В современной школе используют
классно-урочную систему обучения. Суть
ее лежит в том, что образовательная работа
проводится с группой учеников постоянного
состава, одинаковой возрастной группы
и уровня подготовки в форме урока.
В соответствии с Законом Украины
«Об общем среднем образовании» наполненность
классов общеобразовательных учебных
заведений не должна превышать 30 учеников.
Длительность уроков составляет: в первых
классах - 35 минут, во вторых - четвертых
- 40, в пятых - двенадцатых классах - 45 минут.
К организационным формам обучения,
которые используются в средней школе
любого типа, принадлежат урок, семинар,
экскурсия, предметный кружок, консультация,
домашняя учебная работа.[1, с.131]
Урок - форма организации обучения
с целью овладения учащимися изучаемым
материалом (знаниями, умениями, навыками,
мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеями). Такая форма применяется при классно-урочной
системе обучения и проводится для класса,
то есть относительно постоянного учебного
коллектива [3, с.345].
В такой форме обычно проходят
занятия в образовательных учреждениях'
реализующих образовательные программы
общего образования в школах, лицеях, гимназиях,
колледжах и т.п.
К основным типам уроков относят:
- урок изложения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок закрепления изучаемого
материала и выработки практических умений и навыков;
- урок самостоятельной работы;
- урок повторения, обобщения
и систематизации изучаемого
- материала;
- урок проверки и оценки знаний,
умений и навыков;
- интегрированный урок и т. д. [1,с.132].
Эффективной формой обучения
является семинар.
Семинар - организационная форма обучения,
которая предполагает обсуждение проблем,
которые касаются ранее прочитанной лекции
или раздела курса.
Суть его состоит в самостоятельном
изучении учениками проблемы подготовке
реферата, в сообщении сути проблемы на
занятии и соответствующем анализе, рецензировании,
дополнении сообщенного.
Семинарские занятия делятся
на подготовительные (просеминарские),
собственно семинарское занятие в школе
и семинары-конференции, которые присущи
только высшей школе, как самый сложный
вид семинара. В общеобразовательной средней
школе его практикуют в старших классах.[4,
с. 250].
Просеминарское
занятие - это переходная от урока форма
организации познавательной деятельности
учеников через практические и лабораторные
занятия, в структуре которых есть отдельные
компоненты семинарской работы, к высшей
форме - собственно семинарам.
Собственно
семинарское занятие. Видов собственно семинарских
занятий есть несколько: развернутая беседа,
сообщение - обсуждение сообщений и творческих
работ, комментированное чтение, решение
задач, диспут.
Семинар-развернутая
беседа. На этом семинаре тему делят
на небольшие по объему, но органично связанные
между собой вопросы, которые формулируют
как познавательные, проблемные задания.
Выполнение одного такого задания является
предпосылкой для выполнения другого.
Это дает возможность вовлечь в беседу
максимум учеников [6, ст. 203].
Семинар-сообщение. Такой вид семинара требует
более глубокой подготовки, использования
нескольких источников. Иногда заранее
необходимо провести определенные исследования,
наблюдения. На семинаре докладчик последовательно
излагает свои мысли, аргументирует их
вескими фактами, иллюстрирует убедительными
примерами. Остальные ученики внимательно
его слушают, чтобы быть готовыми к дополнениям,
подтверждая или опровергая изложенное
[4, с.330].
Комментированное
чтение. Эффективно при необходимости
осмыслить определенную научную работу.
Основное задание комментированного чтения
- научить учеников глубоко анализировать
и правильно толковать научный текст.
Семинар-диспут. Правильная его организация
захватывает учеников, пробуждает у учеников
интерес к предмету, способствует глубокому
усвоению информации, воспитывает принципиальность,
развивает логическое мышление и речевую
деятельность [7, с. 109].
Экскурсия. В отличии от урока экскурсия
не может быть жестко ограничена во времени.
Главное ее содержание лежит в восприятии
предметов и явлений в природной обстановке.
