и  духовного развития молодежи;

- поддержка  деятельности молодежных и детских  объединений;

- содействие  международным молодежным обменам.

Меры  реализации:

- принятие  специального законодательства  и иных правовых актов, решений  местных органов власти и управления;

- внесение  изменений и дополнений в законодательство  и иные акты;

- разработка  и выполнение государственной  молодежной политики комплексного  и целевого характера;

- создание  Российского фонда Федеральных  молодежных программ для организации  и финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных  фондов;

- выделение  в федеральном и местном бюджетах  отдельных ассигнований на финансирование  мероприятий в области молодежной  политики;

- создание  государственных органов по делам  молодежи и социальных служб  различного профиля.

В 1994 году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998 году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

В 2005 году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».

Анализ  трех предыдущих программ позволяет  заметить, что первые две программы  направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а  третья и последующая четвертая  четко выделяют направления поддержки  и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах  РФ имеет утвержденную структуру  с обязательным минимумом для  города, района:

1. комплексный  центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи  на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной  помощи семье и детям;

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних;

4. социальная  гостиница;

5. социальный  приют для детей и подростков.

По содержанию социальная поддержка молодежи может  быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной.

В настоящее  время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной  молодёжной политики. Разработан ряд  документов:

– законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

– проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

– проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

– проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

– проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

– примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

– проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».

Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001–2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

В сфере  поддержки молодёжного предпринимательства  и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке  движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны  и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству  молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации  разработана на период до 2016 года и  определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь.

Государственная молодежная политика, реализуемая в  рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

Для реализации приоритетного направления, включающего  вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных  возможностях развития в России, предусмотрены  такие проекты как: «российская  молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

Для реализации приоритетного направления, включающего  развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты  «Команда» и «Успех в твоих руках».

Для реализации приоритетного направления, включающего  интеграцию молодых людей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

 

2.2. Современное состояние социальной  работы с молодежью в РФ

 

  В настоящее время в молодежной среде нашей страны наблюдается ряд негативных тенденций и явлений. 

- продолжается  деформация духовно-нравственных  ценностей, размываются моральные  ограничители на пути к достижению  личного успеха;

- медленно  развивается культура ответственного  гражданского поведения, навыки  общественной деятельности и  самоуправления;

- обостряются  проблемы молодой семьи;

- ухудшается  состояние физического и психического  здоровья молодого поколения;

- растет  криминализация молодежной среды;

- снижается  доступность качественного образования; 

- растет  имущественное расслоение в молодежной  среде;

- происходит  деградация структуры занятости,  разрушение трудовой мотивации  молодых работников -  молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

- минимальна  включенность молодых людей в  систему управления государством.  
 С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций: 

- развивается  инновационный потенциал молодежи;

- растет  самостоятельность, практичность  и мобильность, ответственность  за свою судьбу, восприимчивость  к новому; 

- увеличивается  число молодых людей, выбирающих  личную инициативу как главный  способ решения своих проблем;

- возрастает  престижность качественного образования  и профессиональной подготовки; 

- формально-статусное  отношение к образованию уступает  место практическому использованию  полученных знаний как основы  личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

- растет  заинтересованность в укреплении  своего здоровья;

- современная  российская молодежь становится  полноправной частью

международного  молодежного сообщества, активно  интегрируется в общемировые  экономические, политические и гуманитарные процессы. 
 Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

В целях  профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществляется развитие сети молодёжных клубов, центров, дворового  сектора в муниципальных образованиях, создание социальных служб для молодёжи, поддержка волонтёрского движения. По данным на начало 2004 года, в регионах РФ функционируют 1542 учреждения социального  обслуживания молодёжи, осуществляющие свою деятельность более чем по 20 направлениям.

В целях  поддержки талантливой молодёжи и организации молодёжного досуга Департамент по молодёжной политике ежегодно проводит конкурс молодёжных творческих проектов. Важной составляющей программ развития досуга и художественного  творчества детей и молодёжи (Российская студенческая весна и т.д.) является работа с молодёжными средствами массовой информации. В сообщениях молодёжных информационных центров  большое внимание уделяется вопросам творческих фестивалей и конкурсов. В регионах работают программы неправительственной  общероссийской общественной организации – Российский Союз Молодёжи - «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

Ассоциация  учащейся молодёжи, входящая в состав Российского Союза Молодёжи, помогает созданию организаций в учебных  заведениях, отстаивающих права и  интересы учащейся молодёжи на различных  уровнях. 
 Современные явления - рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур - свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

  Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации -  семьи, школы, вуза, предприятия.

  В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Недостаточную роль играют общественные объединения молодежи. 

  Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

  Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.

  Между тем на сегодняшний день «модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством».

  Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы