Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть уровень социального развития Республики Бурятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня социальное развитие ;
- раскрыть понятия мониторинга;
- сделать оценку социального развития республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия.
Введение……………………………………………….………………...…….…..3
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления……….........……5
Социальный мониторинг……………………………………………..……5
Принципы проведения Мониторинга …………………………………….8
Сущность и принципы социального мониторинга……………………..11
Социологическое исследование мониторинга………………………..13
Раздел 2. Современное состояние социального развития республики Бурятия……………………………………………………………………...……16
2.1 Социальное развитие Республики Бурятия………………………………..16
2.2. Характеристика социальной политики города Улан-Удэ в 2005-2009гг..17
Раздел 3. Совершенствования, изменения и проблемы Республики Бурятия…………………………………………………………………………...21
3.1. Основные проблемы социального развития Республики Бурятия………29
Заключение ………………………………………………………..…………….33
Список литературы ……………
2.2. Характеристика
социальной политики города
В 2005-2009 годах социальная политика Администрации города Улан-Удэ была направлена на оказание услуг населению в области образования, охраны здоровья, развития культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, профилактики беспризорности и безнадзорности, асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде.
На сегодня социальная сфера г. Улан-Удэ представлена следующими стратегическими ресурсами:
Сеть учреждений насчитывает 198 образовательных учреждений, 19 учреждений здравоохранения, 52 учреждения культуры .
В социальной сфере г. Улан-Удэ занято свыше 16 тысяч человек, в том числе в сфере образования – 10 тысяч человек; в здравоохранении – свыше 5 тысяч человек; в сфере культуры – около 1 тысячи человек.
Существенным шагом в повышении уровня жизни стало последовательное увеличение доходов населения, в том числе работников бюджетной сферы. Размер среднемесячной заработной платы по городу Улан-Удэ составил 18738 рублей, что составляет 106% к аналогичному периоду 2008года. Рост заработной платы по социальной сфере в среднем составил 17.6 % (см. Приложение 6). Наряду с ростом доходов населения, вызывает серьезное беспокойство ситуация, сложившаяся на рынке труда. Одним из главных негативных воздействий финансового кризиса является рост числа безработных граждан. Количество официально зарегистрированных безработных в городе Улан-Удэ за 2009 год составило 12365 человек.
Приоритеты социального развития в городе Улан-Удэ определяются в соответствии с Федеральным и Республиканским законодательствами, Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, стратегией развития города Улан-Удэ, планами социально-экономического развития и подготовки к празднованию 350-летия добровольного вхождения РБ в состав России. Первоочередные задачи социального развития Российской Федерации намечены президентом России в реализации приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения доступности жилья и демографической политике.
Несмотря на сокращение бюджетных ассигнований, в 2009 году в социальной сфере города были реализованы 8 муниципальных целевых программ и межведомственный план Года молодежи.
В г. Улан-Удэ продолжается целенаправленная демографическая политика по поддержке и развитию института семьи, решению проблем женщин, детей, представителей старшего поколения.
Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2009 года в г. Улан-Удэ и подчиненным его администрации населенным пунктам составила 373,3 тыс. человек (39 % населения республики).
В г. Улан-Удэ и подчиненным его администрации населенным пунктам с февраля 2007 года отмечался естественный прирост населения, который составил в январе-ноябре 2009 года 1467 человек (в январе-ноябре 2008 года естественный прирост – 943 человек). В расчете на 1000 населения города естественный прирост в январе-ноябре 2009 года составил 4,3 человека (в январе-ноябре 2008 года 2,7 человека). В январе-ноябре 2009 года рождаемость в городском округе увеличилась по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 5 пунктов и составила 16,0 промилле. Смертность сократилась по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 6 пунктов и составила 11,7 человек на 1000 населения .
В целом, естественный прирост численности населения свидетельствует о позитивном курсе реализации муниципальной социальной политики, основу которой составляет система мер по повышению уровня и качества жизни горожан, обеспечения доступности социальных благ и услуг.
Анализ финансовых потоков показывает, что бюджет города в 2009 году носил социальный характер и был направлен на улучшение качества жизни населения. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы составила 53,3% .
