Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике.
Определить методы и методики исследования для диагностики социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Выделить и охарактеризовать особенности социальной адаптации пожилых людей с нарушением психики.
Сформулировать основные способы профилактики нарушения психики в пожилом возрасте.
Проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы по данным результатов.
Вторая половина XX века отличается значительным увеличением демографической группы старшего возраста и вместе с тем, как отмечают психиатры всех развитых стран, идет значительный рост психических заболеваний в этом возрастном контингенте населения. Отечественная и зарубежная медицинская статистика свидетельствует, что от 10 до 25 % всех лиц старше 60-65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжести. Психические расстройства у пожилых различны по своему происхождению, причинам и протеканию. У одних людей — это заболевания, возникшие в более молодом возрасте, но обострившиеся после начала старения. Другая группа — психические расстройства, преимущественно или всегда возникающие в позднем возрасте и прямо или косвенно связанные со старением. Характер протекания заболевания зависит от громадного комплекса факторов: чисто медицинских (груз соматических, телесных болезней и возрастных недугов, изменивших все системы и органы) и психологических (снижение эмоционального фона благополучия, тревожная мнительность, консерватизм, недоверчивость, недостаточная активность, инертность психических процессов, ослабление интеллектуальной деятельности). Устранить медицинские факторы крайне сложно, тогда как эффективно повлиять на психологические вполне реально. Прежде всего, следует улучшить социально-психологическую ситуацию, в которой оказывается стареющий человек. Абсолютно невозможно повлиять на наследственные факторы. Доказано, что значительно выше риск возникновения сенильной деменции у родственников больных старческим слабоумием. Среди больных старческим слабоумием женщин в 2 раза больше, чем мужчин. Уровень риска пропорционален возрасту, то есть, чем старше возраст, тем выше риск. Единственно, что хоть как-то может обнадежить сегодняшнего пожилого человека — это медицинская статистика: не все старики впадают в маразм, а лишь 5-10 % всех лиц старше 65 лет.
Вообще говоря, при всем при том, что старение имеет массу общих непременных
для всех людей черт, каждому уготована своя старость, так же как и время ее наступления. Психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний или симптомов. Понятие психического здоровья также охватывает интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, поддерживающие личное благополучие человека и укрепляющие социальное единство. Оно также является одной из важнейших предпосылок для полноценной жизни.1 Старость, особенно глубокая старость, связана со многими стрессовыми факторами, повышающими риск развития психических расстройств. В частности, они включают потерю супруга или супруги, потерю друзей, потерю социальной поддержки, потерю здоровья как самих пожилых, так и их родственников, сочетанные заболевания, снижение функциональных способностей, появление проблем с памятью, финансовые потери, утрата ориентиров на будущее, а также осознание приближающейся смерти.
Для того чтобы успешно поддерживать и укреплять психическое здоровье в старости, нам необходимо понять, как именно живут пожилые люди, какие социальные связи между ними имеются, какими являются их реальные пожелания, а также то, как к ним относятся в обществе. Фокусируя проводимые мероприятия на хорошо известных факторах риска и оказывая поддержку там, где она необходима, мы можем эффективно содействовать укреплению психического благополучия на поздних этапах жизни на уровне индивидуумов, местных сообществ и общества в целом.
Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: люди пожилого возраста с психическими расстройствами.
Предмет исследования: проблемы и особенности социальной адаптации людей с психическими расстройствами, в пожилом возрасте.
Гипотеза: предположим, что обусловленное биологическим фактором старение, снижение физической и умственной работоспособности, ухудшение адаптационных ( биологических и социальных) возможностей, затруднения в приспособлении к новым требованиям ведут к тому, что в семье и обществе значительно падает социальная значимость пожилого человека , страдает его престиж , его авторитет , его самоутверждение , что влечет за собой изменения со стороны психики и требует помощи в социальной адаптации к окружающему миру в целом.
Методы исследования:
Исследование
проводилось на базе УЗ «6-я ЦРКП»
Ленинского р-на г. Минска, психоневрологического
кабинета. В исследовании приняли участие
62 человека в возрасте от 55 до 70 лет.
