Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:03, курсовая работа
На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным
монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовало законодательство
закрепляющее принцип всеобщей занятости. На большинстве предприятий имелись
излишки рабочей силы, которые по различным оценкам, к началу 90-х годов
составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и несмотря на это администрации все
равно предписывалось нанимать рабочую силу
Введение........................3
1. Рынок труда......................4
1.1 Характеристика рынка труда................4
1.2 Безработица.......................5
1.3 Дискриминация на рынке труда..............8
2. Рынок труда и молодежь..................12
2.1 Молодежь на рынке труда.................12
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда.......16
3.Решение проблемы занятости молодежи...........19
3.1 Программы поддержки молодежи.............19
3.2Правовое регулирование молодежной политики........19
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи
и трудовой занятости...................21
Заключение........................23
Список литературы.............
дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей
силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с
низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной
выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему
экономики, как нашего города, так и всей страны.
Уменьшение объемов
платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы.
Повсеместно увеличивается высвобождение работников.
Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой
человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках
работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет
почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29
лет. Это свидетельствуют о
безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем
напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный
характер. В 1998г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца.
Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и
усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что
приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным
спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического
пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном
формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и
саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются
инвестиционным кризисом.
В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес
сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом
можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы.
Возникли новые сектора
аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась
численность занятых, причем именно молодых людей.
Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной"
экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц,
занимающихся индивидуально-
составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на
рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной
перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в
соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы
в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее
коммерциализировались.
Если существующие в настоящее
время тенденции в
квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно
ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде
всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих
дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.
Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и
профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием
национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение
полноценного образования
социального статуса и более высокого материального положения, определенной
гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим
элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно
сбалансированный спрос и
эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при
сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных
учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система
профессионального обучения незанятого населения. Она способствует
профессиональной адаптации
повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение
безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров,
первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки
отраслевой структуры
подготовки работника
занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают
устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более
позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются
и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации
сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии
получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у
них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В
противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы
и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости
среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее,
он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых
работников.
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация
личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений,
осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет
ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий
труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной
карьеры.
На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены
проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность на
-причины незанятости
-конкурентоспособность
школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся
ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения
профессионально-
труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,
-факторы успешной
-проблема координации
профессионального самоопределения и занятости молодежи,
- несоответствие действующей в
городе системы психолого-
работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента
рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых
отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере,
которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению
сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии,
влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с
трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых
ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-
психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной
социализации оказывается
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью
образовательных учреждений города,
которые через процесс
воспитания задают профессионально-
выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на
рынке труда и в сфере трудовых отношений.
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует
целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа,
которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с
учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке
труда; отсутствует система
призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости;
отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-
профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного
учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные
заведения разного уровня подготовки).
В современных социально-
проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это
подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее
образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных
профессий на рынке труда города, района.
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи
3.1 Программы поддержки молодежи.
Отраслевые органы социальной сферы
активно участвуют в
Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992 года в Казахстане стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа.
Деятельность Комитета характеризуется
стремлением создавать
3.2 Правовое регулирование
Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.
Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители округа (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и т.д.). В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи .