Наркотизация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление причин и тенденций наркотизации молодежи, а также, положения дел с профилактикой наркомании в России.
Задачи – 1. Рассмотреть наркотизацию молодежи как социальную проблему;
2. Охарактеризовать наркотизацию в России с момента появления и до наших дней;
3. Проанализировать проблему наркотизации молодежи в современном российском обществе на примере г.Смоленска;
4. Аспектировать проблему профилактики наркотизации молодежи;
5. Разработать практические рекомендации по преодолению увеличения числа наркозависимых в молодежной среде.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологические основы исследования наркотизации молодежи
1.1.Наркотизация: сущность и основные направления
1.2. История распространения наркотиков в России
1.3. Наркотизация молодежи в России
1.4. Общественное мнение в России о проблемах наркотизации
Глава 2 Меры противодействия наркотизации молодежи в современной России
2.1. Состояние профилактики, реабилитации и лечения наркомании
2.2. Практические рекомендации по профилактике наркотизации молодежи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

529 курсовая по Социологии управления.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Программы помощи больным  наркоманией не всегда доступны. Акцент в наркологической помощи делается на краткосрочные лечебные мероприятия. При этом не уделяется должного внимания расстройствам личности, появляющимся и прогрессирующим в процессе наркотизации, а также психологической и социальной реабилитации. Следует учитывать и тот факт, что многие больные наркотической зависимостью, как правило, не осознают своей болезни и не стремятся от нее избавиться. Лечение в наркологических учреждениях расценивается ими не как избавление от недуга, а как расплата за удовольствие, которой они всеми силами стараются избежать.

Отсутствие мотивационных  воздействий ведет к запоздалому  и вынужденному, под давлением  обстоятельств, обращению больного за помощью. К этому времени обычно уже успевают развиться многочисленные серьезные последствия злоупотребления наркотиками, что препятствует социальной адаптации.

Еще одна проблема – непростой  вопрос возвращения пациентов в  общество и полноценного функционирования в нем, то есть реабилитация. Следствием существования данной проблемы являются неудовлетворительные результаты лечения больных с наркозависимостью и накопление нелеченного или плохо пролеченного контингента больных наркоманией, который, в свою очередь становится источником распространения ВИЧ-инфекции, гепатитов, различных социальных девиаций.

Реабилитационных структур, способных реализовать разнообразные  и дифференцированные для различных  контингентов психотерапевтические, воспитательные, образовательные, трудовые программы  и реально обеспечивать возвращение  наркоманов к жизни в обществе, не хватает. Не сформирована дифференцированная сеть учреждений и служб для детей с проблемами в развитии, поведении и социальной адаптации. В частности, не создана сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Материальная база реабилитационного процесса развивается с трудом, сама реабилитация малодоступна, а потому – малоэффективна и не покрывает существующей потребности в реабилитационной помощи.

В реабилитационные отделения зачастую перепрофилируются обычные лечебные отделения с сохранением прежнего режима работы и ориентации на сугубо медицинские воздействия, в то время как краткосрочные высокопороговые программы не обеспечивают достижения конечных целей лечебно-реабилитационного процесса, что обусловливает высокий процент рецидивов.

Трудность борьбы с наркоманией  увеличилась в связи с тем, что она перекочевала в дома и  квартиры. А бытовавшая до недавнего  времени иллюзия благополучия притупила  бдительность и затормозила развитие наркологической службы в стране. Врачи-наркологи учились на горьком опыте своих пациентов (способы применения наркотиков, замена одного зелья другим, методы снятия абстинентного синдрома и др.). За шестилетнее обучение в институте будущим врачам отводилось только два часа по психиатрии. Детским врачам не преподавались вопросы наркомании и токсикомании у подростков и детей. О подростковом пьянстве и тем более наркотоксикомании с детскими психиатрами даже не говорили.