Глава 1.Теоретическая часть
С
возрастом у людей
старческом возрасте резко увеличивается риск развития психических заболеваний. Это связано как с физиологическими и психическими особенностями старения, так и с воздействием социальных факторов. В период старения наблюдаются изменения в высших психических процессах, эмоциональные сдвиги, нарастание физической немощности и развитие многих соматических заболеваний. Эти факторы подготавливают почву для возникновения психических расстройств. Одна из характерных особенностей стареющей психики — снижение темпа психической активности — проявляется в замедлении психомоторных реакций, суженииобъем восприятия, снижении сосредоточенности, ослаблении памяти. Пожилые люди жалуются на забывчивость и рассеянность, затруднения в усвоении новой
информации. Им становится все труднее ориентироваться в новой обстановке, менять жизненные стереотипы и приобретать новые навыки. К эмоциональным изменениям в период старения можно отнести повышенную ранимость, обидчивость, раздражительность, неустойчивое настроение с преобладанием пониженного фона и пессимизма, часто возникающее чувство страха и тревоги. Отмечается неадекватность реакции на внешние и внутренние раздражители. Любая, даже незначительная обида, бестактность, проявление неуважения и черствости со стороны окружающих в пожилом возрасте воспринимаются как тяжелая психическая травма и могут привести к эмоциональному срыву и декомпенсации психического состояния. В связи с ригидностью мышления пожилой человек не может отстраниться от эмоционально негативно окрашенной ситуации, вновь и вновь переживает неприятное событие. Для пожилых людей свойственны концентрация внимания на ограниченном круге аффективно заряженных представлений, эгоцентризм, трудность общения, связанные с возрастными психологическими изменениями и сужением социальных ролей. Происходит усиление противоречивых личностных черт — эмоциональной ригидности , снижением критичности к собственному поведению. Это затрудняет общение и способствует возникновению межличностных конфликтов, в первую очередь в собственной семье, с детьми. В пожилом возрасте нередко вопросы здоровья приобретают доминирующее значение. Пожилые люди становятся ипохондриками, фиксируют внимание на физических ощущениях, много времени уделяют медицинским обследованиям и лечению многочисленных недугов. Перечисленные изменения затрудняют социально-психологическую адаптацию к новым жизненным условиям и событиям. Многие социальные факторы, которые характерны для пожилого и старческого возраста, такие, как утрата или серьезное заболевание близкого человека, ухудшение собственного соматического здоровья, семейные конфликты, одиночество, вынужденное изменение привычного уклада жизни, могут вызвать декомпенсацию психического состояния, стать причиной развития психического заболевания. Исследование пациентов психоневрологического кабинета территориальной поликлиники показало, что экзогенные факторы в 46,8 % случаев выступали в качестве причинных или провоцирующих психические расстройства. Психологическую напряженность вызывают также экономический кризис и политическая нестабильность в стране. Косвенно об этом может свидетельствовать показатель смертности от самоубийств среди пожилых, который за последние 10 лет вырос в 1,7 раза и составил в 1997 г. 48,1 на 100 тыс. населения. Заболеваемость пограничными формами психических расстройств (теми, которые в большей мере связаны с воздействием неблагоприятных внешних факторов) только за последние пять лет увеличилась среди пожилых на 13,5 % (по данным официальной статистической отчетности психиатрических учреждений). При ответе на вопрос: «Какие причины вызывают у Вас чувство душевного дискомфорта и тревоги?» клиенты центров социального обслуживания (ЦСО) наиболее часто (в 46,5% случаев) называли материальное неблагополучие и ощущение незащищенности от социально-экономической нестабильности в стране. Чувство тревоги или депрессии испытывали примерно 70 —80 % лиц, посещающих дневное отделение ЦСО, в 11 % случаев у них выявлялись суицидальные мысли 2. К другой группе факторов, которые способствуют развитию психических нарушений, следует отнести соматические заболевания. Столь распространенные в пожилом возрасте сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания часто сопровождаются нарушениями психики. В старости любое острое или инфекционное заболевание, например пневмония, нарушение функции почек или печени, перелом костей могут вызвать развитие психоза. Проведенные исследования показали, что среди пожилых (старше 60 лет) пациентов психоневрологического кабинета территориальной поликлиники психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями, наблюдались в 45,8 % случаев, а в стационаре общего типа — в 59 % случаев. Рассмотрим некоторые способы применяемые в социальной работе при адаптации пожилых людей с психическими расстройствами:
Толкование этого понятия сводится к тому, что обращается внимание на особенности среды, в которой обитает пожилой человек и на роль микросоциальной среды, т.е. общение и взаимоотношение больного с окружающими людьми (родственниками, сослуживцами, социальными работниками).Необходим индивидуальный подход и подбор патронажного работника, волонтера, психологически совместимых с больным пожилым человеком. Максимальная активизация больных, предоставление им регулируемой самостоятельности, возможности проявить себя, создание максимального уюта, частичного перехода на самообслуживание и самоуправление с целью создания максимально психотерапевтической атмосферы.