В зависимости от места в образовательном
процессе экскурсии подразделяются:
- по отношению к образовательной
программе - на программные и внепрограммные;
- по содержанию - на тематические и комбинированные.
- по времени изучения материала,
- на вступительные, текущие и итоговые;
- относительно изучаемого предмета
- на ботанические, зоологические, химические, физические и др.
Во время экскурсии необходимо
представить общую характеристику объек-
та, организовать наблюдение и выполнение
практических заданий [4, с.352].
Так же создают предметные
кружки по разным изучаемым предметам.
Их заданием является углубление приобретенных
знаний, развитие интересов и способностей
[4, стр. 146].
Сущность консультации лежит в толковании ученикам
сложных для понимания и осознания проблем.
а целью домашней
учебной работы является расширение и углубление
знаний, приучение к регулярной самостоятельной
работе, активности, воспитания чувства
ответственности [3, с. 346].
3.2
Методы национального воспитания
Основной задачей педагога
является умение и возможность помочь
ребенку в его развитии. Таким образом,
вся гуманистическая педагогическая практика
должна обеспечивать развитие и совершенствование
всех сущностных человеческих сфер ребенка.
Можно условно выделить группы
методов прямого и косвенного педагогического
влияния.
Методы прямого
педагогического влияния предполагают немедленную
или отсроченную реакцию ученика и его
соответствующие действия, направленные
на самовоспитание.
Методы косвенного
педагогического влияния предполагают создание такой ситуации,
такую организацию деятельности, в которую
включается ребенок, при этом формируется
соответствующая установка на самосовершенствование,
на выработку определенной позиции в системе
его отношений с учителями, товарищами,
обществом [4, с.311].
В настоящее время наиболее
распространенной является классификация
методов воспитания И.Г.Щукиной на основе
направленности – интегративной характеристики,
включающей в себя в единстве целевую,
содержательную и процессуальную стороны
методов воспитания. Она выделяет три
группы методов: методы формирования сознания
(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,
этическая беседа, увещевание, внушение,
инструктаж, диспут, доклад, пример); методы
организации деятельности и формирования
опыта поведения (упражнение, приучение,
педагогическое требование, общественное
мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование,
поощрение, наказание).
3.3
Принципы обучения
Организационная деятельность
людей в обществе и отношения между ними
непременно включают в себя те или иные
исходные положения, которыми они руководствуются.
Учащиеся могут овладеть знаниями прочно
только в том случае когда они усваивают
их сознательно, а обеспечить то или другое
можно лишь при организации обучения по
определенной системе. [5, с. 124 ].
Для этого существуют принципы
обучения. По своей сути, принципы педагогического процесса - система основных исходных
требований к обучению и воспитанию, соблюдение
которых дает возможность эффективно
решать проблемы всестороннего развития
личности [3, с. 327]
Принцип
целенаправленности педагогического
процесса - выражает требование организовать
научно воспитательную работу с целью
всестороннего развития каждого ребенка.
Принцип
связи школы с жизнью практически реализуется через
связи воспитания и обучения с процессами
перестройки рыночной экономики, демократизации
общественной жизни, реформирования системы
образования. [3, с. 205].
Принцип
научности содержания воспитания и образования требует, чтобы образование
и воспитание раскрывали ученикам объективную
научную картину мира, закономерности
развития природы, общества, культуры,
мышления. Данный принцип также предусматривает
развитие у учеников умений
и навыков научного поиска, усваивание
ими способов научной организации труда.
Принцип
доступности, учета возрастных и индивидуальных
особенностей учеников означает, что обучение и образование
должно строиться на уровне возможностей
учеников, без интеллектуальных, физических
и моральных перегрузок [4, с. 231].
Принцип
систематичности и последовательности реализуется в различных формах
планирования (тематического и внеурочного)
и написания планов. Он предусматривает
формирование у учеников рационального
планирования своего процесса обучения,
а также такой организации воспитательного
процесса, при котором каждое воспитательное
мероприятие является природным и логичным
продолжением предыдущей работы, закрепляет
и развивает достигнутое, поднимает воспитание
и развитие на высокий уровень.