Это подтверждает значительные финансовые вливания в отрасли образования, здравоохранения, культуры, имеющие из года в год тенденцию к росту. Бюджетные ассигнования в образование увеличивалось на 14 %, в здравоохранение – на 33,8 %, в культуру – на 32,3 % .
Однако, при ежегодном увеличении бюджета социальной сферы проблемным вопросом остается эффективность планирования и расходования бюджетных средств. Неправильное планирование зачастую приводит к отсутствию результатов торгов, их отмене, что в свою очередь сказывается на своевременности размещения заказов и освоении бюджетных средств. Возникает необходимость в дополнительных передвижках по статьям расходов, вызывающая к дополнительным временным и трудовым затратам.
Таким образом, основной целью развития социальной сферы на среднесрочную перспективу является повышение качества жизни населения г. Улан-Удэ.
Для достижения поставленной цели и выполнения индикаторов определены основные задачи по развитию социальной сферы:
- обеспечение качества
среды проживания, повышение уровня
комфорта и безопасности
- модернизация системы
здравоохранения, образования, сферы
культуры и жилищно-
- совершенствование системы
оплаты труда в бюджетных
Внедрение программы социально-экономического развития города Улан-Удэ позволяет решить поставленную задачу стабилизации и создания условий для экономического роста.
Раздел 3. Совершенствования, изменения и проблемы Республики Бурятия
В промышленности объем выпуска продукции составил 390 млн. рублей, основной прирост традиционно обеспечили лесозаготовка и переработка, составляющие 65% от общего объема. Необходимо отметить значительный рост по производству мяса предприятия ООО «Мясной двор +», увеличившего выход продукции в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом. Все индикаторы промышленной сферы выполнены.
В сельском хозяйстве района их всех отслеживаемых нами показателей не выполнен только один программный индикатор - по зерну. Невыполнение произошло по нескольким причинам: незначительные площади зерновых (1115 га), сложные погодные условия, низкое плодородие земель, дороговизна ГСМ и запчастей, износ техники. Несмотря на хорошие виды на урожай в этом году и господдержку стихия резко уменьшила валовой сбор зерна.
Как вы знаете, в районе реализуются пилотный проект, делающий упор на повышение уровня сельского хозяйства района. СПОКи направлены на выращивание молодняка скота, свиней, их откорм и реализацию, ООО Имагта занимается сбором и переработкой молока, МТС Агротехсервис выращивает зерновые и кормовые культуры. Создаваемый агрохолдинг, в конечном счете, объединит в замкнутую технологическую цепочку производителей и переработчиков сельхозпродукции для переработки и реализации сельхозпродукции как внутри района, так и за его пределами. Основой успешного развития животноводства в Хоринском районе являются порода овец «Буубэй», наиболее приспособленная к местным условиям содержания, и КРС казахской белоголовой породы. Разведением данных пород занимаются СПК Баян Гол и СПК «Хасуртайский».
Основные индикаторы в сфере имущественных и земельных отношениях в 2009 году были выполнены. По всем показателям наблюдался рост, обусловленный спросом граждан на земельные участки под жилищное строительство, изменением базовой стоимости строительства одного кв.метра, применяемой для исчисления арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности, и продажей муниципальной собственности.
Разработана и находится на согласовании в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса схема территориального планирования муниципального района. Разрабатываются генеральные планы экономически развивающихся поселений муниципального образования, таких как СП «Хоринское», СП «Верхнекурбинское», СП «Удинское», СП «Верхнеталецкое», СП «Ашангинское».
Благодаря сохранению покупательской способности розничный товарооборот по району неизменно продолжает увеличиваться, но в целом показывает незначительный темп роста. Так, за 2009 год он составил 528,1 млн. руб. при плане 518 млн. руб., выполнение – 102 %. Темп роста составил 101 %.
За прошлый год оказано платных услуг на сумму 61 млн. руб. План выполнен на 110%. Темп роста составил 119% к уровню прошлого года. План по обороту общественного питания выполнен на 100% и составляет 18,7 млн. руб.
На территории муниципального образования «Хоринский район» в сфере малого предпринимательства работают 88 предприятий.
