Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:33, курсовая работа
Цель - исследовать различные направления исследований и объяснения человеческой агрессии, на основе чего дать рекомендации по уменьшению уровня агрессивного поведения в современном обществе. Задачи:
определить понятие «агрессия»;
рассмотреть основные теории;
выявить как рассматривается феномен агрессии в работах К. Хорни;
рассмотреть факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера;
определить место агрессии в различных типах отношений.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение понятия агрессии и основные теории изучения агрессивного поведения человека……………………………………………….5
§1. Понятие и сущность человеческой агрессии………………………………….5
§2. Теории исследования агрессивного поведения человека…………………..8
§3. Феномен агрессии в работах К. Хорни………………………………………..11
Глава 2. Основные факторы и модели агрессивного поведения человека в повседневности…………………………………………………………………….15
§1. Факторы, влияющие на агрессию во взглядах А. Адлера…………………...15
§2. Человеческая агрессия и повседневность…………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...26
Библиографический список………………………………………………….….27
Аналогичным симптомом являются преступные наклонности. В более мягких формах склонность ненавидеть играет значительную роль в нашей общественной жизни, и формы ее проявления далеко не всегда оскорбляют наши чувства или ужасают нас. Одной из таких завуалированных форм является мизантропия, разновидность ненависти, для которой характерна ярко выраженная враждебность к людям17.
§2. Человеческая агрессия и повседневность
Проблема агрессии в современном мире играет большую роль, и истоки можно выявить еще на заре человеческого развития.
В 1970-х гг., по окончании вьетнамской войны, было обнаружено исчезновение крупного палеолитического племени горных кхмеров, тысячелетиями жившего на территории Южного Вьетнама. После взаимных обвинений в геноциде была организована международная научная экспедиция, которой удалось восстановить реальный ход событий. Как выяснилось, причиной гибели аборигенов стало то, что им в руки попали американские карабины. Освоив огнестрельное оружие и оценив его преимущества перед луками и стрелами, первобытные охотники за несколько лет уничтожили фа5'ну и перестреляли друг друга, а оставшиеся в живых спустились с гор и деградировали в незнакомой социальной среде.
Этнографы, входившие в состав экспедиции, легко разобрались в этой печальной истории, поскольку аналогичные эпизоды многократно наблюдались в Азии, Африке, Америке и Австралии: гремучая смесь современной технологии с первобытной психологией подрывала жизнеспособность племен.
Мощь новых технологий нарушает хрупкий баланс между инструментальной и регуляторной ипостасями культуры, что влечет за собой всплеск экологической и/или (гео)политической агрессии, сопровождаемый специфическими массовыми настроениями. Нарастает социально-психологический синдром предкризисного человека, по которому возможно диагностировать приближающуюся угрозу кризиса тогда, когда экономические и прочие внешние показатели еще демонстрируют растущее благополучие.
Предкризисная симптоматика выражается массовой эйфорией, ощущением вседозволенности и безнаказанности, комплексом катастрофофилии, иррациональной жаждой новых врагов и новых побед. В конце концов экстенсивное развитие наталкивается на реальную ограниченность того или иного ресурса. Если общество не может сменить среду жизнедеятельности или найти кардинально новые решения (а исторический опыт показывает, что часто таких решений найти не удавалось), оно подрывает природные и организационные основы существования и гибнет под обломками собственного декомпенсированного могущества18.
По мере того как росли убойная сила оружия, численность и плотность населения, вероятно, не могла не возрастать и абсолютная величина насильственной смертности. Но, коль скоро нас интересует удельный вес насилия в системе человеческого бытия, речь должна идти, конечно, об относительных показателях.
При изучении этого вопроса бросается в глаза прежде всего чрезвычайная неоднозначность представлений о насилии в различных культурах и исторических эпохах. Даже понятие физического убийства, гораздо более конкретное и потому, казалось бы более простое, не поддается вразумительному определению, которое было бы применимо к любой культуре. Оставляя «лишних» младенцев на покидаемых стоянках и тем самым заведомо обрекая их на смерть, первобытные люди вовсе не усматривают в этом действии акт насилия или убийства. В конфуцианской культуре три дня после рождения младенец не считается человеком и его умерщвление не подлежит ни юридическому, ни моральному осуждению. Китайцы называют это «постнатальным абортом», и даже в последние десятилетия практика избавления родителей от новорожденных девочек приобретала потрясающий размах.