Этот
вид социотерапевтического
1) занятия по способностям
(музыкальные занятия, литература, рисование, лепка);
2) занятия прикладного характера
(кружки
домоводства, кулинарии,
3)
развлекательно-познавательные
(посещение кино, театра, экскурсии, вечера отдыха и танцев, тематические литературно-музыкальные вечера).
Терапия занятостью имеет психопедагогическое содержание, а её социотерапевтическое значение обусловливается стимуляцией социальной активности больных. Эта активность может отвлекать от болезненных переживаний, стимулировать, активизировать, а также играть существенную роль в плане сохранения и восстановления социально-трудовых установок личности. Таким путем для самого больного раскрываются его сохранившиеся способности, что способствует повышению самооценки.
Культуротерапией называют ориентированное воздействие развлекательно-познавательных мероприятий. Это библиотерапия, музыкальные занятия, занятия изобразительным искусством, литературные беседы, вечера отдыха, танцы.3
Эти мероприятия могут приносить успех только при их индивидуальности с учетом особенности личности и психического состояния подопечного. Мероприятия можно индивидуализировать, организовав группы больных, сходных по поведению и активности.
Выделяют 4 группы:
1 группа
— безынициативные больные, не
вовлекающиеся в трудовые
2 группа
- больные со сниженной
3 группа - больные с недостаточной или патологической адаптацией во внебольничных условиях.
4 группа
- больные с незначительными
Больным 1 группы рекомендуются элементарные настольные игры (простые конструкторы, цветные кубики, пирамиды), просмотр диафильмов, мультфильмов с привлечением к обсуждению сюжетов. Важно проводить занятия по обучению элементарным гигиеническим навыкам или их восстановлению.
Больным 2-й группы подходят настольные игры (шашки, шахматы), чтение рассказов с попыткой пересказать несложные литературные беседы, прослушивание музыки и её обсуждение, прогулки, участие в тематических вечерах (вечера музыки, дни рождения, праздничные встречи), привлечение к художественной самодеятельности, элементы творческого труда (рисование, лепка, вышивание, резьба по дереву).
Больным 3-й группы показаны участие в проведении тематических вечеров, участие в художественной самодеятельности, просмотры кинофильмов и их обсуждение, настольные игры (шашки, шахматы), организация экскурсий, посещение театров, кино, музеев, прогулки, творческий труд (рисование, лепка, вышивание вязание, резьба но дереву, игра на музыкальных инструментах, выпуск стенгазет).
Для больных 4-й группы мероприятия но культуротерапии должны быть особо дифференцированы и индивидуализированы с учетом уровня личности. Такие больные нередко испытывают обиды, дают реакции протеста. Максимальная индивидуализация должна сочетаться с активизацией личных склонностей (библиотерапия, музыкотерапия, посещение кино, театров, творческий труд).
Задача первоначального этапа - преодоление инертности и пассивности, вовлечение больных в группу. При выборе форм культуротерапии важен дифференцированный подход.
Депрессивным
больным более показаны пассивные
формы, с помощью которых удается
в определенной степени уменьшить эмоциональную
напряженность и угнетенность.