За 2009 год малыми предприятиями района произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 436 млн. рублей, и с этим показателем район занимает первое место в предварительном рейтинге муниципальных образований.
Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям за 2009 год составили 127 млн. рублей, или 31 % от общего объема инвестиций.
На территории района поддержка СМП реализуется:
Предприниматели района участвовали в республиканском конкурсе «Лучший проект начинающего предпринимателя». По итогам проведенных конкурсов в 2009 году поддержку получили 4 субъекта малого предпринимательства в сумме 1,2 млн. руб.
По финансово-бюджетным показателям отмечено выполнение выше прогнозных. Налоговые доходы консолидированного бюджета на 1 января 2010 года составляют 31млн. руб. и неналоговые – 4,9 млн. рублей, выполнение программы соответственно 101% и 108,9%. В целом доходы консолидированного бюджета превышают плановый показатель на 102%. Индикатор расходов консолидированного бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя выполнен на 100 %.
В целях увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета в районе работает Межведомственная комиссия, в состав которой входят представители администрации, финансово-экономического управления, налоговой службы, отдела имущественных и земельных отношений, приглашаются главы сельских поселений.
В 2009 году проведено 8 заседаний,
по вопросам организации
По решению Комиссии была разработана и принята Программа мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии с этой Программой в 2009 году созданы дополнительные рабочие места за счет открытия в с.Хоринск магазина «Байкалфарм», «Фаина», расширения магазина «Копеечка», ИП Алиев, открытия закусочной ИП Бадмаев, открытие в с. Тэгда магазина ИП Бальжинимаев.
Также Комиссией проводится работа по сокращению задолженности в местный бюджет. На заседания Комиссии приглашаются и заслушиваются должники.
В 2009 году была продолжена работа по мониторингу основных показателей уровня жизни населения.
Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума – 22%. Среднемесячная заработная плата одного работника составила 13600 рублей, среднедушевые денежные доходы населения - 5049 рублей. Покупательская способность среднедушевого денежного дохода (количество наборов прожиточного минимума, равного – 4968 рублей) составила - 1,02.
Оценка ситуации на рынке труда за 2009 год выглядит следующим образом: уровень общей безработицы - 13,2%, количество занятых - 7880 человек, экономически активного населения – 8804 чел.
Уровень регистрируемой безработицы составил 2,7 %
В системе образования на 1 сентября 2009 года в районе функционировало 13 средних, 6 основных, 6 начальных и 1 вечерняя школы, обучались 2503 учащихся, работало 302 учителя; 354 человек прочего персонала.
Демографический спад не позволил достичь программный уровень по нормативу численности учащихся на одного учителя (84%), не смотря на невыполненный программный индикатор по численности всех работников МОУ.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в общеобразовательных школах за 2009 год составила 9,4 тыс.р.: учителей – 12,6 тыс. руб. (выполнение индикатора 106%); прочих работающих (АУП, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала и пед. работников, не осуществляющих учебный процесс) – 7,1 тыс. руб. Выполнение индикатора 100 %
В целях развития отрасли и выполнения индикаторов реализуется Муниципальная программа « Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на 2009 – 2012 г » , по которой уже в этом году 4 средние школы реорганизованы в основные , 1 начальная школа – сад ликвидирована из – за низкого контингента учащихся . С 1 сентября 2010 г. планируется реорганизация 2 – ух средних школ в основные. В целях успешной реализации Национальной стратегии - инициативы «Наша новая школа», эффективного внедрения новых образовательных стандартов в 2009 году район вышел с инициативой о реализации на своей территории проекта ВСГУТЕ по внедрению дистанционного обучения на базе ресурсного центра МОУ «Хоринская СОШ №1». Прорабатывается сотрудничество ресурсного центра и 4 периферийных малокомплектных школ: Улан-Одонской средней общеобразовательной школы, Майлинской, Зун-Хурайской и Ониноборской основных общеобразовательных школ. Учащиеся остаются в местах проживания и учатся по сети, здание школы будет использоваться для реализации сетевого обучения. В результате уменьшается затратность обучения: это и расходы на приобретение школьных автобусов для организации подвоза учащихся, средств на ГСМ, питание школьников, оплату труда учителей и прочие расходы экономия составит 8539,7 тыс. руб.