Однако речь идет не только об инфантициде. Ни жрецы, ни публика обычно не воспринимают человеческие жертвоприношения как убийства. При этом жертва может вызывать к себе самое доброе и даже восторженное отношение со стороны палачей. В этнографической литературе описано множество эпизодов, когда европейского миссионера съедали «из большого уважения», а знаменитая песня о Куке была написана B.C. Высоцким под впечатлением от научно-популярной статьи.
Повара ацтекского императора, изготовлявшие изысканные блюда из человеческого мяса, считали себя насильниками или убийцами не больше, чем работники скотобойни. Не ощущали себя таковыми и белые охотники за индейскими скальпами (равно как индейцы, охотившиеся за белыми колонистами). Еще в 1889 г. правительство Калифорнии опубликовало по-своему замечательный прейскурант. За «товар» платили в зависимости от принадлежности скальпа мужчине, женщине или ребенку, а также от его качества: например, «скальп взрослого индейца сушами» стоил 20 долларов.
Далее выясняется, что преднамеренное прерывание человеческой жизни не исключительно сопряжено с насилием. Наиболее яркий пример ненасильственного лишения жизни в современной культуре — эвтаназия, которая уже официально узаконена в ряде европейских стран.
Во всех международных и гражданских войнах века погибло, по нашим расчетам, от 100 до 120 млн человек. Немецкий ученый Р. Руммель, специально изучавший историю политических репрессий в различных странах, утверждает: «С 1900 года вне войн и других вооруженных конфликтов правительствами было убито... 119.400.000 человек, из коих 95.200.000 — марксистскими правительствами».
Львиную долю насильственных жертв всегда составляли не военные и не политические, а бытовые убийства, хотя «невооруженным глазом» они менее всего заметны. В последние годы XX в., при отсутствии крупномасштабных войн и политических репрессий, среднее число убийств в мире оценивается как 9,2 на 100 тыс. человек в год19.
Насилие в межличностных отношениях все еще остается мало изученным феноменом в России, а такое явление как насилие между партнерами на свиданиях вообще пребывает за рамками научного интереса20.
В журнале приведено исследование, которое проводилось в 2004 г. в трех университетах России: Дальневосточном государственном университете (г. Владивосток). Алтайском государственном политехническом университете им. И.И. Ползунова (г. Барнаул) и Санкт-Петербургском государственном университете. В результате получены данные об уровне и частоте четырех аспектов насилия на свиданиях: физического, психологической агрессии, сексуального насилия, а также травм, полученных в результате насилия. В настоящем исследовании приняли участие 475 студентов.
Анализ показывает, что более четверти студентов подвергались насилию со стороны своих партнеров в предшествующие 12 месяцев. При этом статистически значимой разницы между мужчинами и женщинами, подвергшимися физическому насилию на свиданиях, в том числе и в тяжелых формах, не выявлено. Общий уровень последних для обоих полов составил 9%.
29% респондентов признались, что физически атаковали своего партнера. Это незначительно отличается от предыдущей категории, подвергшихся насилию. "Тяжелые" формы насилия совершали в отношении своего партнера 12% студентов. Если сравнить данные по полу, увидим, что женщины чаще атаковали своих партнеров (37,9% против 20,5%). То же характерно и для "тяжелых" типов насилия (15,4% женщин против 8,4% мужчин).
Около 3% всей выборки сообщили о повреждениях и травмах, полученных респондентом — интимным партнером. Почти все из них легкие (синяк, ушиб, небольшой порез). Данные показывают, что гораздо больше страдает от них женщин, чем мужчин (5,6% и 1,1% соответственно). 4% респондентов причинили травмы партнеру. В этом случае больше травм нанесли женщины (6,3% против 1,7). Нанесли партнерам "тяжелые" травмы как и в предыдущей группе 1% опрошенных. При этом женщины снова травмировали партнеров чаще, чем делали это мужчины (1,4% против 0,5%).
Около одной четверти респондентов пострадали от сексуального принуждения и насилия. Среди жертв сексуального насилия в интимных отношениях в два раза с лишним больше женщин.
