Национальное воспитание учащихся старших классов ОСША
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:54, реферат
Краткое описание
Стержнем всей системы воспитания в Украине является национальная идея, которая играет объединяющий консолидирующий фактор в общественном развитии, направленном на выработку жизненной позиции человека, становления его как личности, как гражданина своей страны. Национальный характер воспитания состоит в формировании молодого человека как гражданина Украины независимо от его этнической принадлежности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1.СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОСША 4 2.ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОСША 6 3.ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 9 4.ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 10 3.1 Формы национального воспитания 10 3.2 Методы национального воспитания 13 3.3 Принципы обучения 13 3.4 Педагогические требования к национальному воспитанию 16 4.ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
«Национальное воспитание
учащихся старших классов
ОСША»
Студентки 3 курса
группы 0502А
Морозовой А.С.
Научный руководитель
д.п.н.,д.ф., проф.
кафедры педагогики,
академик МАНПО
Плотников П.В
ДОНЕЦК - 2012
Содержание
Введение
Стержнем всей системы воспитания
в Украине является национальная идея,
которая играет объединяющий консолидирующий
фактор в общественном развитии, направленном
на выработку жизненной позиции человека,
становления его как личности, как гражданина
своей страны. Национальный характер воспитания
состоит в формировании молодого человека
как гражданина Украины независимо от
его этнической принадлежности.
Интегрирующей основой национальной
системы воспитания является общность
историко-географического положения,
языка, культуры и традиций, осознание
своей принадлежности к украинскому обществу.
Каждый из этих факторов определяет единство
поколений, современных, прошлых и будущих,
способствует формированию гражданина-патриота.
Воспитание подрастающих поколений
отвечает потребностям этнокультурного
возрождения и развития, как украинского
народа, так и представителей других этносов,
которые проживают в Украине, предусматривает
предоставление им широких возможностей
для познания своей истории, традиций,
обычаев, языка, культуры, формирования
чувства национального единства.
В настоящее время большое внимание
стало уделяться воспитанию на национальных
традициях, приобщению учащихся старших
классов к сокровищам народных культур
с целью возрождения, сохранения и развития
неиссякаемого источника мудрости и исторического
опыта народа, формирования национального
самосознания детей и юношества — достойных
представителей своего этноса, носителей
своей национальной культуры.
В наше время нельзя забывать
о народности и национальном характере
образования. К. Ушинский писал: «Воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно
быть народным…», он высоко оценивал воспитательный
потенциал народной педагогики. «Воспитание,
созданное самим народом, основанное на народных
началах, – писал он, – имеет ту воспитательную
силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях…».
1.Сущность
и проблемы национального воспитания
учащихся старших классов ОСША
Национальное воспитание имеет
общественный характер. К нему причастны
семья, ближайшее социальное окружение
- формальные и неформальные объединения,
общественные организации, средства массовой
информации, заведения культуры, религиозные
объединения и т.д.
Современное воспитание в Украине
должно обеспечить привлечение молодежи
к мировой культуре и общечеловеческим
ценностям. Своими формами и методами
оно опирается на народные традиции, лучшие
достижения национальной и мировой педагогики.
Ныне, опираясь на глубинные
национально-воспитательные традиции
своего народа, национальная система воспитания
постепенно возрождается.
Современная его модель учитывает
национальное возрождение всех сфер жизни
украинского общества и процесс реформирования
самостоятельного, независимого государства.
Большую роль в этом процессе
выполняет классный руководитель современной
школы. Главным направлением его деятельности
является национально-патриотическое
воспитание, которое вбирает в себя все
названные особенности современного украинского
государства, его экономическое состояние,
социальные условия жизни сограждан [2,
с.3-5].
Классный руководитель современной
украинской школы обязан использовать
все направления, формы и методы воспитательной
работы через национально-патриотическое
воспитание учащихся.
Национально-патриотическое
воспитание – это созданное на протяжении
многих веков самим народом система взглядов,
убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев,
призванных формировать мировоззренческие
взгляды и ценностные ориентации молодежи,
передавать ей социальный опыт предшествующих
поколений. Научно обоснованное и правильно
организованное национально-патриотическое
воспитание классным руководителем должно
отображать историческую поступь народа,
перспективы его развития [1, с.126-127].