В настоящее время  положение с наркологическим образованием медиков стало выправляться. В медицинских вузах для всех специальностей введен 20-часовой курс по наркологии, токсикомании и алкоголизму. Для выпускников медвузов введена ординатура по наркологии.

Врачи общей лечебной сети и в первую очередь участковые терапевты и педиатры еще слабо участвуют в профилактике и выявлении наркомании. А роль участкового врача очень велика, если учесть, что от психологической склонности к наркотикам до физической зависимости проходит очень мало времени.

Количество специалистов, оказывающих реабилитационную помощь больным наркоманией, и их подготовка в области реабилитации пока явно недостаточна. По-прежнему проблемы реабилитации решают преимущественно медики, а специалистов смежного профиля – психологов, педагогов, социальных работников не хватает. Не всегда квалификация специалистов отвечает современным требованиям. Существенным ограничением в этом отношении является чрезвычайно низкий уровень оплаты их труда. Для развития системы профессиональной реабилитации необходим переход к иной модели оказания наркологической помощи, интегрирующей усилия специалистов различного профиля, обеспечивающей успешную реадаптацию и ресоциализацию бывших наркобольных в обществе.

Имеет место отставание нормативно-правовой базы от реальной наркоситуации в стране. В частности, в связи с обострением в последние годы наркоситуации, ряд положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» перестал отвечать сложившимся реалиям оперативной обстановки. Блок антинаркотических статей Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит надлежащей дифференциации наказания за наркопреступления различной степени тяжести.

Следует признать, что меры по борьбе с наркоманией, и особенно по профилактике злоупотребления психоактивными веществами подрастающим поколением, принятые государством в 1990-е годы, были неадекватны сложившейся ситуации.

В настоящее время  проблема приобщения детей, подростков, молодежи к наркотикам и другим психоактивным веществам продолжает оставаться острой и актуальной. Правда, в последние 2-3 года профилактика наркомании несколько улучшилась. От декларативного признания необходимости профилактической активности государство и общество, наконец, стали переходить к реальным конструктивным действиям.

С конца 2000 года финансирование стало проводиться в большем  объеме. Почти во всех регионах Российской Федерации сегодня разработаны и приняты территориальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и противодействия их незаконному обороту. Контроль за реализацией антинаркотических мероприятий призвана осуществлять правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Решение многих задач  в области профилактики находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркомании во все сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти продолжают наращивать усилия по реализации государственной политики в области противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Это выражается в следующих мерах.

Министерством образования Российской Федерации осуществляется работа по совершенствованию научно-методической базы, обеспечивающей профилактическую деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений. Для общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений подготовлены учебные программы, печатные и видеоматериалы для антинаркотического просвещения и пропаганды здорового образа жизни. Издан и направлен в органы управления образованием субъектов Российской Федерации комплект учебно-методических пособий по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Повышен статус воспитательной работы в образовательных учреждениях. Профилактическая работа осуществляется практически на всех уровнях образования (от дошкольного, до высшего профессионального). В рамках общеобразовательных программ, изучение вопросов профилактики наркомании предусматривается в курсах основ безопасности жизнедеятельности, биологии, физической культуры, граждановедения, ряда других учебных предметов. В программы образовательных учреждений среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования вводятся дополнительные курсы по вопросам профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

В профилактике наркомании используются ресурсы службы практической психологии для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центров). В образовательных учреждениях создаются кабинеты профилактики наркомании, наркопосты, службы доверия для детей, подростков и молодежи. Принимаются меры по созданию сети региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами.

В субъектах Федерации  продолжается работа по развитию сети досуговых, спортивных, оздоровительных учреждений, вовлечение детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом, туризмом. В рамках Федеральной программы развития образования, все образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены спортивным оборудованием.

Госкомспортом России на базе высших учебных заведений, училищ олимпийского резерва и спортивных клубов в 11 городах России созданы  федеральные экспериментальные  центры по разработке и апробации  технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи. Проведена Всероссийская отчетная научно-практическая конференция, где обсуждался опыт работы указанных центров и были определены направления их дальнейшей деятельности.