24,4% студентов сообщили, что сами заставляли и принуждали своих партнеров вступать с ними в сексуальные отношения. При этом мужчины и женщины делали это примерно в равной степени. Было обнаружено также, что чем старше студенты, тем чаще они совершают сексуальное насилие.
Более половины выборки сообщили о том, что против них была использована та или иная форма психологической агрессии со стороны их интимного партнера. 67% женщин по сравнению с 55% мужчин считают себя ее жертвами. "Тяжелым" формам психологической агрессии подвергались около 13% опрошенных21.
Проблема агрессивного поведения, традиционно привлекавшая внимание исследователей различных ориентаций, в последние годы приобрела новое звучание. Речь идет о существование в культуре источников санкционированной агрессии, являющихся благодатной почвой для индивидуальной лигитимизации насилия. Так Й. Галтунг выделяет в качестве одной из форм насилия «культурное насилие»; Д. Зильманн пишет о так называемой «санкционированной агрессии»; Л. Бэрон говорит о существовании феномена «культурного излишка»; опираясь на работы Бэрона, М. Хогбен формулирует проблему лигитимизации агрессии в культуре.
Многие исследователи агрессии, несмотря на различия в расстановке акцентов, поднимают одну и ту же проблему: культура задает нормы агрессии и является первостепенным источником формирования делинквентного поведения. В связи с этим становится возможном постановка вопроса о культурно обусловленной специфике агрессивного поведения в Интернете: актуальность таких исследований обусловлена ростом в последние годы числа киберпреступлений и терроризма (как сетевого, так и использующего сетевые ресурсы при подготовке реальных терактов).
Можно предположить, что уникальные свойства Интернет-среды, определяющие особый характер действования в ней субъекта – внетелесный, анонимный, публичный и др. – накладывают свой отпечаток на агрессивность людей, вовлеченных в сетевую активность22.
Делая выводы, можно сказать, что существуют различные причины влияющие на возникновение агрессии и жестокого поведения. Это такие внутренние факторы человеческой психологии, проявляющиеся в ревности, зависти, жадности, ненависти. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления.
Но все же если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас.
Агрессия не возникает «на пустом месте». Она имеет под собой не только биологические, но и социальные корни. Можно наблюдать многоаспектное понимание агрессии в различных культурах. Различные народы по-своему относятся к человеческой жестокости и насилию. Зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к возникновению агрессивного поведения и предопределяют ее формы и направленность.
Агрессивное поведение пронизывает многие, или даже почти все сферы общества, повседневность. Многие учёные уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений.
Рекомендации
Министерству культуры Российской Федерации: необходимо повысить эффективность реформ и законопроектов в сфере культуры, искусства, кинематографии, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений для обеспечения толерантного взаимодействия каждого члена общества. Это позволит снизить уровень агрессивного поведения людей, так как культурный фактор в значительной мере влияет на проявление или не проявление жестокости.
Руководителям комитетов по делам молодежи и молодежной политики: проводить социальную политику, направленную на воспитание общечеловеческих социальных ценностей, гражданских прав и свобод. Следует создать более благоприятные условия для развития детей, подростков, студентов Проводить среди учащихся средних и высших учебных заведений различные мероприятия, направленные на информирование молодых людей о последствиях агрессивного, жестокого поведения. Необходимы внедрение молодежных программ по предотвращению повышения уровня агрессии, мощные информационно-пропагандистские компании, направленные на молодежь, родителей и руководителей всех уровней.
Средствам массовой информации: следует формировать неагрессивное поведение людей при взаимоотношениях. На телевидении должно быть показано как можно больше сюжетов и документальных фильмов, которые наглядно демонстрируют отрицательные последствия агрессии как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Представителям творческих профессий: проводить различные акции, направленные на антирекламу агрессивного поведения, пропаганду толерантного отношения друг к другу (концерты, фестивали, выставки и так далее).
Руководителям образовательных учреждений: организовывать и поддерживать инициативу учащихся, студентов в организации мероприятий, посвященных борьбе с агрессивным поведением, повышению уровня терпимости в конкретном учебном заведении и государстве в целом.
Родителям: именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию, и от того каким образом будет воспитываться каждый член общества зависит дальнейшее развитие социума. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия, будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. Это позволит снизить уровень агрессии как со стороны родителей, так и со стороны ребёнка.
Информация о работе Направления исследований и объяснения человеческой агрессии