Актуальность создания системы
национально-патриотического воспитания
в условиях государства Украины определяется
потребностями общества во всесторонней
его активизации интеллектуального и
духовно-творческого потенциала, национальных
и общечеловеческих ценностей, противоречивыми
процессами включения личности в социальную
жизнь. Возникает необходимость обеспечения
единства, поступательности и последовательности
воспитывающих влияний различных социальных
институтов, постоянной корректировки
воспитательного процесса.
В поисках новой системы воспитания
классный руководитель должен на первый
план ставить гуманистические идеи и ориентиры,
которые базируются на внимательном отношении
к личности учащегося, заботе о его развитии.
Такой подход предполагает определения
каждого воспитанника как уникальной
личности, уважение его прав, отношение
к нему как субъекту собственного развития,
опоре в его воспитании на совокупность
знаний о человеке и высокий профессионализм
[2, стр. 3-5].
Гуманистический характер воспитания
предусматривает построение его содержания
и форм на основе глубокого понимания
воспитателем природы воспитанников,
их индивидуальных черт и возможностей,
уважения к личности ребенка, заботы о
его гармоническом развитии, установления
сотрудничества в учебно-воспитательном
процессе.
Такой подход предусматривает
отношение к каждому ученику как к неповторимой
личности, субъекта свободного развития,
признание его прав, исходя из совокупности
знаний о человеке
Данная концепция имеет своей
целью определить приоритетные задачи
национального воспитания системе образования
и основные направления их реализации
на современном этапе развития украинского
общества.
2.Цель национального воспитания учащихся
старших классов ОСША
Важным условием эффективности
образования является четкая постановка
его цели, глубокое понимание и осознание
ее воспитателем. Наличие цели дает возможность
определить содержание и задания каждого
направления воспитания.
Цель воспитания базируется
на национальных ценностях, предавая воспитанию
и целеустремленности и обеспечивая его
результативность.
С ориентацией на цель происходит
направление воспитательного процесса,
набор методов, организационных форм,
средств воспитательной деятельности.
Цель воспитания — совокупность
качеств личности, которые стремится сформировать
общество [3, с.390].
Имея объективный характер,
цель воспитания выражает в обобщенной
форме идеал человека.
Подчеркивая важность определения
цели, К. Ушинский писал: «Что сказали бы
вы об архитекторе, который, закладывая
новое строение, не смог бы ответить на
вопрос, что он хочет построить... То же
самое должны сказать и о воспитателе,
который не может четко и точно определить
вам цель своей воспитательной деятельности...
Вот почему, доверяя воспитанию чистые
и ранимые души детей, доверяя для того,
чтобы оно привило в них первые, а поэтому
самые глубокие черты, мы имеем полное
право спросить воспитателя, какой цели
он будет добиваться в своей деятельности,
и требовать на этот вопрос ясного и категорического
ответа» [2, с.196-197].
А. Макаренко толковал цели
воспитания как программу человеческой
личности, человеческого характера, вкладывая
в понятие «характер» все содержание личности,
т.е. характер ее внешних проявлений внутренней
убежденности, а также политическое воспитание,
знания и др. Известный педагог считал,
что «воспитатели должны иметь такую программу
человеческой личности и стремится реализовать
ее».
Общей целью воспитания является
гармоническое развитие человека. Эта
цель сформировалась еще в древнегреческих
Афинах, где зародилось понятие «калокагатия»
(великодушность) - идеал воспитания, который
соединяет порядочность, богатство, физическое
совершенство и моральные качества. В
эпоху Возрождения итальянские гуманисты
дополнили его идею всесторонним развитием
личности. Так сложился идеал всесторонне
и гармонично развитого человека [7, с.
109].
Идеал - представление об образце
человеческого поведения и отношениях
между людьми, что выходит из понимания
цели жизни.
Формирование идеала у человека
зависит от воспитания, особенностей его
личного опыта. Идеалы отличаются по содержанию,
структуре и действенности.