Для 25 высших и средних  специальных заведений, входящих в  систему Госкомспорта России, подготовлен  пакет учебных программ – спецкурсов «Меры предупреждения, средства и  методы борьбы с наркоманией». Подготовлена учебная программа спецкурса  «Физкультурно-спортивная деятельность в организации профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи».

В целях активизации  участия СМИ в профилактической работе используются такие формы поощрений, как выделение грантов для электронных СМИ за счет бюджетного финансирования. Гранты выделяются на реализацию социально значимых проектов, направленных на борьбу с наркоманией, преступностью, детской беспризорностью, включая создание социальной рекламы.

Ведется также работа по устойчивому формированию понятия «непрестижности» употребления наркотических средств среди подростков и молодежи. При поддержке МПТР России действует и совершенствуется Интернет-сайт «Нет наркотикам», одобренный Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. На нем размещаются различные законодательные и нормативные акты и другие информационные материалы, включая консультации специалистов, адресованные подросткам, молодежи и их родителям.

Минздравом России проведен комплекс научно-исследовательских работ по проблемам совершенствования методов профилактики зависимости от наркотических средств, диагностики, лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, продолжена разработка новых психофармакологических препаратов, подавляющих влечение к наркотику, разработан и предложен к внедрению ряд терапевтических программ, в том числе для детей и подростков, страдающих наркологическими заболеваниями.

Для образовательных  учреждений системы МВД разработаны  программа по учебной дисциплине «Организация борьбы с незаконным оборотом наркотиков», а также программы повышения квалификации и переподготовки работников внутренних дел, занимающихся вопросами борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проведена работа по оснащению соответствующих подразделений правоохранительных органов (в том числе - МВД, ФПС, ГТК) средствами связи и специальной техникой.

Но все же, не смотря на предпринимаемые меры, в системе лечения, реабилитации и профилактики наркомании существует ряд недоработок. Многие антинаркотические программы на местах разрабатываются и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки, что негативно отражается на результатах их выполнения. Ситуация усугубляется тем, что в России еще не сложилась система комплексной подготовки соответствующих специалистов.

Выступления специалистов в печати, на радио и телевидении  не всегда профессиональны и не могут  заменить научно обоснованной, полномасштабной и регулярной работы в этом направлении. К освещению проблем наркомании, ее пагубных последствий для человека, пропаганде альтернативных, социально позитивных видов жизнедеятельности слабо привлекаются популярные в России спортсмены, артисты и другие, значимые для молодежи лица. В печатных и электронных СМИ по прежнему преобладают праздно-развлекательные, а не познавательно-развлекательные программы.

Меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Анализ отчетов территориальных  органов управления образованием по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи показал, что пока в большинстве случаев идет поиск форм и методов работы, квалифицированных специалистов, финансовых источников.31

Как следствие, зачастую в образовательном учреждении отсутствует комплексная система антинаркотической работы. Антинаркотическая деятельность во многих случаях по-прежнему обеспечивается за счет более или менее регулярных, но, как показывает практика, недостаточно эффективных мероприятий (лекции, антинаркотические акции, конкурсы рисунков, плакатов и другие). При этом профилактика антинаркотического характера проводится преимущественно в крупных городах, не затрагивая небольшие населенные пункты.

Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы. Многие педагоги и родители признают свою неосведомленность в вопросах предупреждения наркомании.

Нуждается в значительном совершенствовании индивидуальная профилактическая работа с подростками, злоупотребляющими психоактивными веществами. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Образовательные учреждения все еще нередко стараются избавиться от «трудных» детей. Наличие значительного числа несовершеннолетних, которые нигде не учатся, не работают, создает питательную среду для детской беспризорности, преступности, наркотизации.

Информация о работе Наркотизация молодежи