Соблюдение принципа
сознания, активности, самодеятельности,
творчества учеников в педагогическом процессе
способствует формированию сознательных,
активных, самостоятельных и творческих
личностей. Игнорирование его в обучении
и воспитании порождает безынициативность,
пассивность, безразличие [5, с. 245].
Реализация принципа
связи образования и воспитания с общественно
полезной, продуктивной работой воспитывает молодых людей
творцами общественных ценностей, помогает
выбрать жизненный путь и самоутвердится
[5, с. 109].
Принцип
наглядности предусматривает использование
наглядно не только как средства иллюстрирования,
но и для того, чтобы старшеклассники научились
самостоятельной работе с образом, особенно
художественным как источником информации.
Такая работа с наглядностью обостряет
внимание, развивает аналитичность мышления,
умение достигать образного выражения
различных технических и общественных
проблем.
Принцип
уважения к личности ребенка в соединении
с разумной требовательностью к нему. Уважение и требовательность
к ребенку воспитывают у него чувства
человеческой гордости, формируют представления
о гуманных основах человеческих взаимоотношений.
Принцип
выбора оптимальных методов, форм, средств
образования и воспитания базируется на понимании невозможности
универсальных подходов к обучению и воспитанию,
которые срабатывают в любых педагогических
ситуациях. [2, с. 245].
Принцип
основательности, понимания и действенности
результатов образования, воспитания
и развития требует, чтобы чувствовался
не только образовательный, но и воспитательный,
развивающий эффект педагогического процесса.
Он предусматривает необходимость понимания
полученных знаний, ориентирует процесс
на формирование действенных знаний, умений,
навыков и способов поведения [5, с. 195].
Принцип
комплексного подхода к воспитанию проявляется в оригинальных
связях образовательной, трудовой деятельности
школьников с формированием мировоззрения,
ценных для общества мотивов поведения,
с моральным отношением к образованию,
труду, природе, другим людям и самому
себе [3, с.329-331].
3.4
Педагогические требования к
национальному воспитанию
Для достижения преподавателем
наилучших результатов своей деятельности
необходимо учитывать следующие требования:
Доступность - материал должен излагаться
понятно и недвусмысленно четко, ясно
с учетом индивидуальных качеств личности.
Посильность - для того, чтобы воспитанники
восприняли и поняли излагаемый учителем
материал, учитель не должен переоценивать
способности учащихся, а руководствоваться
теми формами воспитания, которые подходят
для данной возрастной группы.
Творческий
характер - учитель должен подходить
так к изложению материала, чтобы дети
для его усвоения и понимания применяли
свои творческие способности, таланты
и совершенствовали их.
Коллективный
характер - для учеников, особенно среднего
возраста, необходимым является научиться
общаться со своими сверстниками, научиться
слушать и понимать друг друга, а для этого
педагог обязан так излагать свой материал,
что помимо индивидуального его изучения
дети смогли бы работать в коллективах.
Активность - во время процесса обучения
должны научиться действовать, принимать
решения, проявлять интерес к образованию,
поэтому учителю необходимо давать им
стимул.
Самостоятельность - дети во время учебного процесса
не только должны выполнять задания с
помощью учителя, но а также и самостоятельно.
Поэтому педагогу необходимо так организовать
учебную деятельность, чтобы дети получали
индивидуальные задания.
Инициативность - для достижения педагогом
максимальной отдачи от учащихся необходимо
вызвать у детей интерес к излагаемому
материалу, так чтобы они проявляли инициативу
в его изучении, например создавать кружки,
проводить экскурсии и т. д.
4.Опорный
конспект
Заключение
Главная цель национального воспитания
– приобретение молодым поколением социального
опыта, унаследование духовных достижений
украинского народа, достижение высокой
культуры межнациональных отношений,
формирование в молодежи, независимо от
ее национальной принадлежности, черт
гражданина Украинского государства,
развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической,
правовой, трудовой, экологической культуры.