Содержание идеала охватывает
качества реальных личностей, литературных
героев и др., которых человек считает
идеальными.
Структура идеала говорит о
мере его обобщенности, т.е. является идеалом
конкретный человек или совокупность
качеств нескольких людей, обобщенных
в едином образе.
Действенность идеала означает
степень его влияния на поведение и сознание
людей [3, с.391].
Идеал национального воспитания
самым глубоким образом раскрыт в трудах
украинского педагога Григория Ващенко
«Воспитательный идеал», «Воспитательная
роль искусства», «Теловоспитание как
средство воспитания воли и характера»
и др. В его основу положены общечеловеческие
и национальные ценности, которые являются
духовным богатством народа .
К общенациональным ценностям
принадлежит моральный закон творения
добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости,
признание идеалов любви и красоты. Их
носителем является христианская религия.
Она ориентирует человека на служение
высшему идеалу - Богу.
В то же время человек рождается
и живет в конкретной национальной среде,
которая отличается своим языком, культурой,
обычаями. С рождением его окружают национальные
ценности.
Идеал национального воспитания
базируется на служении Богу и своей нации.
Бог – это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость,
Красота. Нация – реальная земная общность,
в жизни которой должны реализовываться
абсолютные общечеловеческие ценности.
В педагогическом смысле воспитательным
идеалом является человек, который служит
Богу и Украине. Г. Ващенко резко противопоставляет
идеал украинского национального воспитания
большевистской модели, которая базируется
на материализме и атеизме, и национал-социалистической
идеологии фашизма с ее проповедованием
культа силы и пренебрежения к человеку.
Конечной целью воспитания
личности является ее подготовка к жизни
обществе. Это роли гражданина, работника,
общественного деятеля, семьянина, товарища.
Подготовка к роли гражданина предусматривает
формирование в человеке ярко выраженной
активной гражданской позиции, чувства
долга и ответственности перед обществом.
Роль работника охватывает умение и желание
активно работать, создавать новые материальные
и духовные ценности. Быть общественным
деятелем означает принимать активное
участие в общественной жизни. Уже в школе
личность необходимо готовить и к роле
семьянина - будущего отца, мужа, матери,
жены. Как товарищ каждый должен уметь
понимать другого человека, сочувствовать,
жалеть, уступать, делиться и т.д. [3, с.269].
3.Задачи национального воспитания
Государственная национальная
программа «Образование» о задачах воспитания
учеников. Главные задания национального
воспитания молодежи обусловлены приоритетными
направлениями реформирования воспитания,
определенными Государственной национальной
программой «Образование» («Украина XXI
столетия») [3, с.78]. К ним принадлежат:
формирование национального
сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать
для государства, готовности его защищать;
обеспечение духовного единства
поколений, воспитание уважение к родителям, женщине-матери, культуре
и истории своего народа;
формирование высокой языковой
культуры, овладение украинским языком;
привитие уважительного отношения к культуре
и традициям;
воспитание духовной культуры
личности, создание условий для выбора
ею своей мировоззренческой позиции;
формирование творческой, трудолюбивой
личности, воспитание цивилизованного человека;
обеспечение полноценного физического
развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;
воспитание уважения к Конституции,
законодательству Украины, государственной символике;
содействие глубокому осознанию
взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его общественной
ответственностью;
формирование экологической
культуры личности, ее гармоничных отношений с природой;
развитие индивидуальных способностей
и талантов молодежи» обеспечение условий
их самореализации;
формирование у детей и молодежи
умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений
[3, с.393].
Четкое определение целей и
задач национального воспитания дает
возможность построить программу воспитания
старших классов.
4.Формы,
методы и принципы национального воспитания.
Педагогические требования.
3.1
Формы национального воспитания
Национальное воспитание осуществляется
в процессе обучения. Поэтому целесообразно
рассмотреть формы организации обучения.
Форма организации обучения
- внешнее выражение согласованной деятельности
учителя и учеников, которая осуществляется
в установленном порядке и в определенном
режиме.